Анти-социальные сети
Очередной визит нашего президента в США ознаменовался поездкой в силиконовую долину, копию которой планируется создать на землях НИИ сельского хозяйства в Сколково. К слову, это неплохой институт, пока что поставляющий семена зерновых культур многим хозяйствам России.
Сложно сказать, что на самом деле стоит за идеей создать очередной наукоград: то ли выборы скоро, то ли кому-то захотелось освоить очередные бюджетные миллиарды.
Разве мало нам подобных центров в Дубне, Новосибирске, Томске и Пущино? Разве не предлагалось через них начать технологическую модернизацию России?
Похоже, что власти нужна имитация модернизации, ее виртуальный нано-силиконовый муляж, который принесет чиновникам правительства и РАН политические и финансовые дивиденды, а рядовым избирателям - очередные обещания и иллюзии технологического прорыва, поддерживаемые многочисленными интернетными социальными сетями.
Символично, что именно в кремниевой долине США, инкубаторе этих самых интернетных сетей, президент Медведев зарегистрировал свой аккаунт в ныне популярном Twitter под названием KremlinRussia, тем самым показывая пример остальным согражданам - все в сеть!
Для справки: компания Nielsen подсчитала, что средний статистический пользователь сети тратит 22% своего времени, на социальные коммуникации, комментирование заметок, блоги и отправку ссылок в различные сервисы. Из 4,5 минут 1 минута уходит на контакты в социальной сети или написание блога, и получается, что мировое сообщество ежемесячно тратит не менее 110 млрд. минут на социальные сети.
Сеть, несомненно, выгодна тем, кто ею владеет и управляет, потому что обеспечивает прямой доступ к данным о личной жизни всех клиентов, их привычкам, контактам, предпочтениям, проблемам и болезням, а это - кладезь для рекламных агентов.
Полезна она и для создателей политических фантомов, потому что социальные сети - непосредственный источник для выяснения "среднего портрета избирателя", под которого будет слеплен или скорректирован имидж будущего президента. Может, именно поэтому некоторым олигархам поручено активно скупать медийные активы и доли в управляющих компаниях сетей, а нынешняя политическая власть своим примером показывает что "быть в контакте" - правильно и модно.
По своей сути, эта новая система коммуникации между людьми является анти-социальной, потому что в итоге люди будут еще больше разобщены, заменив настоящее общение интернет- суррогатом. Блуждания по сетям вредит не только работе, но прежде всего самому человеку и его семейным отношениям.
Дети, и даже их родители, ежедневно заводят десятки "друзей", и "друзей друзей", соревнуясь у кого их больше.
Сеть "Одноклассники" или Facebook похожа на ярмарку тщеславия, где выставляются отретушированные фотографии для оценки "друзьями".
Движущая сила этого эрзац-общения: - страсть к сплетням, нарциссизм, возможность закрутить виртуальный флирт с "бывшим" или "бывшей", бегство от реальности и стресса, и от необходимости прямого и непосредственного общения, что всегда труднее.
Огромный поток интернетной информации только увеличивает энтропию, еще больше усиливает стресс и не позволяет человеку взглянуть в глаза реальности. А она в том, чтобы не искать убежища в виртуальном мире, не плодить интернетные миражи, а повернуться лицом к проблеме и начать её решать, сегодня и сейчас.
Имитацией чужого успеха не решить фундаментальных проблем страны; многие пытались копировать чужой опыт, завозили религии, ритуалы и праздники, станки и оборудование, слова правильные говорили, да только время зря тратили. Потому что модернизацию нужно начинать с людей, а уж потом строить научные деревни.
Виктор Кузнецов
27.06.2010