Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Почему духовное знание так тяжело дается людям.

nabel аватар

У меня нет точных данных, но по моим субъективным наблюдениям в нашем регионе три четверти всех людей не интересуются или почти не интересуются духовным знанием. Для одной четверти эта тема интересна, однако результаты их духовного поиска, как правило, весьма скромные. Почему так? Ведь когда проходишь некий уровень, после которого становится неощущаемое ощущаемым, невидимое видимым и непонимаемое понимаемым, первый вопрос, который возникает после этого, где "наши"? Это свидетельствует, что имеются некоторые, достаточно серьезные причины и мощные барьеры, которые препятствуют для большинства людей овладению духовным знанием. Каковы они?

На мой взгляд, если свести все отдельные случаи воедино, то причин и барьеров как минимум четыре: так называемая духовная слепота, неверие, страх и целенаправленное действие государства и общественной системы (общества). Разберем их в отдельности.

1. Духовная слепота.
Так организован процесс, так устроен человек. Каждый из нас приходит на Землю, в земной мир, как правило, с одной главной целью - личная духовная эволюция. Всё остальное подчинено этому. Некоторые люди, а также те, кого называют Духовные Учителя или Мастера, приходят сюда с более высокой целью – миссией или мессией. Их очень мало. Но даже они первоначально должны пройти путь освобождения (раскрытия) сознания и выхода за пределы ограничений, создаваемых телом и интеллектом. Оно так сконструировано, что первоначально Духовный мир скрыт от человека. Чтобы ощутить и раскрыть его, нужно проделать огромную работу над собой. Мудрость Мироздания в том, что чем крепче барьеры, чем больше личных усилий приходится прикладывать для их преодоления, тем быстрее эволюция, тем ценнее результат, как лично для себя, так и для всего Мироздания. В этом и заключается смысл того, что называют духовной слепотой и процессом духовного прозрения.

В чем основная трудность при раскрытии ощущений Духовного мира и приобретении духовного знания? Основная трудность в том, что человек, как правило, исходит только из известного ему опыта, ограничивается приобретенным знанием, ожидает привычных чувств, настроен на получение знакомых ответов и желает понимания в узких рамках известной для него реальности. А что, если всё это будет чуть-чуть выше его реальности и дальше или глубже ему известной информации? Сможет он понять и ощутить это? Особенно, если человек много раз задавал глубокие, сакральные вопросы, а в ответ получал только молчание (точнее, не слышал ответа)? Скажите, если слепой желал и просил света, и свет появился вокруг него, человек ощутит это, узнает об этом, воспользуется этим или дальше будет сидеть в своей темноте? Думаю, ответ понятен. Он ничего не заметит.

Люди хотят прежде всего правил, техник и ступеней в постижении духовного знания. Но этого не достаточно, это даже бесполезно, если прежде не осознать свою духовную слепоту и не пожелать выйти из нее. Нужно начинать с чистого намерения, постепенно развивать его и подключать понемногу свою внутреннюю мудрость.

Скажите, можно ли объяснить маленькому ребенку, который видит зеленый или красный свет, но еще не знает как назвать его и что это такое? Конечно, да. Но как объяснить радугу тому, кто от рождения слеп, да еще сделать это логично, по пунктам, процедурно, с помощью образов, чисел или техническим языком? Поймет ли он, что такое семь цветов и как они, сияя и переливаясь, играют друг с другом? Почувствует ли он, ощутит ли он тот восторг, то блаженство, то божественное состояние, которое наступает у ребенка, выбежавшего после дождя на мокрый луг, полный цветов (растений), для того, чтобы посмотреть радугу и раствориться в ее красках и красоте? Трудно? Да. Скорее даже невозможно.

А как объяснить логически интуицию? Любовь? Молитву? Ощущение Божественности? И ряд других вещей, которые относятся к области непознаваемого с помощью науки и материальных средств?

Ответы на сакральные вопросы имеются повсюду, но они выше той реальности и понимания, к которым человек привык. Их не всегда легко постичь и понять, если ограничиваться только привычным, очень ограниченным мировоззрением и представлением. Порой их вообще нельзя понять, а можно только осознать.

Что делать, чтобы освободиться от духовной слепоты, духовно прозреть? Если Вы до сих пор не нашли ответ, то внимательно перечитайте текст еще раз, обратите особое внимание на фразу "Основная трудность в том, что человек, как правило, исходит только из известного ему опыта, ограничивается приобретенным знанием, ожидает привычных чувств, настроен на получение знакомых ответов и желает понимания в ограниченных рамках известной для него реальности" и далее исходите из обратного. Необходимо расширить свое понимание, мироощущение, сознание. Обратить свой взор внутрь себя, услышать внутренний голос своего Высшего Я и позволить говорить ему в понятных для вас терминах, либо постигнуть иные термины и понятия. Это позволит выйти из ловушки человеческой дуальности и линейности и начать мыслить межпространственно.

PS. Здесь и далее я буду часто использовать фрагменты текстов других авторов, которые по-другому, точнее или лучше выражают и подтверждают сказанное мною. Несмотря на то, что они порой могут быть более длинными, чем это обычно принято, необходимо внимательное их чтение, чтобы до конца понять суть сказанного. Понимаю, что это непривычно в наш информационный век, но по-другому не получится…

".... Замечали ли вы, что структура вашего видения все время меняется? Если вы голодны, вы видите вполне определенные вещи. Вы идете на рынок, и вы голодны; вы видите рестораны, отели, разложенную на прилавках пищу, фрукты. Вы смотрите на все сквозь свой голод. Если вы не голодны, то вы идете на тот же самый рынок и не видите ни ресторанов, ни стоек с пищей, ни продавцов фруктов. Вы просто обходите их. Они не привлекают вашего внимания. Если вы изголодались сексуально, вы все время смотрите на мужчин или на женщин. Если вы не испытываете сексуального голода, то для вас просто не имеет значения, кто есть кто. Если вы сексуально не голодны, вам все равно, подходит к вам мужчина или женщина. Что бы вы ни видели — это не просто объекты, которые вы видите; во все вовлекается ваша субъективность. ...

... Если вы имеете глаза чтобы видеть, то вы обнаружите Бога везде, найдете добро во всем: священные писания в безмолвии и проповеди в камнях. Но если вы не знаете, как видеть, или если вы утеряли способность видеть, или если вы забыли, как открывать глаза, и для всех практических целей стали слепыми, то даже тогда, когда Иисус стоит перед вами, когда дверь открыта, вы ничего не сможете увидеть. Если вы можете видеть, то даже в скале отворится дверь и вы найдете там Бога. Вы не можете увидеть этого даже в Иисусе, где Бог танцует непосредственно перед вами, живой в своей бесконечности ... но вы не видите. .... "

(Цитата из книги Ошо Бхагван Шри Раджниш "Беседы по притчам Иисуса. (Приходи, следуй за мной). Том 4")

Продолжение по ссылке:

http://bp21.livejournal.com/76253.html

cor.coroleva-valentina аватар

СПАСИБО!

"Основная трудность в том, что человек, как правило, исходит только из известного ему опыта, ограничивается приобретенным знанием, ожидает привычных чувств, настроен на получение знакомых ответов и желает понимания в ограниченных рамках известной для него реальности" 

Для меня трудность состоит в том, что я заведомо настраиваюсь на ОТВЕТ, который ожидаю. А учусь только когда ОТВЕТ не соответствует моей самооценке. Достижением является то, что теперь я после переживаний и обиды испытываю БЛАГОДАРНОСТЬ за такие уроки. (Это больно, осознавать свое истинное лицо). 

nabel аватар

Шаг вперед от фальшивого представления о себе

 

2. Неверие и страх.

Как правило, человек от рождения духовно слеп. Это означает, что он не в состоянии ощущать или видеть Духовный мир как иную реальность. И это нормально. В этом нет никакого осуждения, потому что это так сконструировано, так устроен человек, так организован процесс духовной эволюции. Живя, человек постепенно раскрывает свое духовное начало и преодолевает духовную слепоту. Так должно быть.

С чего начинается духовное прозрение и в чем основная проблема? Проблема не в том, что человек не ощущает, не видит или не понимает. Проблема глубже. Проблема в том, что человек не осознает и не понимает своего непонимания, неощущения, невидения. Он просто не верит, порой даже мысли допустить не может о том, что он не понимает, не ощущает, не видит. Вот где истинная проблема. Получается заколдованный круг: человек духовно не видит и не верит, потому что не понимает, а не понимает, потому что не видит и не верит. Как разорвать этот порочный круг? Как пробить "бетонную стену" непонимания непонимания? Это очень трудно. Но возможно.

Допущение.
Вот он, первый шаг на пути духовного прозрения. Если человек хоть немного допускает, что он может что-то не знать или не понимать, то это начало исследования, поиска, проверки. Ведь, образно говоря, неудобно и некомфортно долго сидеть на заборе со свешенными ногами по разные стороны забора, седалище быстро запротестует. Моргаю Сложно быть исследователем, особенно своего внутреннего мира, так как в этом случае человек должен обладать определенными качествами. Ведь территория внутри себя почти неизведанна и там, как в компьютерной игре "Стратегия", в любой момент можно повстречать самого страшного "монстра", имя которому Эго.

Именно Эго (внутреннее ложное Я, отождествляющее и ощущающее себя как личность, являющееся продуктом интеллекта, психики) чаще всего становится непреодолимым барьером на пути самопознания и исследования Духовного мира. Потому что Эго формирует некий внутренний образ себя, представление о себе, которые, как правило, оказываются приукрашенными и фальшивыми. А потому легко разрушаемыми. Но если человек, особенно с гордыней и завышенным себялюбием, вложил огромные силы в создание ложного образа себя и потратил на это всю свою жизнь, если Эго стало тем единственным, с чем человек себя отождествляет, то как отказаться от него? Это очень больно и неприятно. Что делать?

И вот здесь на передний план выходит страх, как механизм внутренней самозащиты ложного образа Эго. Страх – это самое сильное оружие, в том числе и против себя. Страх парализует всё и делает человека не только неспособным мыслить понятиями реального мира, но также допускать нечто иное, доверять другим и исследовать непознанное. Ведь тогда легко может случиться так, что новые факты и знания приведут к разрушению ложного образа Эго, с таким трудом выращенного и с такой заботой лелеянного на протяжении десятков лет. Ведь сделать означает стать одной ногой над пропастью, над глубочайшей, бесконечной бездной, называемой сознание. А это также вызывает страх. Таким образом, два страха (один - потерять ложный образ себя, а второй – шагнуть в неизвестность) встречаются и мертвой хваткой парализуют волю и психику человека. Вот почему так трудно самопознание и преодоление духовной слепоты.

Что делать? Необходимо расширь свое понимание, мироощущение, сознание и сформировать в себе такие качества, как разумное сомнение и допущение непознанного и неизвестного, особенно в том, что кажется таким известным и привычным. Обратить свой взор внутрь себя и услышать внутренний голос своего Высшего Я. После чего преодолеть свой страх и трансформировать его в доверие – прежде всего в доверие к себе, а затем к другим и в конечном итоге к Вселенной, к Богу.

PS. Далее я привожу фрагменты текстов, которые по-иному и популярнее выражают или подтверждают сказанное выше. Хотя тексты длиннее, чем это обычно принято, необходимо внимательное их чтение, чтобы до конца понять суть сказанного. Да, это непривычно в наш информационный век, но по-другому не получится…

[Прим. автора ЖЖ. Санньяса - этап жизни в индуизме, который характеризуется отказом от материальной жизни и сосредоточением на духовном. Человек на этапе санньясы называется санньяси, или санньясин.
Прим. автора ЖЖ.В тексте ниже слово "санньяса" можно заменить на "духовное познание", "духовное знание" или "духовный мир", смысл сказанного принципиально не изменится.]

".... [Вопрос.] Дорогой Ошо! Для меня только сейчас становится ясным тайный смысл санньясы. Ваша власть над нами начинает внушать страх. Вы можете вытолкнуть нас далеко за пределы наших личностей, и все же наши личности упорствуют. Я напуган тем, что я делаю и чmo несовместимо с моим характером. Что мне делать с этим страхом?

[Ответ.] Да, смысл санньясы становится ясным только тогда, когда вы станете санньясином, никак не раньше. Есть много людей, которые хотели бы принять санньясу, которые хотели бы быть посвященными на этот путь, но они хотят знать, что это значит, еще до того, как они сделают прыжок. Это невозможно; им нечего сказать. Они бы хотели, чтобы до принятия решения их убедили бы. Нет, вас невозможно убедить, потому что это не вопрос интеллекта, это нечто, что необходимо пережить. О санньясе можно что-то узнать, только будучи санньясином; никакого другого пути нет.

Таким образом, те, кто считает, что их нужно сначала интеллектуально убедить, упустят имеющуюся возможность. Они пропустят дверь. Санньяса существует только для тех, кто достаточно отважен, чтобы двигаться в темноту, чтобы двигаться в неизвестное. Да, ночь очень темна, и та точка, в которой вы находитесь, такова, что из нее не видно ни лучика света. Вы, на самом деле, стоите с закрытыми глазами и говорите: «Убедите нас сначала интеллектуально, что свет есть. Только тогда мы откроем глаза». Как это возможно? Ведь свет можно увидеть только тогда, когда вы откроете глаза. Как вы можете доказать, что свет существует человеку, который стоит с закрытыми глазами и который упорно повторяет: «Зачем мне открывать глаза, если нет никакого света? Зачем делать эти усилия. Сначала докажите мне, что свет существует, тогда я открою глаза». Но как вы можете доказать, что свет есть? Единственным доказательством является увидеть его. Единственный способ доказать, что пудинг существует, - это съесть его. .... "

(Цитата из книги Ошо Бхагван Шри Раджниш "Беседы по притчам Иисуса. (Приходи, следуй за мной). Том 4")

".... Самопознание - самая трудная вещь - не потому, что оно трудно, но потому, что вы боитесь о себе узнать. Существует глубинный страх. Каждый пытается бежать, бежать от себя. Этот страх можно понять. А если этот страх существует, что бы вы ни делали, это не очень поможет. Вы можете думать, что хотите себя знать, но если этот бессознательный страх присутствует, вы постоянно будете убегать от самопознания, вы постоянно будете пытаться спрятаться, уклониться. С одной стороны, вы попытаетесь узнать себя, а с другой - вы создадите все виды препятствий, так что вы не сможете узнать. Сознательно вы можете думать: «Мне бы хотелось познать себя», - но в бессознательном, которое больше, сильнее, мощнее, чем сознательное, вы будете избегать самопознания. Так что страх должен быть понят. Почему вы боитесь?

Вот одно: если вы действительно проникаете в себя, тот образ, который вы создали в мире, может оказаться фальшивым. Все ваше прошлое окажется не имеющим никакого значения, так как это было лишь нечто призрачное. А вы в него вложили так много, вы жили ради него, так что теперь знать о том, что это было лишь фальшивое явление - очень больно: теперь вся ваша жизнь истрачена. Если все, чем вы жили, было псевдожизнью, не подлинно, если вы никогда не любили, а лишь претендовали на любовь, как вы можете встретиться с собой? Ведь тогда вы узнаете, что все было претензией: вы не только претендовали на то, что вы любите, вы также претендовали на то, что вы счастливы, когда любите. Вы лишь вводили себя в заблуждение. И теперь, когда вы смотрите назад, смотрите внутрь, вас охватывает страх. Вы думали, что вы - нечто уникальное, так думает каждый. Это - самая обычная вещь в мире, думать о себе, как об экстраординарном, каком-то особом, «избранном». Но если вы посмотрите на себя, вы узнаете, что нет ничего, ничего личного. Тогда на чем будет базироваться эго? Оно рушится, падает в прах. Страх - здесь, вот вы и не заглядываете в себя. Не заглядывая, вы можете создавать мечты о себе, образы себя. А это очень легко и дешево - создавать образ, но очень трудно ... быть кем-то в действительности. Человек всегда выбирает самое дешевое - и вы также. И вот взглянуть на себя трудно.

В одном доме ночью зазвонил телефон, было четыре часа утра. Человек встал, он был разъярен, и закричал в трубку «Чего вам надо?» Человек на другом конце провода сказал: «Ничего!» Тогда тот еще более разъярился и сказал: «Тогда почему вы звоните мне посреди ночи? «Человек сказал: «Потому что сейчас - дешевле!»

Если цена низка, вы можете купить даже «ничто». И это - то, что вы делаете. Создать образ, будто вы уникальны - дешево, но быть уникальным - трудно, очень трудно. Многие, многие жизни в борьбе, в усилиях, многие жизни завершаются в чем-то, когда вы становитесь уникальным. Но верить, что вы - уникальны, это просто дешевка, вы можете сделать это прямо сейчас, здесь нет нужды в каком-либо движении. И вы верите в дешевые вещи - вот почему существует страх. Вы не можете посмотреть на себя. Все, чем вы себя воображаете, там отсутствует - и вы это хорошо знаете. Кто еще лучше знает это, чем вы? Если вы думаете, что вы прекрасны, тогда вы не можете смотреть в зеркало, если эта красота - лишь идея. А вы знаете, точно знаете! Чтобы не смотреть в зеркало, вы разобьете все зеркала. Когда уродливые мужчина или женщина смотрят в зеркало, он или она думают, что что-то не так с зеркалом - так как это очень больно - понимать, что вы никто. В своих глазах вы кто-то. Любой другой может думать, что вы что-то, но не вы. Даже сумасшедший думает, что весь мир безумен. Весь мир говорит ему: «Ты сумасшедший!», - но он не будет слушать, так как это так больно! Он придумает самые разные аргументы, разумные доводы, чтобы сказать: «Я - не безумен!».

«Случилось так: Мулла Насреддин однажды вечером прибежал на ферму и спросил фермера: «Не видел ли ты здесь проходившую сумасшедшую?» Фермер сказал: «А как она выглядела?» Насреддин описал ее. Он сказал: «Ее рост - почти два метра, и она очень толстая, и весит двадцать три килограмма». Фермер выглядел немного сбитым с толку, он сказал: «Если ее рост около двух метров, и она очень толста, как она может весить только двадцать три килограмма?» Насреддин засмеялся и сказал: «Не будь дураком - разве я не сказал тебе, что она немного не в себе?»

Это другой всегда неправ, всегда сумасшедший. Таким образом вы защищаете свое так называемое здоровье, это - защита. А тот, кто не может смотреть на себя, вообще не может смотреть, так как он боится не только посмотреть на себя - основное в том, что он боится смотреть. Ведь когда вы смотрите на другого, другой может что-то показать в вас. Вы - отражение в глазах другого, вот вы и не можете смотреть на другого. Вы создаете фикцию о себе и потом создаете фикцию о других. Потом вы живете в мире сна - вот как живет каждый. А потом вы спрашиваете, как быть блаженным. Ваш кошмар - естественен: что бы вы ни делали, из этого может расцвести только кошмар. А вы спрашиваете, как быть в покое. Никто не может быть в покое с фикцией, это возможно только с фактом. Как бы ни было трудно его принять, только факт может сделать вас ненапряженным, только факт может привести вас к истине. Если вы отвергаете фактичность, тогда для вас нет истины, и тогда вы движетесь вокруг да около и никогда не попадаете в центр. .....

Отбросьте страх и не пытайтесь бежать от себя!

(Цитата из книги Ошо Бхагван Шри Раджниш "Горчичное зерно")

http://bp21.livejournal.com/76317.html