Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Еще раз об учительстве

Эль Ригель аватар

Два текста о практическом обучении - которые мне понравились: один - с сайта по боевым искусствам, другой - с форумов Cуфизм. ру.

Мужик ползет по пустыне, высох весь. Поднимает глаза к небу:

-Господи, я так хочу пить, так прошу у тебя воды... Зачем ты мне третий день кидаешь эти лопаты?(c)

***

Часто можно yслышать о том, что все Пyти Постижения Боевых Искyсств сходятся в

конце концов в одной точке. Как pазные тpопинки, ведyщие к одной и той же

веpшине гоpы. Те, кто занимается pазвитием физической силы, yткнyвшись в свой

потолок, пpиходят к пpоблеме pазвития внyтpенней силы, а те, кто занимается

pазвитием внyтpенней силы, пpиходят к пониманию того, что мышцы y них тоже есть

и их нyжно использовать:

 

 

Истоpия одной школы. Веpнее, ее начало.

 

В советское вpемя на базе одного московского автокомбината жили две школы yшy:

<внешняя> Джиткyндо (детище Бpюса Ли) и <внyтpенняя> Тайцзицюань:

Жили школы миpно, занятие шли в pазное вpемя, yченики были счастливы и

довольны. Кто хотел заниматься плавной pаботой с энеpгией и эстетским

самокопанием - шли к хаpизматичномy Мастеpy-гpyзинy в Тайцзицюань. Кто хотел

бегать, пpыгать, отжиматься, дpаться - шли к не менее хаpизматичномy

Мастеpy-pyсскомy в Джиткyндо. Стычек междy ними никогда не было, потомy что те,

кто занимался Тайцзицюань, хоть и веpили в свой, пyсть и не коpоткий Пyть, все

же допyскали, что физyха все же нyжна (когда-нибyдь, когда каналы откpоются,

энеpгия накопится, вот тогда и займемся мышцами. Вpемя от вpемени они

yкpадкой бpосали завистливые взгляды в стоpонy джиткyндистов, так как

чyвствовали, что сил для воздействия на пpотивника своей внyтpенней энеpгией y

них пока нет. Все обсyждения этой насyщной и злободневной темы (сегодня ты в

зале, а завтpа в больнице!) сводились обычно к одной схеме:

- Мы всем покажем! - вдохновленно-yвеpенная pеплика.

- Дааа! - дpyжные кивки, пpеисполненные pешимости вздохи и дpyгие пpоявления

согласия.

- А наш Мастеp их всех! - не менее вдохновленно-yвеpенная pеплика.

- Дааа, - чyть менее дpyжные кивки, не совсем пpеисполненные pешимости вздохи и

дpyгие пpоявления сомневающегося согласия и задyмчивая паyза.

- Только емy это yже не нyжно? - yбеждающе-вопоpошающий тон.

- Дааа, - чyть более дpyжные кивки, согласные вздохи и дpyгие пpоявления общего

чyвства надежды-согласия.

- Он же Мастеp! - yбежденно, - Он не ищет конфликтов! - совсем yбежденно, -

Мастеpy не пpистало! - совсем-совсем yбежденно, - Hо если заденyт! -

yгpожающе-восхищенно со зловещей многозначительной паyзой:

- Дааа! - полное согласие и общее чyвство избpанности.

 

Те, кто занимался Джиткyндо, знали, что могyт пеpебить всех местных хлюпких

тайцзишников (кpоме, конечно, хаpизматичного Мастеpа-гpyзина (кто его знает, чё

он может, здоpовый чёpт!), но веpили в силy таинственной китайской энеpгии и в

то, что великий Бpюс Ли не мог делать ТО, ЧТО делал, только лишь с помощью

мышц. Все же yглyбленная pабота с энеpгией пpедставлялась им чем-то заоблачным

и достyпным только Очень Большим Мастеpам.

- Hy, комy охота подолгy созеpцать свой пyпок, сидя по-тypецки (или еще

как-нибyдь) и часами делать монотонные плавные движения?! - обычно говоpили они

- И когда бyдет pезyльтат?! Вот если ты Мастеp, тогда, да, эффект есть, а так:

Хотя, кто знает, что из тайцзишников выскочит, если их к стенке пpипpyт. Как в

истоpиях, котоpые нам Учитель pассказывает, где одно yпpажнение годами делают,

никого не тpогают, а потом мочат всех и вся:

 

В общем, зал был пpоникнyт атмосфеpой всеобщего взаимного yважения.

Hо вот однажды из-за семейных обстоятельств хаpизматичный Мастеp-гpyзин был

вынyжден веpнyться домой. Гpyппy Тайцзицюань отдали хаpизматичномy

Мастеpy-pyсскомy. Мастеp, недолго дyмая, поделил зал на две половины и стал

вести обе гpyппы одновpеменно. Выглядело это так:

- Бегом! Бегом! Быстpее! - кpичал он на своих джиткyндистов - Что вы дохлые

такие?! Засыпаем?! Солнце высоко, pабов не отпyскали! Сейчас палкy с гвоздями

пpинесy, дождетесь!

Потом повоpачивался и, состpоив сеpьезно-одyхотвоpеннyю минy, pовным, глyбоким

голосом вещал тайцзишникам: - Сфоpмиpовали шаp и начинаем плавно его

повоpачивать. Пpедставляем, что шаp хpyпкий: Расслабляемся и слyшаем движение

энеpгии: Дыхание внизy живота: Чyвствyем единение с миpом: - повоpачивался к

ним спиной и:: - Что pасслабились?! Отдыхать бyдем на кладбище! - пpодолжал

негодовать в стоpонy своих - Пpыжки колени к гpyди с pазвоpотом на 360 гpадyсов

под счет! РАЗ! ДВА!

Ученики Мастеpа были счастливы. Мастеp yдовлетвоpял потpебности всех

занимающихся и та легкость, с котоpой он это делал, yбеждала их в его величии и

мастеpстве. Он стал для них живым воплощением Мастеpа, соединившего внyтpенний

и внешний подходы к изyчению боевых искyсств. Автоpитет его был непpеpекаем. Hо

вот однажды, когда гpyппа тайцзишников, пеpеодевшись, плавно втекла в зал и

пpиготовилась гонять шаpы, Мастеp посмотpел на них и сказал: - Hа кyлаки!

Отжаться пятьдесят pаз!

Плавающие в глyбинах собственного я тайцзишники отpеагиpовали общей

затоpможенностью и нестpойно-yдивленными лицами.

- Сто пятьдесят pаз за то, что сpазy не встали! БЫСТРО!

С этого момента тайцзишники в полном составе влились в стpойные pяды

джиткyндистов. Hесмотpя на непpивычные нагpyзки и побои не yшел ни один. Они

чyвствовали себя теми немногими, кто по-настоящемy объединял в своей пpактике

внyтpеннее с внешним.

 

***

 

"Слова об Учителе. (отрывок) Посвящаются ему.

Написаны в ясном ощущении вещей непоколебимой правоты и в высоком состоянии духа.

 

....

 

Никогда раньше я не обращался к этой теме, разве что вскользь. Но события примерно двухнедельной давности произвели во мне обстоятельства, результатом которых стала лезущая из всех моих щелей потребность об этом говорить. Вот я и говорю.

 

Учитель. Нет никаких слов, чтобы высказать то, что стоит за этим словом ! Нет никакой возможности узнать его, понять его, ибо все, что будет всплывать, как мысли и формироваться как слова, как речь – все это будет лишь пыль, едва обозначающая ту прозрачность, на которую она ложится.

Мотивы учителя непостижимы, его действия могут быть видны, а могут быть не видны, но бесполезно искать в них какой-то смысл, ибо его нельзя найти. Однако если бы ты воистину знал, что так делает для тебя учитель, ты реально мыл бы его человеческие ноги! Радостно, без всякой скованности и без тени всякого сомнения.

...

 

Сейчас ты ищешь его внимания и довольства, ты боишься потерять его и думаешь, что же теперь со мной будет? Ты проявляешься с целью обозначить себя, сделать сообщение и получить оценку, дабы удовлетвориться истинностью своего положения. Узревая лишь очевидное, ты готов порой броситься в драку, вставая на его сторону в дискуссиях и спорах. Ты оцениваешь, как бы твои действия или слова не нанесли урон репутации или не оскорбили учителя. Ты держишь в памяти все его слова и стараешься выполнять его указания, учитывая кем они были даны, и какой плод тебе это принесет.

Глупец! Ты не догадываешься, что ничто и никогда не способно произвести какое-либо действие и даже малейшее шевеление в его глубине. Ничто не способно повлиять на его репутацию, о которой ты так печешься. Ничто не способно оскорбить его. Никакие твои действия не подвержены его оценке, ибо он может приближаться к тебе и удаляться от тебя, обозначать свое довольство или недовольство с одной только целью – показать, насколько ты зависишь от этой оценки, насколько обусловлены твои мотивы, сколько примеси в твоей искренности и как зыбки твои духовные устремления. А его слова, действия и указания идут гораздо дальше их очевидного значения.

Он может быть кем угодно и каким угодно. Он принимает какую-либо устойчивую форму лишь для того, чтобы ты смог за что-то зацепиться. И он никогда не оставит тебя, ты никогда не сможешь его потерять. Потерять ты сможешь только свои иллюзорные представления. И если ты встретил его, он будет с тобой всегда. Даже когда ты будешь думать, что всё, это – капец, он будет с тобой, ибо он здесь для этого, и капец – это та область, в которой учитель плавает, как рыба в чистой воде !

.....

Я думаю, что он может тебе рассказать все за полчаса. Ответить на все твои вопросы,если ты их сможешь сформулировать, и ещё больше того. Через полчаса ты будешь просветленным, ты будешь знать все секреты и тайны, тебе откроются пути, идя по которым ты сможешь стать эффективным, неуязвимым – всё, что ты хочешь. Его слова найдут отклик в твоем сердце и твоем глубинном знании, ты будешь знать, что это правда. Он изменит тебя за полчаса. Не сомневайся, что он это может ! Но этому изменению грош цена и всё твое понимание будет иметь приставку «как бы». Поэтому, не жди этого. Оставь свои ожидания, надежды и требования и просто будь с ним, пока он здесь.

 Танцуй, вставай на голову, бросай всё и уходи, приходи снова, лги, изворачивайся, оценивай, реви, как зверь, корчись или растворяйся в блаженстве и счастье, переживай, гори от стыда или плавься в любви и благодарности – делай, что хочешь, только не думай, что это всё имеет какое-то значение!"(c)

....

 

На главную

Да, настоящий  учитель-он

Да, настоящий  учитель-он таков!

Благодарение за встречу именно с таким учителем!

Благодарение тебе, Эль Ригель за прекрасный блог. Обнимаю. Поздравляю и принимаю поздравления ибо все учителя здесь!

Эль Ригель аватар

Все учителя - в нас самих:мне

Все учителя - в нас самих:мне нравятся суфийские - их арсенал необъятен. Учитель с несколькими инструментами учит однобоко. На Востоке всегда ценилась практика по принципу: ты знаешь то, что умеешь. Умение учиться у всех и у самой жизни - самый главный практический навык. Прежде психика человека не была столь изощренной - сейчас чтобы продраться через нее к самой сущности человека, требуются специальные методы, которые также походу нужно модифицировать.

А. Подводный - АФОРИЗМЫ *из того, что нравится*:

-Иногда мне кажется, что крестная мука Христа все же несравнима с той, другой - когда Он учил апостолов.

***

-Cвязано ли наличие у человека самосознания с пониманием им значения этого слова?

***

 -Почему твой ученик не делает выводов из того, что с ним происходит?

-А просто я его еще не успел этому научить.

***

 -Учитель! Мое эго оказалось лучше, чем вы о нем думали: мой ум его полностью отрицает, а оно нисколько не обижается!

***

 Что такое истинная цельность натуры?Это способность змеи переваривать проглоченную лягушку, не вступая с ней в содержательный диалог.

***

 -Учитель!Не слишком щедро ли ты разбрасываешь перед нами семена Вечной мудрости?,- спросили ученики

-Это плевелы,- успокоил их Мастер.

***

 -Учитель, что делать, если во время медитации над вашими уроками ко мне приплывают ужасные мысли?

-Если мои, то ничего страшного.

***

 -Хорошо ли живется ученикам под твоим игом? - спросил Ходжу Насреддина скептик.

-Не хуже, чем под собственным эгом, - ответил Ходжа

***

 -А не является ли твое обучение манипуляторством? - спросил Ходжу Насреддина скептик.

-Я,конечно, езжу на своем ишаке, - подумав ответил Ходжа, - но никогда не уверяю, будто он благородный олень.

***

 -Не боишься, что знание, которому ты учишь, может быть использовано во зло? - спросил Ходжу Насреддина скептик.

-Боюсь, мне лучше тебе не отвечать...

 

-----------------------

 

Практика – это когда все работает, но ничего не понятно.

Теория – это когда все понятно, но ничего не работает.

Но все же иногда теория с практикой совмещаются:

ничего не работает и ничего не понятно(c)

 

Илисио аватар

Еще раз об учительстве

 - Учитель! Мое эго оказалось лучше, чем вы о нем думали: мой ум его полностью отрицает, а оно нисколько не обижается!

Смешно

- Учитель!Не слишком щедро ли ты разбрасываешь перед нами семена Вечной мудрости?,- спросили ученики.                         - Это плевелы,- успокоил их Мастер.

Класс!

И еще раз об учительстве

Я недано услышала такой интересный момент  - речь шла о каком-то японском искусстве, кажется, даже боевом, так вот там ученик может сам выбирать себе Мастера и делает он это по принципу симпатии или антипатии. Мне это показалось оригинальным - идея взять себе в учителя именно того Мастера, к которму испытываешь антипатию. Сначала мне это показалась слишком уж.... эммм.... по-японски. А потом понравилось, эта мысль меня увлекла. Не буду вдаваться в подробности своих измышлений, но предлагаю подумать об этом, а еще лучше - попробовать на деле Пока!

Эль Ригель аватар

Я недано услышала такой

Я недано услышала такой интересный момент  - речь шла о каком-то японском искусстве, кажется, даже боевом, так вот там ученик может сам выбирать себе Мастера и делает он это по принципу симпатии или антипатии. Мне это показалось оригинальным - идея взять себе в учителя именно того Мастера, к которму испытываешь антипатию. Сначала мне это показалась слишком уж.... эммм.... по-японски. А потом понравилось, эта мысль меня увлекла. Не буду вдаваться в подробности своих измышлений, но предлагаю подумать об этом, а еще лучше - попробовать на деле 

Это нормальный принцип для восточных школ: вы либо усиливаете свои сильные стороны - до той поры пока не упираетесь в то, что не можете двигаться дальше из-за своих слабых сторон *возвратно-поступательное движение*; либо  продвигаетесь равномерно-поступательным методом, последовательно прорабатывая хвосты и хвостики. Знаки Кардинального или Фиксированного Креста * или если эволюционные Узлы стоят в этих крестах в гороскопе* предпочитают первый путь* довести до проявления и устранить хирургически* - знаки Мутабельного Креста - второй* терапия негативных черт*

Среди четвертопутчиков бытует притча о том, как один чела переходил из одной духовной школы в другую по причине того, что везде мастера предлагали ему работать над одной и той же проблемой - потом ему объяснили, в чем дело. Гурджиев говорил, что у каждого человека есть Главная Черта * типа ахиллесовой пяты: иногда ее можно увидеть в гороскопе - она является главным препятствием для развития*: как правило, человек ее не видит, пока ему об этом не скажут или не покажут - учитель это сделает наиболее грамотно. Любопытно то, что эта главная черта - и вообще  наши слабости- чрезвычайно живучи и могут мутировать* например, гордыня личного превосходства прекрасно потом уходит на тонкий план - превращаясь в духовную гордыню, при всем при том что человек может  проделать колоссальную работу над собой по другим направлениям*

Нужно также помнить, что мастер видит ученика лучше - и может даже внушить к себе антипатию, чтобы быстрее и эффективнее отработать с ним. Или симпатию - если видит, что ученик способен только в этом режиме двигаться. Кроме того, существует синастрическое соответствие карт: в мажорное взаимодействие типа антипатии закачивается больше энергии - значит, и результаты могут быть выше. 

ой, мамочкиииии, как все сложно.........

Надо, наверное, спланировать визит к астрологу, давно об этом думаю. Может, прояснится немножко,  хотя бы усилия свои как-то сфокусирую. В общем, чтобы знать своего врага в лицо....

Эль Ригель аватар

В общем, чтобы знать своего

В общем, чтобы знать своего врага в лицо....

 

... и возлюбить как самого себя ? Подмигнуть

В общем, чтобы знать своего

В общем, чтобы знать своего врага в лицо....

 

... и возлюбить как самого себя ? Подмигнуть

А вот это уж не знаю - буду ориентироваться по месту, может и возлюблю, может прощу и отпущу, может, договоримся по-деловому, а может, еще как-нибуть сублимирую))) Буду слушать, что подскажет внутренний голос подмигнуть

Илисио аватар

Еще раз об учительстве

Попробовала.  Правда,  мне  выбирать  не  пришлось.  Антипатия  возникла  сразу,  но  куда  деваться ?  Других-то  нету...И,  если  бы  рядом  с  мастером  не  было  бы  человека  поприятнее,  помягче,  ещё  неизвестно,  чем  бы  всё  кончилось.  Я  упиралась,  плакала,  хныкала,  что  не  пойду  больше  к  мастеру, качала  свои  права,  что-то  бормотала,  что  я  не  буду  такой,  как  она,  но  всё  -  напрасно.  

Меня  поймали  на  том,  что  "через  месяц  я  себя  не  узнаю".  Фраза  мастера  "я  тебя  научу ...."  меня  доконала.  "Вот  это  - уже  деловой  разговор !".  Я  решилась  придти  учиться.  Гордыня  была  сломлена.  Я  сидела  на  первой  парте,  пялясь  на  мастера  в  оба  своих  карих  глаза,  не  переча,  внимательно  слушая и  лишь  изредка  качая  головой  в  знак  согласия.  Теперь  я  уже  сама  могу  выбрать  то,  что  мне  надо,  так  как  главная  зараза  -  гордыня  -  приказала  долго  жить.

Альбина,  не смогли  бы  вы  найти  источник ?  Хотелось  бы  прояснить  кое-что,  потому  как  это,  всё-таки,  -  боевые  искусства,  а  духовное  самосовершенствование  -  немножечко   другое.

Спасибо за опыт. Источника не знаю.

К сожалению, Илисио, не могу дать ссылку на источник - слышала по радио...

всё-таки,  -  боевые  искусства,  а  духовное  самосовершенствование  -  немножечко   другое.

Каждый наверное, понимает, по-своему, но вот у меня все в одной куче, я и живу, и учусь, и спортом занимаюсь, и творчеством, и духовно совершенствуюсь как-то по ходу дела - поэтому и примеряю разные свои маленькие "открытия" везде и всюду)))

главная  зараза  -  гордыня  -  приказала  долго  жить.

Очень рада за вас, если это так. У меня все мои пороки вскрываются слоями - сначала доставляют мне неприятности (я это читаю, как подсказку и начинаю работать над этим), потом мне кажется, что я освободилась от этого, а оно потом неждано-негадано всплывает - и так до бесконечности, наверное, будет продолжаться. потому что там где есть работа над собой, есть развитие, есть движение...

Какие-то мелочи типа раздражительости, стеснительности прорабатываются раз и навсегда - потом не возвращаются, и действительно это сильно облегчает жизнь, но вот говорить так смело о таких "сильных" пороках как тщеславие и гордыня я бы не стала....

Впрочем, повторюсь, рада за Вас, если это действительно так. За то, что делитесь опытом своим - спасибо.

Илисио аватар

Еще раз об учительстве

Ну  вы  же  предложили  попробовать.  Просто  так  получилось,  что  я  уже  попробовала.  А  про гордыню  почитала  в  Учениях,  что  это  такое,  как  она  выражается,  чему  она  является  антиподом  и  тд.,  намотала  на  ус  и  стараюсь  вести  себя  хорошо.

Моргаю

Кроме  того,  я  узнала  ещё,  почему  мастер  так  делает.  Ну  чтоб  возникла  антипатия.

АЛЛА аватар

Для меня уже всё решено!

человеческая мудрость приобретает силу только тогда, когда основывается на откровении Божием, то есть со страхом внимает Его слову

 http://jesuschrist.ru/bible/pr/8

АЛЛА аватар

ничего не работает и ничего

ничего не работает и ничего не понятно(c)

Для вас это особое упоение,Эль Ригель! Видно невооружённым глазом!

Смешно

Эль Ригель аватар

Точно - это уже не лечится,

Точно - это уже не лечится, увы Моргаю: когда все работает - и все понятно, не надо на этом задерживаться, надо идти в джунгли незвестного. 

АЛЛА аватар

Если вы это сделаете...

когда все работает - и все понятно, не надо на этом задерживаться, надо идти в джунгли незвестного.

Класс!

http://bibliya.biz/ezhednevnoe-chtenie/devyat-dnej-v-dzhunglyax.html

Девять дней в джунглях

Евангелие, которое я благовествовал вам… 
1 Коринфянам 15:1

Нельзя сказать, что любимым видом проведения досуга для миссионера Фила Филдса было пробираться через густые джунгли Ириан Джайя. Но, тем не менее, именно таким образом он провел девять дней осенью 1987 года, пока семья его находилась в Канзасе. Фил жил на Ириан Джайя предыдущие четыре года, занимаясь переводом Евангелия от Марка на язык племени Орья. Затем он отправился в Соединенные Штаты, чтобы отпечатать в типографии готовый перевод, а после этого вернулся в Ириан Джайя, нанял себе в помощники двух местных жителей и отправился с ними в джунгли, чтобы нести Слово Божье туземцам племени Орья, насчитывающего 1600 человек.

Но в чем была причина такого рвения? Что заставило этого бывшего университетского профессора оставить комфорт и привычные занятия и отправиться переводить и распространять Слово Божье в таких малоприятных условиях? Один из проводников Фила удивленно сказал: «Стал бы этот человек уезжать из своей страны, добираться до нашего острова, переводить книгу на язык Орья, а сейчас пробираться с нами через эти заросли, если бы то, во что он верит не было бы правдой?» Фил оставил свою устроенную жизнь, потому что хотел, чтобы люди племени Орья сами смогли прочесть благую весть о любви Божьей.

Никакая жертва не велика, чтобы нести Евангелие тем, кто еще не знает о нем. Фил Филдс принимает участие в великом деле. Готовы ли и вы нести Слово Божье заблудшим, которые живут на вашей же улице?

Чтобы грешники пришли ко Христу, мы сами должны пойти к грешникам

АЛЛА аватар

Невооружённый глаз

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Eye_iris.jpg Глаз человека.Невооружённый глаз

 Этот файл является избранным изображением в Викискладе (Featured pictures) и признан одним из лучших изображений.

cor.coroleva-valentina аватар

БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

Класс!

АЛЛА аватар

Интересно теперь почитать

Интересно теперь почитать тексты,которые вам понравились о Премудрости. Это будет вам домашним заданием,Эль Ригель. Смешно