Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Знающий не говорит: обучение без слов

Эль Ригель аватар

Беседа в даосском монастыре (отрывок)

 Сяояо Синчжэ

Перевод: Фаттаховой С

 

...Он налил нам еще по чашке чая.

 «Ключевой вещью, которую надо знать и помнить, является то, о чем мы говорили ранее: что Дэ – это вид энергии, которая нужна тебе, чтобы начать принимать решения, которые позволят тебе приблизиться к Дао. Ты получаешь доступ к этому виду энергии учась опустошать себя от привычных стереотипов, а также в итоге учась действовать в соответствии с Дао. Чем больше ты опустошишь себя посредством спокойствия и движения с Дао, тем больше Дэ сможет проходить через тебя. Оно поддерживает тебя изнутри, и проявляется как качество самообладания, харизмы, силы …»

 Спрятанная сила

 Он сделал короткую паузу и затем сказал задумчиво: «Однако те, у кого есть это Дэ, часто скрывают этот факт».

 «Почему так?» спросил я, заинтересовавшийся тем, почему некоторые стараются спрятать свою харизму.

 «Я то же самое спрашивал у своего учителя, и он рассказал мне историю о человеке, у которого было редкое вино 30-летней выдержки. Как-то его друг пришел к нему и попросил попробовать это вино, но ему было отказано, и он обиделся. Владелец вина сказал: «Ну, оно бы не пролежало 30 лет, если бы я не прекратил его тратить, не правда ли?»

 «Дэ присутствует для выполнения функции, а не для развлечения случайных охотников за сенсациями. Оно едва уловимо и легко может израсходоваться. Чтобы его сохранять, требуется развитое внимание и определенный внутренний настрой.»

 Он оставил меня одного, чтобы обслужить еще кого-то, кто вошел, и когда он вернулся, я сказал: «Так что это за внутренний настрой, необходимый для сохранения Дэ? Вы ранее упоминали спокойствие и пустоту, в качестве ключей. Это не все?»

 «Они являются решающими,» - ответил он – «но не единственными. К тому же существует баланс между активным опустошением себя и пребыванием в спокойствии. Ты не можешь стараться слишком сильно, но и не можешь ничего не делать. Вэй у вэй. Делать неделая. Ты должен достичь этапа, когда ты вовсе не будешь прилагать никаких усилий. Просто позволяй тем стереотипам уходить, не держась за них. Ломание привычек помогает нам ломать наше устоявшееся представление об окружающем мире, а заодно и не дает нам стать скучными и предсказуемыми. Ломание стереотипов также создает место для прихода различных аспектов жизни.»

 «И последний аспект этого внутреннего настроя, который помогает опустошать себя, это становиться последним, быть позади. Не помнишь все разговоры о долинах у Лао Цзы?»

 Говорящий не знает

...Но мои мысли блуждали. В любом случае к тому времени я уже был изрядно уставшим от прослушанной лекции. Какая-то часть меня испытывала сильное желание попытаться набрать очков, и я сказал: «Вы рассказываете мне все эти вещи, но я думал, что Лао Цзы говорил: «мудрый управляет делами без действий и учит без слов». А также не сказал ли он, что «знающий не говорит, говорящий не знает»?!»

Толстый даос секунду выглядел удивленным, затем откинул голову и засмеялся. «Во-первых,» сказал он, «я совсем не мудрый. И я абсолютно точно не твой учитель – это совершенно особые взаимоотношения, в которые не вступают необдуманно. Во всяком случае, самый лучший учитель может учить без слов, но для такого обучения ученик тоже должен быть самым лучшим. Я не уверен, что ты отвечаешь этому требованию. Мы просто обсуждали вещи, которые интересны нам обоим – или, по крайней мере, я так раньше думал.» Он поднял свои брови и посмотрел на меня.

Я слегка смутился и прикрыл это глотком чая. Он продолжал: «Это верно, что Лао Цзы сказал «знающий не говорит, говорящий не знает», но затем он взял и написал книгу об этом – так о чем говорит нам этот факт? Первое – то, о чем написано в первой главе: ты можешь говорить об этом, но не принимай слова за настоящие вещи. Также не застревай на словах, ты должен стараться как можно быстрее проникнуть за пределы слов. Проблема в том, что очень немного людей могут учиться без какого-либо вида устных наставлений, и это сейчас более актуально, чем в прошлом. Мы склонны лениться и в основном не проявляем внимательности, а ожидаем, что нам все принесут. Если мы проснемся и посмотрим вокруг, то увидим, что обучение в действительности находится везде вокруг нас.»

Обучение без слов

Я посмотрел вокруг, и он снова засмеялся. «Ты спрашиваешь про обучение без слов. Как я уже сказал, редкий ученик может извлечь пользу из этого. Я дам тебе один пример, но помни, что на самом деле мое внимание обращали на это до того, как я это заметил. У моего учителя был изумительный экземпляр Даодэцзина в жестком переплете, и однажды я был шокирован, обнаружив, что он использует его как упор для двери. Эта красивая и священная книга – там, на пыльном полу, используемая таким непочтительным способом, просто чтобы держать дверь открытой. Я запротестовал и предложил найти ему кирпич, но он засмеялся, назвал меня идиотом и сказал мне использовать кирпич на моей голове, потому что эта книга находится там, чтобы держать дверь открытой.»

 

Я начал осознавать слабый проблеск того, что он имел ввиду.

 

«Итак,» – сказал толстый монах – «в одном и одновременно мой учитель проиллюстрировал широкий спектр значений: как можно делать у-вэй (неделая); как можно научить без слов; он показал мне мои стереотипы и как они меня ограничивают; продемонстрировал повседневную слепоту людей; показал как обучение находится вокруг нас, если мы держим глаза открытыми и смотрим; как можно использовать знание о взаимоотношениях между объектами, чтобы передать смысл, а также, с другой стороны, как несведущие люди могут брать что-то, обладающее большой ценностью и потенциалом, и использовать это глупым способом, который абсолютно расточителен. В этом простом примере есть намного больше смыслов, но я позволю тебе поразмышлять над ними самому.»

 Его слова произвели на меня необычный эффект. Я почувствовал себя удивительно осознанно. Комната стала ощущаться живой, трехмерной, наполненной звуками; запах благовоний из внутреннего двора проникал в неё и смешивался с мускусным запахом старой древесины и чая. Пылинки медленно танцевали в солнечном свете, и в них были значимость и смысл, которые я раньше не воспринимал. Каменный пол ощущался более твердым; деревянный дверной проем казался живым и манил к миру за ним. Время остановилось. Я стал осознавать, что во мне есть глубокое место, которое движется вместе с теми пылинками, которое едино с той дверью, и знает, что мир за ней является живой страной загадок, где можно бродить по ландшафтам из значений. В тот момент раздался удар монастырского колокола, и его звук волной прошел через меня, и я еще больше погрузился вглубь.

 Спустя несколько веков я всплыл и обнаружил, что по-видимому прошла всего минута. Толстый Даос открыл свои глаза вскоре после меня, вероятно он впал в глубокое раздумье пока я молчал, и потянулся вперед за чайником.

 «Ещё чаю?» – спросил он.

svetspasibo аватар

быть всем этим, значит

быть всем этим, значит жиииитттььь!!!))))

Сергей аватар

БлагоДарю!

Эль Ригель, БлагоДарю!

Очень редко теперь что-то цепляет!

С уважением, Сергей.

Очень редко теперь что-то

Очень редко теперь что-то цепляет!

 

Требую еще чаю!

Можно даосского?

Урок не в прок?

У моего учителя был изумительный экземпляр Даодэцзина в жестком переплете, и однажды я был шокирован, обнаружив, что он использует его как упор для двери. Эта красивая и священная книга – там, на пыльном полу, используемая таким непочтительным способом, просто чтобы держать дверь открытой.

Если "цепляет", то вряд ли окажется подпоркой для двери. Урок не в прок?