Буддизм в Бурятии. Глава 14
ДУХОВЕНСТВО БУРЯТИИ В ПЕРИОД РЕПРЕССИЙ.
По поручению ЦДУБ РФ сектор истории Бурятского института общественных наук ведет исследовательскую работу в ранее закрытых архивах республики по ситуации в дацанах Бурятии в период после революции, в годы репрессий, до войны и после войны.
С началом массовой коллективизации сельского хозяйства государство поставило под свой контроль все сферы экономической и духовной жизни общества. Именно тогда под флагом борьбы с религией были отброшены духовные ценности жизни общества, во имя создания пролетарской культуры.
Именно в этот период появляются внесудебные репрессивные органы, так называемые « тройки», чьи функции были схожи с функциями трибуналов времен гражданской войны.
В этот период в Бурятии широким фронтом развернулась кампания против духовенства. Репрессии обрушились на буддийскую, православную, старообрядческую и другие конфессии. Основными мотивами обвинений в адрес церкви было то, что она препятствует росту колхозов, активности бедняцко – середняцкий масс, ведет контрреволюционную, антисоветскую пропаганду. Многие служители культа были вынуждены снять с себя духовный сан. Активных сторонников сохранения религии, сопротивляющихся закрытию храмов, арестовывали и приговаривали к различным срокам заключения или расстрелу.
О том, насколько «успешно» решался религиозный вопрос в Бурятии можно судить по следующим фактам:
В 1923 году на территории БМАССР было 44 дацана, 211 православных храмов, 81 старообрядческий молитвенный дом, 7 иудейских синагог, 6 мусульманских мечетей, 5 баптистских общин,1 католический костел, т.е. на территории Бурятии были представлены все основные религиозные конфессии. К середине 30 –х годов большая часть храмов и молитвенных домов была закрыта, а здания разрушены. В канун войны в республике не осталось ни одного действующего храма.
Непоправимый урон был нанесен дацанам. К 1 ноября 1938 года было арестовано 1864 ламы, подавляющее большинство которых было расстреляно.
Так в начале 1938 года было арестовано 50 лам – лекарей Ацагатского дацана. Все 50 были расстреляны. В ноябре 1937 года был арестован выдающийся религиозный и общественный деятель Агван Доржиев, вскоре умерший в тюрьме.
По материалам управления НКВД Восточно – Сибирского края даются следующие сведения о численности лам 44 дацанов Бурятии по годам:
1916 г. - 11276, 1927 г. - 7566, 1930 г. - 5327, 1933 г. – 2758, 1934 г. -1515, 1935 г. – 1271.
В целом с 1916 года по 1933 год сняли сан 5283 ламы, ушли в улусы ( «степные» ламы) -1419, репрессировано – 1162, эмигрировало – 506, умерло – 506 лам. Управление НКВД БМР дает сведения на 1 апреля 1936 года. Было закрыто 25 дацанов , в 19 дацанах числится 923 ламы.
К Постановлению Восточно –Сибирского крайкома ВКП (б) от 26 мая 1936 года дано приложение «Особая папка» Бур. Обкома ВКП (б) от 4 мая 1936 года, в которой даются рекомендации о методах сокращения ламаистского духовенства:
-более широкий масштаб «привлечения» лам на работу в дорожном строительстве, лесоразработках;
-выселение за пределы республики и края по мотивам обвинения в антисоветской контрреволюционной деятельности, в хищении национализированного имущества;
-усиление налогового обложения;
-увольнение с работы в колхозах, совхозах и новостройках;
- закрытие столярных, кузнечных и прочих мастерских, которые дацанские ламы организовали для обслуживания населения, конфискация сырья и оборудования этих мастерских;
- лишение избирательного права;
- решительная «чистка» в колхозах, оперативные мероприятия по ламским организациям.
Да, жуткое и страшное было время.