Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

От человека требуется порой умственная концентрация, которая именуется сосредоточенность сознания.

nabel аватар

Наше сознание – это часть психики, которая позволяет нам осознавать себя, окружающий мир и его объекты.

Все, что мы видим, слышим, ощущаем, мы пропускаем через свое сознание, обрабатывая там получаемую информацию. Наш мозг напоминает компьютер.

В нем также происходят различные операции, имеются встроенные программы — инстинкты, естественные приложения.

Cо временем мы усовершенствуем свой компьютер, добавляя в него различные новые «примочки», развивая свои личностные качества, занимаясь самообразованием, получая навыки, умения.

Но для чего нашему компьютеру необходима сосредоточенность сознания? Она позволяет нам сконцентрироваться на каком-то важном объекте, не обращая внимания на остальные (незначительные на данный момент) детали.

В буддийской практике сосредоточенность сознания позволяет людям обретать новые духовные силы, способности.

Посредством такой концентрации они впадают в транс, открывают чакры и проводят другие духовные церемонии (ритуалы).

Европейский человек еще не научился в полной мере владеть своим сознанием, поэтому он в силах управлять только его незначительной частью. В основном, это сводится к вниманию и восприятию.

Так, большинство европейских психологов полагают, что наличие внимания означает связь нашего сознания с определенными объектами материального мира, его сосредоточенность на нем.

А потому, прежде всего, важен вопрос о степени такой сосредоточенности, иными словами, о концентрированности внимания.

Все эта теория вполне имеет место быть, но какую практическую пользу приносит сосредоточенность сознания в нашей повседневной жизни?

Так как сосредоточенность сознания напрямую связана с концентрацией внимания, то данное явление необходимо нам как в профессиональной деятельности, так в личной жизни.

Если необходимо тщательно обдумать какой-то вопрос, проблему, очень сложно бывает порой избавиться от остальных кружащих в нашей голове мыслей, которые путаются и мешают сосредоточиться.

Концентрация сознания позволяет освободить свои мысли от лишних объектов и направить свою умственную, психическую деятельность на конкретный вопрос, предмет, явление. Это особенно необходимо в процессе принятия важных решений.

Даже прочтение текста требует от нас определенных усилий. А как бывает необходимо срочно сконцентрировать свое сознание на изучении материала для подготовки экзаменационных билетов, докладной речи для предстоящего семинара, выступления.

В этой ситуации только сосредоточенность сознания позволит не думать об остальных проблемах, обдумывание которых постоянно мешает сконцентрироваться.

Научиться концентрировать сознание в необходимый момент очень важно для каждого человека, потому что часто бывают ситуации, когда нам приходится что-то изучать, принимать решение, обдумывать в сложной обстановке.

Посторонний шум, лишние мысли, непривычная обстановка, новые люди могут явиться причиной возникновения дополнительных эмоций, ощущений, которые будут мешать нам сосредоточиться.

Научившись же концентрировать сознание, человек способен уединиться даже в до предела заполненном шумном помещении.

Проще говоря, сосредоточенность сознания позволяет не замечать окружающей обстановки, лишних деталей, посторонних звуков, избавиться от второстепенных мыслей и полностью сконцентрироваться в необходимый момент на нужном предмете, объекте. Это очень практичный навык для делового человека.

https://berichnow.ru/stati/sosredotochennost-soznaniya-nuzhna-dlya-obrabotki-informatsii

 

nabel аватар

Концентрация сознания

Существует три фактора просветления - усилие, исследование и восторг, уравновешиваются тремя стабилизирующими качествами.

Первое из этих трёх стабилизирующих качеств - концентрация.

Концентрация известна как направленность мысли, возникающая при устойчивом фокусировании сознания на каком-нибудь объекте. Именно устойчивость придаёт сознанию чрезвычайную силу. Подобно свету, сконцентрированному лазером и способному в этом состоянии резать сталь, сконцентрированное сознание способно глубоко проникать в процессы ума и тела быть инструментом широких исследований в любых сферах.

Контроль осознанности

Одним из первых озарений, заглянувших глубоко внутрь себя людей, является признание того, что их ум лишён контроля, неуправляем, он не тренирован и беспорядочен в своей работе, он переполнен мыслями и планами, шаблонными и хаотическими реакциями, симпатиями и антипатиями. Тут происходит постоянный «артобстрел» снарядами чувственных впечатлений и такой же постоянный огонь реакций им навстречу. Этот не прекращающийся ни на миг поток ментальных и физических событий, выглядит сплошным.

По мере того, как ум становится более сосредоточенным, мы, находя какой-то фокус и погружаясь в тишину, начинаем проникать через пласты мыслей и видеть, как мысли и эмоции возникают и уходят со сменой одного момента другим, и ничего более.

Мы также можем рассматривать кажущийся монолитом опыт телесных ощущений, звуков, зрительных впечатлений и видеть, что они, как и ментальный процесс, являются фактически процессами в постоянном изменении, производимая ими иллюзия непрерывности есть результат постоянного и стремительного потока активности.

Сосредоточенное мышление способно прорезаться сквозь этот якобы сплошной процесс и увидеть внутреннюю изменчивость, зернистость в смене моментов.

Виды концентрации сознания

Есть, два вида практики, к которым обычно прибегают в медитации.

Первый это концентрация мысли на одном фиксированном предмете с целью сфокусировать мышление и остановить дискурсивное мышление, в результате чего устанавливается устойчивое спокойное состояние. Есть много способов достигнуть этого фокусируются на дыхании, на мантре, на каком-нибудь чувстве (например, чувстве любящей доброты) или свете, или визуализации. Это придаёт мышлению глубокую устойчивость и сосредоточенную тишину полной направленности внимания на предмет медитации.

Второй вид — это сосредоточенность на течении событий от момента к моменту. Это тоже развитие мощного и устойчивого внимания, но осуществляется оно путём концентрации сознания целиком на сменяющемся (то одном, то другом) предмете, который появляется в каждый очередной момент.

Такая практика меняет свой предмет, попеременно переходя то на дыхание, то на звук, то на телесные ощущения, то на ментальные состояния по мере их возникновения, но каждому предмету, который она фиксирует и наблюдает, она придаёт качество мгновенной конкретности, глубины и стабильности.

Именно такая моментальная концентрация сознания развивается при медитации.

При развитии такой практики важен не объект сам по себе, а такое состояние, которое характеризуется стабильным однонаправленным вниманием, спокойствием, внутренней тишиной и ясным фокусом в каждом текущем моменте.

Действие практики

В случае первого вида практики, когда мы выбрали мишенью внимания только определённый объект, сосредоточившись на дыхании или визуализации или мантре, или на одном из других возможных объектов, этот единственный объект играет роль стабилизатора внимания. Но, хотя сосредоточение на одном объекте временно и проясняет ум, снимая беспокойство, она действует лишь как временный нейтрализатор препятствий.

Моментальная концентрация ориентирована на развитие устойчивости сознания в любых ситуациях, оставляя второстепенным аспект нейтрализации отвлекающих состояний сознания. Этот вид практики фокусирует внимание на любом объекте, который оказался присутствующим в текущем моменте.

Научиться достигать глубокой концентрации - главная задача в овладении искусством медитации.

Конечно, придать, устойчивость сознанию дело довольно трудное, и потому тренировка требует решимости и упорства, ибо приходится то и дело, бесконечное число раз, возвращать свой отвлёкшийся взор к объекту текущего момента.

Впрочем, это и неудивительно, ведь мы, в конце концов, провели десятки тысяч часов (если не всю жизнь) в том обычном, привычном состоянии, когда ум бродит где попало, не отдавая себе отчёта.

Каждый раз, приступая к попытке сосредоточиться, мы будем сталкиваться с силами этой привычки, с желаниями, страхами и сопротивлениями всем тем, что обрекает наш ум на пустое вращение.

К числу сопротивлений относятся боль или напряжение в теле, состояние гнева, одиночества, уныния, тоски, желания или какое-нибудь незаконченное дело, от горечи неудовлетворённости которым защитил нас в своё время перегруженный ум. Чтобы научиться сосредотачиваться и успокаивать свой ум, нам необходимо овладеть искусством усаживаться в оптимальной позе для медитации, расслабляться, «отпускать», игнорируя укусы внутренних и внешних раздражителей, и проходить сквозь все пласты препятствий, не провоцируя дополнительного сопротивления.

Это похоже на изучение иностранного языка. Здесь приходится точно так же, повторять одно и то же, снова и снова, и при этом не подвергать изучаемое сомнению, не навязывать ему логику своего прежнего знания и не спешить. Сто раз приходится делать одно и то же, прежде чем появится навык.

Для большинства из нас та задача, перед которой мы стоим - собрать свой ум в единое целое и натренировать его должным образом, требует долгого упорства и большого терпения. Однако это отнюдь не невозможно.

Многие до нас уже прошли этот путь и достигли высот. Всё, что требуется, это практика, последовательность, открытие в себе интуиции правильного продвижения вперёд, чувства баланса в медитации. А затем, когда придёт ощущение успеха даже на самых начальных уровнях концентрации, это будет переживаться как великая и волнующая награда.

Нам будет подарено естественное счастье и яркое чувство благополучия, стоит только пройти через барьеры сопротивлений и прикоснуться к первой, ещё не окрепшей устойчивости и уже такой отрадной ясности, которые приносит с собой концентрация. И тем более впечатляющим будет это событие, что мы убеждаемся - этот самый наш ум, который так долго был бесконтрольным бродягой, оказывается, не безнадёжен.

Об авторе: Магистр физиотерапии, тренер Аштанга Виньяса Йоги, владелец школы йоги. Окончила Медицинский университет по специальности физиотерапия. Окончила курс подготовки учителей «Аштанга Виньяса Йога». Сертифицированный преподаватель Ashtanga yogi, а также с 2010 года совладелец студии Shanti Yoga. Постоянно расширяет свои знания, принимая участие в многочисленных семинарах, а также занимается в аспирантуре с темой диссертации «Психосоматическая практика йоги», изучая взаимосвязь тела и духа для эффективного применения древних техник с современным научным обоснованием. Научный подход позволяет усилить эффективность практики, благодаря точному пониманию оказываемого воздействия.

Источник: https://yogus.ru/meditatciia/koncentraciya-soznaniya.html