Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Личность, сущность, душа.

Эль Ригель аватар

(ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ РОДНИ КОЛЛИНА "Теория небесных влияний")

 

Мы получим более ясное представление о природе личности

человека, когда поймем, что свет, который она отражает, явля-

ется именно тем, что он не усваивает. Наиболее очевидно в че-

ловеке - то, что он отвергает и тот особенный способ, которым

он это отвергает. Человек узнается по тому, чего он еще не по-

нимает, по тому, что отделяет его от остальных. Это его лич-

ность. Когда он на самом деле что-либо понимает и усваивает,

это входит в него и становится частью его сущности. Это уже не

видно другим как его личность - это он сам, и он есть это.

 

...Ранее мы пришли к заключению, что пропорция различных эн-

докринных секреций, которая в данный момент во взвешенном сос-

тоянии переносится потоком крови, делает человека тем, что он

есть. Его состояние в данный момент является равнодействующей

всех побуждений, диктуемых каждой из этих энергий в отдельнос-

ти. Побуждения учиться, искать общества, неустанно двигаться,

заниматься любовью - смешиваются в нем с разной силой, созда-

вая окраску и настроение настоящего момента. Это то, что назы-

вается его психологией.

Но давайте пойдем дальше, и постараемся вообразить весь

поток крови человека за всю его жизнь как единое целое, всю

кровь, которая прошла через него от зачатия до смерти. Кровь

начинает течь в нем в тот самый момент, когда оплодотворенная

яйцеклетка прикрепляется к материнской утробе: и она не оста-

навливается, пока не перестает биться его сердце. Этот "длин-

ный" поток крови является некой паутиной, соединяющей каждую

часть круга его жизни, который мы пытались изобразить в Главе

11. Состав потока крови в данный момент определяет его настро-

ение; вся совокупность его жизненной крови, которая содежит

всю общую сумму влияний, оказывавших воздействие на его су-

ществование, - это и есть человек. Она представляет его истин-

ную природу, то, чем он объективно является, его сущность.

Вся беда в том, что никто не знает, чем эта сумма являет-

ся. Никто не знает себя объективно. Никто не может проанализи-

ровать высшую химию своей крови и честно оценить себя по дос-

тоинству. Это было бы уже огромнейшее достижение; и человек,

знающий свою сущность, имел бы огромное преимущество в мире.

На самом же деле то, что человек думает о самом себе и

своих возможностях, имеет очень мало общего с реальной химией

его тела. Человек, который по своей естественной структуре и

способностям был бы толковым и полезным рабочим, чувствует се-

бя непризнанным поэтом, даже не написав за всю жизнь ни одной

поэтической строчки. Рожденный поэтом, с другой стороны, чувс-

твует, что он был бы по-настоящему счастлив на какой -нибудь

ферме, хотя никогда не жил за городом дольше уикэнда. Усердный

книжный червь видит в себе потенциального Казанову, и так да-

лее. Это их мечты, и они видят все, что происходит с ними и

всеми окружающими, частью в свете их собственной сущностной

природы, а частью сквозь свои мечты.

Чтобы поддерживать эти мечты, они должны усвоить какое-то

выдуманное отношение ко всему окружающему, отличное от того,

которое диктуется их кровью, их сущностью, тем, что они есть

на самом деле. Это выдуманное отношение принимается другими

людьми как их личность, которая даже может быть намного более

приятной и пользоваться успехом.

Это приводит нас к идее личности в правильном и полезном

смысле, - от латинского " persona" , личина, маска комедианта,

то, через что говорит актер. Истинная личность стоит между

сущностью человека и внешним миром. Это его психологическая

"кожа", его защита от жизни и средство приспособиться к ней.

Она включает в себя все, что он узнал о положении своего орга-

низма в его окружении, способ, которым он научился разговари-

вать, думать, ходить, вести себя и так далее, все его приобре-

тенные привычки и черты характера. Но в обычном человеке это

приспособление к жизни, эта savoir faire (фр. воспитанность

-прим.перев.), позволяющая ему защищать его внутреннюю жизнь

от ненужных шоков и раздражений, настолько спутана и перемеша-

на с притворством и выдуманным отношением, что разделить их

совершенно невозможно. Мы должны взять их как одно явление,

как личность, которая даже в своих лучших проявлениях является

чем-то нереальным, не имеющим под собой ничего материального.

Если мы представим круг человеческой жизни как сферу, то

сущность человека - это как бы физическая природа самой сферы,

ее насыщенность, плотность, химический состав, и так далее.

Его личность, поэтому, - это что-то воображаемое, чего внутри

сферы не существует вообще. Она не имеет толщины, и не имеет

измерения. Она приходит исключительно извне. Она как свет из

окружающего мира, отражаемый поверхностью этой сферы. Можно

даже сказать, что он отражается только от одной половины его

жизни, одного полушария, поскольку до возраста двух или трех

лет ребенок не имеет ни воображения о себе самом, ни притворс-

тва, и фактически не является ничем, кроме сущности.

Мы получим более ясное представление о природе личности

человека, когда поймем, что свет, который она отражает, явля-

ется именно тем, что он не усваивает. Наиболее очевидно в че-

ловеке - то, что он отвергает и тот особенный способ, которым

он это отвергает. Человек узнается по тому, чего он еще не по-

нимает, по тому, что отделяет его от остальных. Это его лич-

ность. Когда он на самом деле что-либо понимает и усваивает,

это входит в него и становится частью его сущности. Это уже не

видно другим как его личность - это он сам, и он есть это. От-

деленность, характерная для личности, исчезла.

Та же самая идея может быть выражена другим способом. Че-

ловек ест пищу. Лишь долгим пищеварительным процессом эта пища

очищается достаточно, чтобы войти в его поток крови и, таким

образом, стать неотъемлемо усвоенной его организмом. До тех

пор, пока это не произойдет, эта пища не является частью его

самого: его даже может стошнить и он потеряет ее вовсе.

Точно так же человек вбирает в себя впечатления. Лишь

долгим процессом усвоения опыт может быть осмыслен и освоен до

той степени, когда он реально изменяет его физическую сущ-

ность. Это переваривание опыта осуществляется внутри личности

и через личность. И как пища в процессе пищеварения, опыт или

понимание, которые находятся только в личности, могут в любой

момент быть утеряны. Только когда, благодаря упорству и повто-

рению, оно вошло в сущность, оно действительно становится не-

отъемлемо его собственным. Личность - это орган переваривания

опыта.

Основная причина ненормальности или безумия людей состоит

в расхождении между сущностью и личностью. Чем лучше человек

знает, что он такое, тем ближе он к мудрости. Чем больше его

воображение о себе расходится с тем, что он есть на самом де-

ле, тем он безумнее. В начале этой главы мы изучали органичес-

кие ненормальности, то есть как если бы мы говорили, например,

о больных ослах и больных лошадях. Теперь мы рассматриваем

проблему совершенно здоровых ослов, которые думают, что они

кони, и совершенно здоровых коней, которые думают, что они ос-

лы. Это предмет современной психологии.

Существует, однако, одна возможность излечения этой ма-

нии. Это существующая в человеке возможность стать сознатель-

ным в своем существовании и своем отношении к окружающей все-

ленной. Потому что в момент, в который он сознателен в своем

существовании, он знает, чем он является и чем он не является

- то есть, он знает разницу между его сущностью и личностью. В

этот момент он знает также и то, что находится в нем и что на-

ходится вне его - то есть он знает себя и свое отношение к ми-

ру.

Таким образом, самовоспоминание, и только самовоспомина-

ние позволяет человеку сбросить наружную кожу личности и на-

чать ощущать себя и действовать свободно из своей сущности, то

есть быть самим собой. На этом пути он может отделить себя от

притворства и подражания, порабощавших его с детства, и вер-

нуться к тому, чем он на самом деле является, вернуться к сво-

ей собственной сущностной природе. Такое возвращение к сущнос-

ти сопровождается особым чувством свободы и облегчения,

непохожим ни на какое другое, и которое как раз и может быть

движущей силой, необходимой для выполнения совершенно новых

задач, встающих перед этим освобожденным человеком.

Знаменитая тема ибсеновского "Пер Гюнта" - "Человек, будь

честен с самим собой" - на самом деле является самым первым и

обязательным требованием на пути сознания и саморазвития. По-

тому что пока человек не найдет себя самого , не найдет свою

собственную сущностную природу и судьбу, и не начнет с них,

все его усилия и достижения будут построены только на песке

личности и при первом серьезном шоке все строение развалится,

при этом, возможно, погребя под обломками его самого.

 

В человеке, который уже развивается, личность служит сущ-

ности. Как только сущность становится слугой личности, то есть

как только природная сила и талант человека поставлены на

службу его ложной картинке самого себя , внутренний рост прек-

ращается, сущность со временем чахнет и делается неспособной к

дальнейшему росту. Единственный способ, которым можно остано-

вить такое увядание сущности и вернуть ее к жизни - это лишь с

помощью самовоспоминания, то есть намеренным развитием само-

познания и самосознания.

Что под этим подразумевается?

В главе о функциях различных желез мы видели, что они

связаны и объединены не только потоком крови, но потенциально

и другим способом. Они могут быть объединены в другом порядке

некой неиспользуемой частью нервной системы. Функционирование

этой новой связи между железами дало бы человеку возможность

сознавать себя. Так же как его субъективным ощущением потока

крови является чувство телесного тепла, так же и субъективным

ощущением этой нервной системы, если бы она работала в полную

силу, было бы само-сознание. Это та новая функция, которая,

осмелимся сказать, должна вступать в действие в расцвете жиз-

ни.

 

 

 

Мы сказали, что сущность человека является совокупностью

его потока крови, всей крови, протекающей через него от зача-

тия до смерти. Теперь мы можем сказать, что душа человека яв-

ляетя совокупностью моментов самосознания за все время его

жизни, или совокупностью всей сверхтонкой материи, которая

протекала через эту его неиспользуемую нервную систему.

Но здесь мы оказываемся в затруднении, поскольку призна-

ли, что такие моменты являются исключительно редкими, несколь-

ко за год или даже за всю жизнь. Обычно человек не является

сознательным в своем существовании. Энергия не протекает через

эту систему вовсе. Моменты самосознания, которые человек может

испытывать в обстоятельствах сильного стресса, большой радос-

ти, боли, страдания, трудности или лишения, являются на самом

деле лишь моментами, и исчезают сразу, как только приходят.

Так что даже если их все подытожить, они практически сведутся

к нулю, точно так же, как два десятка точек еще не составляют

измеримой величины.

Где же здесь душа человека? Нам не остается ничего иного,

как признать, что обычный человек еще не создал душу. Она еще

должна быть создана.

Психология по определению является знанием или мудростью

о душе. Но если человек не имеет души, тогда все, что в наше

время считается психологией - вовсе не психология. Все, что

проходит под этим названием, на самом деле является психиатри-

ей, то есть изучением болезней души или состояний отсутствия

души. Истинная психология, поэтому, это изучение того, чего

еще не существует; это изучение искусства создания души.

Мы говорили о сущности, личности и душе. Теперь у нас

есть возможность понять отношение между этими различными сто-

ронами человека. "Мир" отдельного человека окружен другими ми-

рами той же шкалы, пронизан меньшими мирами клеток и молекул,

включен в состав больших миров Природы, Земли, Солнечной Сис-

темы, и так далее. Из этих других миров он получает питание в

форме материальной пищи, воздуха и восприятий всех видов. Мы

уже видели, как разные периоды жизни, с их различными условия-

ми и доминированием различных функций, используют питание,

специально приспособленное для той или иной стороны человека.

Особенно это касалось различных сторон его физического орга-

низма. Теперь встает вопрос роста других частей человека, по-

мимо этого тела, то есть его сущности и его души.

 

Мы только что сказали, что когда человек по-настоящему

усваивает и понимает что-то, это входит в него и становится

частью его. Конечно, человек может приобрести вкус к жестоким

или извращенным впечатлениям, которые, постепенно проникая в

сущность, могут привести ее со временем к порче. С другой сто-

роны, восприятия высших миров, высших сил, высших идеалов,

высших возможностей, или, напротив, ужасные или болезненные

впечатления, полученные определенным образом, будут питать и

обогащать сущность. Если такие восприятия постоянно проникают

в человека и усваиваются им, сущность начинает расти.

В то же время, каждый тип сущности должен питаться

по-своему. Различные физические типы, обрисованные нами в Гла-

ве 10, были именно типами сущности . То, что составляет истин-

ную пищу для сатурнианской сущности, будет бесполезно для мар-

сианской, и наоборот. Подвиги выносливости, которые будут обо-

гащать сущность одного человека, могут притупить сущность дру-

гого, тогда как утонченность, делающая сущность этого другого

более чувствительной, будет лишь ослаблять сущность первого.

Поэтому каждый человек должен научится чувствовать для себя,

что питает его сущность, что делает его более самим собой.

Неусвоенные восприятия, не пригодные для питания сущнос-

ти, будут отражаться от ее поверхности в виде личности, так же

как солнечные лучи, не усвоенные Луной, отражаются от нее к

нам в виде ее заимствованного "света".

Далее, так же, как восприятия, усвоенные правильным обра-

зом через чувства тела, могут питать сущность и изменить ее

природу, так и более тонкие материи, накапливаясь в сущности,

могут питать эмбрион души. Сами восприятия высших миров и воз-

можностей, или восприятия боли, страдания и большой опасности,

глубоко усвоенные сущностью человека, могут пробудить в нем

стремление стать сознательным в своем существовании и отноше-

нии к вселенной. Если человек получает этот вид питания доста-

точно долго и непрерывно, это может даже привести его к прямым

усилиям стать сознательным. А эти усилия, в свою очередь, при

везении и в правильных условиях, могут со временем вызывать

все более частое повторение моментов самосознания и их возрас-

тающую длительность. Так рождается душа.

Такой рост сущности и рождение души будет означать изме-

нение всего бытия человека, внутреннее накопление энергии и

силы. И как отражение восприятий в виде личности мы нашли ана-

логичным отражению луной солнечного света, так внутренняя

трансформация впечатлений для создания души будет напоминать

процесс, при котором тело светит своим собственным светом. Оно

будет аналогично Солнцу.

 

------------

 

Глава 14. Психология человека

 

http://fourthway.narod.ru/lib/...

На главную