Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Буддизм в Бурятии. Глава 14

 

 

 

ДУХОВЕНСТВО БУРЯТИИ В ПЕРИОД РЕПРЕССИЙ.

 

 

По поручению ЦДУБ РФ сектор истории Бурятского института общественных наук ведет исследовательскую работу в ранее закрытых архивах республики по ситуации в дацанах Бурятии в период после революции, в годы репрессий, до войны и после войны.

  С началом массовой коллективизации сельского хозяйства государство поставило под свой контроль все сферы экономической и духовной жизни общества. Именно тогда под флагом борьбы с религией были отброшены духовные ценности жизни общества, во имя создания пролетарской культуры.

  Именно в этот период появляются внесудебные репрессивные органы, так называемые « тройки», чьи функции были схожи с функциями трибуналов времен гражданской войны.

   В этот период в Бурятии широким фронтом развернулась кампания против духовенства. Репрессии обрушились на буддийскую, православную, старообрядческую и другие конфессии. Основными мотивами обвинений в адрес церкви было то, что она препятствует росту колхозов, активности бедняцко – середняцкий масс, ведет контрреволюционную, антисоветскую пропаганду. Многие служители культа были вынуждены снять с себя духовный сан. Активных сторонников сохранения религии, сопротивляющихся закрытию храмов, арестовывали и приговаривали к различным срокам заключения или расстрелу.

   О том, насколько  «успешно»  решался религиозный вопрос в Бурятии можно судить по следующим фактам:

В 1923 году на территории БМАССР было 44 дацана, 211 православных храмов, 81 старообрядческий молитвенный дом, 7 иудейских синагог, 6 мусульманских мечетей, 5 баптистских общин,1 католический костел, т.е. на территории Бурятии были представлены все основные религиозные конфессии. К середине 30 –х годов большая часть храмов и молитвенных домов была закрыта, а здания разрушены. В канун войны в республике не осталось ни одного действующего храма.

   Непоправимый урон был нанесен дацанам. К 1 ноября 1938 года было арестовано  1864 ламы, подавляющее большинство которых было расстреляно.

  Так в начале 1938 года было арестовано 50 лам – лекарей Ацагатского дацана. Все 50 были расстреляны. В ноябре 1937 года был арестован выдающийся религиозный и общественный деятель Агван Доржиев, вскоре умерший в тюрьме.

   По материалам управления НКВД Восточно – Сибирского края  даются следующие сведения о численности лам 44 дацанов Бурятии по годам:

1916 г. - 11276, 1927 г. - 7566, 1930 г. - 5327, 1933 г. – 2758, 1934 г. -1515, 1935 г. – 1271.

  В целом с 1916 года по 1933 год сняли сан 5283 ламы, ушли в улусы ( «степные» ламы) -1419, репрессировано – 1162, эмигрировало – 506, умерло – 506 лам. Управление НКВД БМР дает сведения на 1 апреля 1936 года. Было закрыто 25 дацанов , в 19 дацанах числится 923 ламы.

  К Постановлению Восточно –Сибирского крайкома ВКП (б) от 26 мая 1936 года дано приложение «Особая папка» Бур. Обкома ВКП (б) от 4 мая 1936 года, в которой даются рекомендации о методах сокращения ламаистского духовенства:

  -более широкий масштаб  «привлечения» лам на работу в дорожном строительстве, лесоразработках;

  -выселение за пределы республики и края по мотивам обвинения в антисоветской контрреволюционной деятельности, в хищении национализированного имущества;

  -усиление налогового обложения;

  -увольнение с работы в колхозах, совхозах и новостройках;

 - закрытие столярных, кузнечных и прочих мастерских, которые дацанские ламы организовали для обслуживания населения, конфискация сырья и оборудования этих мастерских;

 - лишение избирательного права;

- решительная  «чистка» в колхозах, оперативные мероприятия по ламским организациям.

 

   Да, жуткое и страшное было время.

 

На главную