Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Загадка Сфинкса

Эль Ригель аватар

СФИНКС

 

Желтовато-серый песок, синее небо. Вдали виднеется треугольник пирамиды Хефрена, а прямо передо мной - странное, огромное лицо с устремленным в пространство взглядом.

 

Я часто приезжал из Каира в Гизех, садился на песок перед сфинксом и глядел на него, стараясь понять его и замысел создавших его художников. И каждый раз я испытывал один и тот же страх: страх перед уничтожением. Я как бы чувствовал себя поглощенным этим взглядом, который говорит о тайнах, превосходящих нашу способность к пониманию.

 

Сфинкс лежит на Гизехском плато, где стоят большие пирамиды и находятся другие памятники, уже открытые и еще не открытые, множество гробниц разных эпох. Сфинкс пребывает в углублении, над которым вырисовываются лишь его голова, шея и часть спины.

 

Кем возведена статуя сфинкса, когда и зачем - об этом ничего не известно. Нынешняя археология считает сфинкса доисторическим памятником. Это значит, что даже для древнейших египтян первых династий, существовавших в шестом-седьмом тысячелетии до Рождества Христова, сфинкс был такой же загадкой, какой он сегодня является для нас.

 

На основании каменной таблицы между лапами сфинкса, испещренной рисунками и иероглифами, было высказано однажды предположение, что эта фигура представляет собой изображение египетского божества Хармакути, "солнца на горизонте". Но уже давно все согласны с тем, что это объяснение неудовлетворительно и что надпись, по всей вероятности, относится ко временам реставрации, произведенной сравнительно недавно.

 

На самом деле, сфинкс старше исторического Египта, старше, чем его божества, старше пирамид, которые, в свою очередь, намного старше, чем это принято считать.

 

Бесспорно, сфинкс - одно из самых замечательных мировых произведений искусства, если не самое замечательное. Я не знаю ни одного, которое можно поставить рядом с ним. Он принадлежит к совершенно иному искусству, не к тому, которое нам известно. Такие существа, как мы, не могли бы создать сфинкса, наша культура не в состоянии создать ничего подобного. Без сомнения, сфинкс являет собой реликвию другой, очень древней культуры, которая обладала знанием гораздо большим, чем наше.

 

Существует мнение, или теория, что сфинкс - это огромный сложный иероглиф, каменная книга, которая содержит полный объем древнего знания и открыта лишь для человека, способного прочесть необычный шифр, который воплощен в формах, соотношениях и мерах разных частей сфинкса. Это и есть знаменитая загадка сфинкса, которую с древних времен пытались разгадать многие мудрецы. Раньше, когда я читал о сфинксе, мне казалось, что к нему нужно подойти в полном вооружении знания, отличного от нашего, с новым типом восприятия, с особой математической подготовкой, что без этих вспомогательных средств открыть в нем что-нибудь невозможно.

 

Но когда я сам увидел сфинкса, я ощутил в нем нечто такое, о чем никогда не читал, никогда не слышал, такое, что немедленно поставило его среди самых загадочных и одновременно самых фундаментальных проблем жизни и мира.

 

Лицо сфинкса с первого взгляда поражает своей необычностью. Начать с того, что это вполне современное лицо. За исключением орнамента головы, в нем нет ничего из "древней истории". По некоторым причинам я как раз боялся "древней истории"; опасался, что у сфинкса будет весьма "чуждое" лицо. Но все оказалось иным. Его лицо просто и понятно. Странным было только то, как оно глядит. И лицо это значительно обезображено. Но если отойти в сторону и долго смотреть на сфинкса, с его лица как бы спадет завеса, станет невидимым треугольный орнамент за ушами и перед вами явственно возникнет полное и неповрежденное лицо с глазами, которые устремлены куда-то в неизвестную даль.

 

Помню, как я сидел на песке перед сфинксом - на том месте, откуда стоящая за ним в отдалении вторая пирамида кажется правильным треугольником. Я старался понять, прочесть его взгляд. Сначала видел лишь одно: что сфинкс глядит куда-то далеко, поверх меня. Но вскоре почувствовал неясную тревогу; она постепенно возрастала. Еще мгновение - и я осознал, что сфинкс меня не видит, и не только не видит, но и не может видеть; но вовсе не потому, что я слишком мал по сравнению с ним или глуп для той мудрости, которую он вмещает и хранит. Вовсе нет. Это было бы естественно и понятно. Чувство уничтожения, страх перед исчезновением возникли во мне, когда я почувствовал себя слишком преходящим явлением, чтобы сфинкс мог меня заметить. Я понял, что для него не существуют не только эти мимолетные часы, которые я провел перед ним, но что, если бы я стоял перед его взором от своего рождения и до смерти, вся моя жизнь промелькнула бы перед ним так быстро, что он не успел бы меня заметить. Его взор устремлен на что-то другое; это взор существа, которое мыслит веками и тысячелетиями. Я для него не существую и не могу существовать. И я не был способен ответить на собственный вопрос: существую ли я для самого себя? Действительно ли я существую в каком-либо смысле, в каком-либо отношении? И эта мысль, это чувство под странным взглядом сфинкса овеяли меня ледяным холодом. Мы так привыкли думать, что мы есть, что мы существуем. И вдруг я почувствовал, что я не существую, что меня нет, что я не настолько велик, чтобы меня можно было заметить.

 

А сфинкс передо мной продолжал смотреть вдаль, поверх меня; казалось, его лицо отражает нечто такое, что он видит, но чего я не в состоянии ни увидеть, ни понять.

 

Вечность! Слово это вспыхнуло в моем сознании и пронзило меня, вызвав холодную дрожь. Все идеи времени, вещей, жизни смешались. Я чувствовал, что в те минуты, когда я стоял перед сфинксом, он жил во всех событиях и происшествиях тысячелетий; а с другой стороны, столетия мелькают для него подобно мгновениям. Я не понял, как это могло быть. Но я чувствовал, что мое сознание улавливает тень возвышенного воображения или ясновидения художников, создавших сфинкса. Я прикоснулся к тайне, но не смог ни определить, ни сформулировать ее.

 

И только впоследствии, когда эти впечатления начали наслаиваться на те, которые я знал и чувствовал раньше, завеса как будто шевельнулась; я почувствовал, что медленно, очень медленно начинаю понимать.

 

Проблема вечности, о которой говорит лицо сфинкса, вводит нас в область невозможного. Даже проблема времени проста по сравнению с проблемой вечности.

 

Некоторые намеки на решение проблемы вечности можно найти в различных символах и аллегориях древних религий, а также в некоторых современных и древних философских системах.

 

Круг есть образ вечности - линия, уходящая в пространство и возвращающаяся к исходной точке. В символизме - это змея, которая кусает собственный хвост. Но где же начало замкнутого круга. И наша мысль, охваченная кругом так и не в состоянии выйти из него.

 

Героическое усилие воображения, полный разрыв со всем, что логически понятно, естественно и возможно, - вот что необходимо для разгадки тайны крута, для того, чтобы найти точку, где конец соединяется с началом, где голова змеи кусает свой собственный хвост.

 

Идея вечного возвращения, которая связана для нас с именем Пифагора, а в новейшее время - с именем Ницше, как раз и есть взмах меча над узлом Гордия.

 

Только в идее возвращения, бесконечного повторения мы способны понять и вообразить вечность. Но необходимо помнить, что в этом случае перед нами будет не узел, а лишь несколько его частей. Поняв природу узла в аспекте разделения, мы должны затем мысленно соединить его отдельные обрывки и создать из них целое.(с) Успенский " Новая модель Вселенной"

 

 

На главную

Очень рекомендую послушать

Очень рекомендую послушать эфир радиопередачи "Фрэнки-шоу", посвященный Сфинксу. Его можно найти на www.fshow.info Если не было опыта прослушивания сумасшедшего Фрэнки - это очень эксцентричная фигура, но смысл он умеет доносить:)

Эль Ригель аватар

Отрывок в тему загадки

Отрывок в тему загадки Сфинкса - из " Рассказов Вельзевула своему внуку" Гурджиева:

 

"...Здесь чрезвычайно интересно отметить, что у главно входа той огромной ограды они воздвигли довольно большую - большую, конечно, по сравнению с размером их присутствий - каменную статую, называемую "Сфинкс", которая очень напоминала мне статую, виденную мною, в свой первый личный спуск на твою планету, в город Самлиос как раз напротив огромного здания, принадлежащего тогда "главным собором общества Ахалдан".

 

Статуя, виденная мною в городе Самлиос и сильно заинтересовавшая меня, была эмблемой этого общества и называлась "Совесть".

 

Она представляло аллегорическое существо, каждая часть планетарного тела которого состояла из какой-нибудь части планетарного тела определенного вида обитавшего там существа, но из частей тех существ, у которых, по кристаллизовавшимся понятиям трех-мозговых существ там, та или иная бытийная-функция была совершенной.

 

Основная масса планетарного тела упомянутого аллегорического существа была представлена туловищем тамошнего существа определенного вида под названием "бык".

 

Это туловище быка покоилось на четырех ногах другого обитавшего там существа, также определенного вида, под названием "лев", а к той части туловища быка, которая называется его "спиной", были прикреплены два больших крыла, похожих по внешнему виду на крылья плодящегося там сильного птице-существа под названием "орел".

 

А на том месте, где должна быть голова, с помощью куска "янтаря" к туловищу быка были прикреплены две груди, представляющие собой так называемые "груди девы".

 

Когда на континенте Атлантида я заинтересовался этим аллегорическим образом и стал расспрашивать о его смысле, одним из ученых членов Великого Общества человеко-существ объяснил это мне так:

 

"- Эта аллегорическая фигура - эмблема общества Ахалдан и служит для всех его членов стимулом, постоянно напоминающим и пробуждающим в них соответствующие импульсы, приписываемые этой аллегорической фигуре."

 

Далее он продолжал:

 

"- Каждая часть этой аллегорической фигуры дает каждому члену нашего общества во всех трех самостоятельно соединяющихся частях его общего присутствия, именно в теле, в мыслях и в чувствах, толчок к соответствующим соединениям тех отдельных знаний, которые в своей совокупности только могут дать нам возможность постепенно избавиться от тех имеющихся в каждом из нас нежелательных факторов, как переданных нам по наследству, так и приобретенных нами самими, которые постепенно порождают в нас нежелательные для нас импульсы и в результате которых мы не такие, какими могли быть.

 

Эта наша эмблема постоянно напоминает и показывает нам, что освободиться от упомянутого возможно лишь в том случае, если мы заставим свое общее присутствие всегда думать, чувствовать и поступать в соответствующих обстоятельствах согласно тому, что выражено в этой нашей эмблеме.

 

И эта наша эмблема понимается всеми нашими, членами общества Ахалдан, следующим образом:

 

Туловище этого аллегорического существа, представленное туловищем "быка", означает, что кристаллизовавшийся в нас фактор, порождающий в наших присутствиях вредные для нас импульсы, как унаследованные, так и приобретенные нами самими, может быть перерожден только неустанными трудами, то есть трудами, к которым, из существ нашей планеты, особенно приспособлен бык.

 

То, что это туловище покоится на ногах "льва", означает, что упомянутые труды должны совершаться с таким сознанием и чувством смелости и веры в свое "могущество", какое свойство имеет, среди всех существ Земли, в наибольшей степени обладатель этих ног - могущественный лев.

 

Крылья сильнейшего и выше всех птиц парящего орла, прикрепленные к туловищу быка, постоянно напоминают членам нашего общества, что наряду с упомянутыми трудами и с упомянутыми внутренними психическими свойствами самоуважения необходимо постоянно размышлять над вопросами, не связанными с непосредственными проявлениями, требующимися для обычного бытийного-существования.

 

А что касается странного изображения головы нашего аллегорического существа в виде "грудей девы", то это выражает, что всегда и во всем во время внутренних и внешних функционирований, называемых сознанием, должна господствовать Любовь, Любовь, которая может возникать и находится лишь в присутствиях сгущений, образованных в законных частях всякого полностью ответственного существа, на которое возложены надежды нашего ОБЩЕГО ОТЦА.

 

А то, что голова прикреплена к туловищу быка "янтарем", означает, что эта Любовь должна быть строго объективной и беспристрастной, то есть полностью отделена от всех других функционирований, происходящих в каждом полностью ответственном существе."

 

Для того, мой мальчик, чтобы смысл этой последней эмблемы, вставленной в материал, называемый там янтарем, стал совершенно понятен тебе, я должен добавить, что янтарь - одна из тех семи планетарных формаций, в возникновении которых Вездесущий Активный Элемент Окиданох участвует всеми своими тремя отдельными независимыми священными частыми в одинаковой пропорции, и в процессе планетарной реализации эти внутрипланетарные и надпланетарные формации служат для так называемого "сопротивления" самостоятельному течению этих трех локализованных независимых священных частей."

 

В этом месте своего рассказа Вельзевул сделал короткую паузу, как бы задумавшись о чем-то, а потом продолжал так:

 

"- При моем повествовании о том, что я тогда увидел на еще уцелевшей части суши поверхности твоей планеты у тамошних трех-мозговых существ, некоторые из которых были прямыми потомками членов истинно великого ученого общества Ахалдан там, результат проявления моего бытийного-Разума был таким, что, вследствие различных ассоциативных воспоминаний о всевозможных впечатлениях от восприятий видимости внешнего окружения упомянутой области, закрепившихся в моем общем присутствии, во мне постепенно оживали все сцены и все ассоциативные течения мыслей об одном из этих моих бытийных-переживаний, случившихся во время моего последнего пребывания там при моем посещении как раз того-то современного Египта, когда я однажды сидел, погруженный в размышления, у подножия одного из этих сооружений, которым довелось уцелеть с того времени и которые там называются теперь "пирамидами".

 

Как раз тогда в общем функционировании моего Разума среди прочего ассоциировалась также следующее:

 

Хорошо!... Если ни одно из благ обычного бытийного существования, ранее уже достигнутых Разумом существ континента Атлантида, не стало достоянием современных существ той планеты, то это могло бы, возможно, быть объяснено просто космическими причинами, совсем не исходящими от трех-мозговых существ и не зависящим от них, в силу которых произошел тот второй великий "незакономерный катаклизм", во время которого погиб не только сам континент, но и все существовавшее на нем."(с) Гурджиев, "Рассказы Вельзевула своему внуку", Книга Первая, Глава 23.

Эль Ригель аватар

Из древнеегипетского

Из древнеегипетского папируса. "Когда люди узнают, что движет звездами, Сфинкс засмеется и жизнь на Земле иссякнет."

 

***

 

Когда-то, миллионы лет назад,

На солнечном рассвете мирозданья,

Земля еще была ни рай ни ад,

И человек не знал еще страданья,

Большому Сфинксу в голову пришло:

"Одной Земли, пожалуй, маловато:

На ней возникнет очень скоро зло,

А для добра настанет миг утраты;

Но если вдруг Вселенную создать,

И дать ей силы вечно расширяться,

То зло возможно будет обуздать

Добром, что будет всюду появляться".

Подумав это, Сфинкс сказал слова,

Их повторить сегодня невозможно,

Но только Он их вымолвил едва,

Как в миг один, сначала осторожно,

Но вскоре все смелее и смелей, -

Десятки звезд зажглись на небосводе;

И сотни, даже - тысячи огней

Вдруг заявили о своей природе

И праве неотъемлемом - сиять,

Разрушив мрака призрачные стены,

Путь жизни бесконечной открывать.

И грянули большие перемены:

Бесчисленное множество миров -

Земля была уже не одинока -

Пустились в путь на тысячи веков;

И тьма погасла в космосе глубоком,

Сменив себя на синий полумрак;

Планет засуетились миллионы,

И жизнь кругом возникла - добрый знак, -

Такие Сфинкс установил законы.

Но вскоре Зло возникло на Земле,

И Сфинкс ему до времени позволил

Кружиться во вселенской полумгле,

И мир открылся злой и доброй воле;

Установив законы до поры,

Оставил Сфинкс последние сомненья:

Пустив часы космической игры, -

Заснул глубоким сном до пробужденья.

Он ныне спит, но мы - пока живем

И точно знаем: Он еще проснется,

Что будет? Мы не ведаем о том... (с)

 

-----------

 

Мне понравилось это стихотворение - я дописал:

 

 

…Но если Сфинкс внезапно рассмеется,

И если вдруг ему ответит ЧЕЛОВЕК-

Чей Разум с Сердцем приведен в согласье:

 

Возможно,кончится Забвенья Век -

Наступит Эра истинного Счастья!


2.02.2012   Мир на Планете

2.02.2012

 

Мир на Планете сохранит Сегодня

Живое Человечество Земли,

Которая Восходит по Орбите

Естественного Образа Пути.

 

Творец и Сотворение Гармоний

В Реальном Спектре Истины Души

Стремительно являют миру

Духовность Осознанья  Красоты.

 

Мысль Наполняет суету и хаос

Сознательным усилием Любви,

Которая в Единстве граней Спектра

Представит Соответствие Звезды.

 

Проходят дни и разные мгновенья

Как череда проявленных рядов

Причин и следствий вечного забвенья

И соисканья истинных следов.

 

И только Мир Единства и Согласья

Сообразует Души и умы

С Прекрасной Формой Обновленья

И Осознаньем Вечности Среды.

Эль Ригель аватар

Эзотерически. Cфинкс -  как

Эзотерически.

Cфинкс -  как символ Креста Мироздания - четырех его Звездных Стражей, четырех стихий, сторон света, четырех евангелий, ключ к миру:

Антарес - Вода,Будущее, Запад - голова Человека

Альдебаран - Земля, Прошлое, Восток - ноги Быка

Регул - Огонь,Настоящее, Север - туловище Льва

Фомальгаут - Воздух, Вечность, Юг - крылья Орла.

*хотя в Авестийской астрологии расположение стихий иное*

---------

В ближайшие дни планета Нептун входит в знак Рыб и в  начале 2013 года  войдет в соединение с Фомальгаутом: звезда Фомальгаут считается звездой астрологов и ученых, по ней идет передача Высших Знаний. Планета Нептун является ее эпигоном *наряду с Ураном, который  уже миновал знак Рыб*: стихия Рыб означает ассимиляцию опыта  и Знаний, переданных в прошлом цикле - только в этом случае можно быть готовым к приему нового, которое по факту является разверткой в Вечности для  очередного цикла*цикл Нептуна - 165 лет*. Можно надеяться, что люди, рожденные в ближайшие годы - явятся приеемниками Корпуса Новых Знаний. А также люди, успешно преодолевшие рубеж 2012 и раскрывшие высшие функции разума для приема нового.

 

 

Здравствуйте Эль Ригель.

Здравствуйте Эль Ригель.

Как можно с вами связаться ?  Очень люблю ваши статьи.

Cпасибо.

Sana.

 

 

Эль Ригель аватар

Sana, со мной лучше не

Sana, со мной лучше не связываться * шутка* - но можете написать в ЛС, если что серьезное.

Статьи не мои - но к их подбору стараюсь подходить творчески.

Странно устроен человек:"я не

Странно устроен человек:"я не настолько велик, чтобы меня можно было заметить." И его  охватил страх! А вот представь, что его заметили! И , о Эль Ригель, ты думаешь человеку станет радостней? Никогда! Потому, что тут же ты будешь втянут в череду испытаний, уроков и экзаменов, которые наверное и кончатся только с твоей жизнью, да и это ещё не факт! Конечно приятно , когда тебя заметили и неприятно когда, как ты думаешь никому не нужен! Вещь эта обоюдоострая и к вниманию со стороны Высших, тоже необходимо относиться с готовностью, и к радости и к испытаниям одновременно!

А Сфинкс у меня вызывает уважение и никакого страха!

Эли:KISSED:

Эль Ригель аватар

А Сфинкс у меня вызывает

А Сфинкс у меня вызывает уважение и никакого страха!

 

В детстве, когда я впервые услышал это слово - оно мне показалось знакомым, и мне тут же захотелось  посмотреть на то, что оно означает.Увидев впервые его на фото из книжки - сразу возникло ощущение древнего знакомства и сродства - как будто он и я знаем нечто, что выходит за границы жизни обычного существования в качестве человека. Это называется "удобно расположиться в среде" -  для ребенка очень взрослое ощущение себя,поскольку опыт ВТО впервые я прошел лет в 9, чему в общем-то не удивился и принял как должное, хотя и скрыл от родителей - чтоб не пугать; и со временем смирился с  "неуклюжестью"  своего тела по сравнению с той свободой, которая исходит от Сфинкса: далее по жизни я сверяю свое расположение в среде - возвращаясь к этому первому впечатлению от Сфинкса как символа этой свободы. И скорее это уверенность и очередное расширение сознания - сопровождаемое еще бОльшей включенностью в среду и пониманием происходящих в ней процессов. Вечность, Разум, Совесть - вот три атрибута,которые ассоциируются у меня со Сфинксом - и в какой-то степени благодаря встрече с ним в детстве я чувствую себя  Дома c этих пор.

Потом были другие "встречи", которые укрепили ощущение ДОМА - и вспоминания того, что можно обозначить как "эволюционный опыт": это помогает правильно расставить акценты  касательно происходящего на этой планете - чтобы не раздувать из мухи слона Подмигнуть: Сфинкс как символ трех вышеозначенных атрибутов - вберет  опыт  и этой маленькой планеты. И будет так же философски взирать на очередной планете на маленькие частички разума, которые  едва вылупившись в реальность, копошатся пытаясь расшифровать его загадку -  и мнят себя тем, чем им еще предстоит стать, и никто и ничто им на самом деле это не гарантирует: это первый урок, который следует усвоить от Сфинкса - а как дальше, это  зависит от самого человека...