Матрица личности: как найти свои сильные и слабые стороны?
Мы не знаем себя. Это факт. Слепых пятен в нашем восприятии — много. И обычно эти самые «пятна» и становятся причинами проблем, которые мы потом решаем.
Вот, к пример, история про руководителя, который ненавидел плохие новости. Когда ему их сообщали, он закрывал окошко мессенджера — как раньше убивали гонца, который приносил дурную весть. Естественно, делиться с ним новостями постепенно перестали. Угадаете, как он описал свою проблему? «Мне кажется, я знаю далеко не всё, что на самом деле происходит у меня в компании. Работники перестали держать меня в курсе происходящего и скрывают от меня информацию».
Он не осознавал — по крайней мере вначале, — что сам своим поведением и создавал проблему, которую теперь хотел решить. Ему мешало большое слепое пятно. Брешь в восприятии.
Что делать, чтобы эти пятна обнаружить? Посмотреть в окно →
Метод «Окно Джохари» разработали два психолога, которых звали (представьте себе!) Джо и Харри, чтобы понять себя.
Вы можете себе представить это окно как здание, в котором есть четыре комнаты.
Первая комната открыта. Сюда относится то, что вы знаете о себе и окружающие о вас: например, ваша должность, цвет волос и т. д. Можно сказать, что это ваша публичная сторона.
Вторая комната — скрытая. Здесь находится то, что вы о себе знаете, а остальные — нет. Это могут быть чувства, о которых вы никому не рассказываете, или что-то еще, спрятанное от окружающих. Это ваша частная сторона.
В третьей комнате находится неизвестное: то, что о себе не знаете ни вы, ни другие. У вас могут быть чувства или способности, о которых вы не в курсе. Это ваша неизвестная сторона.
Последняя комната — ваше слепое пятно. Здесь находится то, что вы о себе не знаете, но видят другие. Может, окружающие считают вас нахалом и не говорят вам об этом. Это ваша публичная сторона, неизвестная вам.
Слепые пятна снижают нашу продуктивность. Разумеется, они работают в обе стороны. Например, у людей могут быть убеждения, которые мешают им увидеть в вас какие-то качества.
Проще простого увидеть проблему и отсутствие логики у других, но очень сложно найти их в своих действиях.
Слепое пятно — это вы
Поэтому если у вас есть трудноразрешимая насущная проблема, которая то и дело дает о себе знать, начните с признания собственной необъективности. Если вы действительно стараетесь устранить проблему, значит, она для вас важна и как-то мешает вам. И тогда, вероятно, вы — ее часть (а вовсе не сторонний наблюдатель).
Но при этом вы даже можете не знать, как именно вы с ней связаны. Чаще всего так и бывает: мы пытаемся решить проблему, будто глядя на нее со стороны. Когда человек говорит о проблемах, он часто показывает пальцем на других, исключая себя из ситуации. Он постоянно повторяет слово «их», потому что «они» и кажутся ему проблемой. Но в большинстве случаев «они» — не единственная причина.
Проблемы, которые долго не решаются, относятся к системным. И если вы часть этой системы, то неизбежно и часть проблемы тоже.
Самое большое слепое пятно — вы сами. Если вы не хотите обратить внимание на то, какой вклад в ситуацию вносите лично вы и насколько возникновение проблемы зависит от вас, у вас никогда не будет четкого представления о ней. Ваше понимание ситуации будет искаженным, как и ваши убеждения.
Упражнение «окно Джохари»
Распечатайте несколько копий таблицы ниже, где перечислены черты характера. Раздайте эти списки людям, которым вы доверяете. Пройдитесь по списку и отметьте все черты, которые, по вашему мнению, есть у вас. И пусть то же сделают ваши друзья (отметят ваши черты, а не свои). А затем сравните списки. Списки черт можно выбрать свои, эта таблица — для ориентира и примера.
Черты, которые вы отметили, а они нет, — скрытые. Открытые будут и в вашем списке, и в списках ваших знакомых. Те черты, которые они отметили, а вы нет, — ваши слепые пятна. Черты, которые не отметил никто, — неизвестные, но могут когда-нибудь появиться. Нарисуйте большое «окно Джохари» и запишите все черты характера в соответствующие его части.
И что вы обо всем этом думаете?
По материалам книги «Лиминальное мышление»
Как формируются убеждения
Лиминальное мышление: что это и как с помощью упражнений входить в пороговые состояния
Чтобы понимать, что значит лиминальное мышление рассмотрим составляющие термина отдельно. С мышлением просто — это способность человека рассуждать, придавать мыслям эмоциональную окраску.
Лиминальность — пороговое состояние между двумя стадиями, переход из одной в другую.
Впервые о лиминальности заговорил французский этнограф Арнольд ван Геннеп. Он выделил пороги: пространственные (границы государств, интернет, нормы жизни), персонально-личностные (подростки, бисексуалы, подсудимые, жених и невеста), временные (смерть, болезнь, рождение ребенка). В исследованиях Геннеп отметил: на протяжении существования человечества ритуалы переходов не меняются для всех возрастных групп, а значит их ценность для общества и отдельного человека огромна.
Наблюдение Геннепа не оставило психологов равнодушными: идеи лиминальности стали основой для кризисной терапии и техник по работе с убеждениями. Чуть позже Дейв Грей – бывший дизайнер – популяризировал их и ввел понятие «лиминальное мышление». Он описал его в одноименной книге, дав определение – это вид психологической гибкости, которая позволяет толковать, обосновывать, менять свои и чужие убеждения.
Расскажу, что такое убеждения, какие они бывают. Дам упражнения для выявления персонально-личностного порогового состояния. Вы не найдете в тексте техник для качественного изменения мышления: проводить эксперименты над личностью без наблюдения специалиста – недопустимо. Статья пригодится, если хотите научиться проще относиться к чужому мнению или найти убеждения, портящие ваши отношения с окружающими.
Что такое убеждения
Убеждения – несокрушимые осмысленные верования человека. Они служат для оценки мира и своего места в нем, формируют поведение и являются важнейшим элементом личности. Я бы назвала убеждениями всю информацию, которой человек владеет на протяжении жизни, ведь нет ни одного факта, воспринимаемого одинаково всеми людьми. Яркая иллюстрация промежуточных убеждений – у кого машина круче, тот и прав
В когнитивной терапии убеждения условно делят на два вида: глубинные и промежуточные.
- Глубинные – фундаментальные установки, которые человек не осознает. Проистекают из детства. Если ребенку постоянно говорить, что он глупый, взрослым он станет стеснительным, недоверчивым и неудачливым.
- Промежуточные – предположения, правила и отношения между людьми. Меняются с возрастом, опытом и под внешним воздействием.
Среднестатистический датчанин верит, что он самый счастливый человек на земле – у него сытая и довольная жизнь – это глубинное убеждение.
Он приходит в бар и встречает британского ученого. За кружкой пива тот поясняет: Дания занимает одно из первых мест по онкозаболеваниям. Значит, по убеждению британца, датчанин не может считать себя счастливым – ведь он в постоянной зоне риска.
Убеждение британца промежуточное – оно возникло недавно. Также он не учитывает множество интерпретаций слова «счастье» и настаивает, что оно связано исключительно с одной константой – здоровьем.
Как формируются убеждения
Американский ученый Крис Аргирис посвятил жизнь исследованию потенциала личности на производстве. Наблюдая за тысячами рабочих, он пришел к заключению: убеждения формируются последовательно и всегда одинаково. Свое открытие он назвал «пирамидой убеждений».
Пирамида убеждений по Аргирису
После рождения ребенок познает мир с помощью органов чувств – это опыт.
Далее на него накладываются ограничения, возникающие из фокусируемого внимания.
Когда родители постоянно говорят подростку, что курить вредно, тот сосредотачивается на запрете. Возникает желание попробовать и выработать личное суждение.
Подросток формирует гипотезы: «Если я попробую курить, мне станет плохо», «Если я попробую курить, буду выглядеть круто» и т. д.
Наконец он решается. Получает опыт, который дает возможность сформировать убеждение по одной из гипотез. Если курение понравилось, отношение подростка к процессу становится положительным. Не понравилось – отрицательным, соответственно.
Убеждение подтверждается опытом близких, ведь круг общения почти всегда соответствует социальному уровню и личностным характеристикам человека. Поменять убеждения в «своей» среде практически невозможно. Именно для такого случая пригодится лиминальное мышление – если выявить установки и перевести их в пороговое состояние, произойдет переоценка ситуации, отношений и привычек.
7 упражнений на развитие лиминального мышления
Упражнения в статье представляют собой вопросы на выявление пороговых состояний в промежуточных убеждениях.
Они показывают множественность выбора: вы поймете, что не все ваши убеждения правильные, а чужие – неправильные. Вспомните свое самое сильное убеждение.
- Пообщайтесь с человеком с противоположным мнением.
- Запишите его аргументы,
- найдите им научное подтверждение или опровержение.
Это поможет легче принимать чужую точку зрения, видеть в ней правду, не замеченную ранее.
Проанализируйте давнишнее убеждение. - Когда вы впервые обратили на него внимание?
- Что стало фактором, вызвавшим любопытство?
- Каким опытом вы его подтвердили?
- Что произойдет, если вы поменяете убеждение?
Упражнение поможет понять, как развивались события и является ли установка на мнение глубинной.
Посмотрите на близкого человека:
- какое из его убеждений ограничивает ваши права?
- Какое из ваших убеждений ограничивает его?
Повторите второе упражнение: если поймете, что убеждения не глубинные – попробуйте устранить их с помощью техник НЛП, например. Немного об этом в статье «Антируководство по эксплуатации человека человеком: речевые стратегии НЛП для манипуляции сознанием».
Возьмите убеждение, с которым уже работали.
- Если придется спорить с человеком с противоположной точкой зрения, как вы защите свое убеждение?
Нарисуйте схему, оцените логичность аргументов.
- Как они гармонируют с вашим внутренним состоянием?
- Не врете ли вы себе?
- Из каких убеждений состоит ваша личность?
- Менялись ли они с течением времени?
- Как повлияли на изменение личности? Если у вас есть проблемная ситуация, взгляните на нее с разных точек зрения. Даже с абсурдных.
Сеанс напоминает мозговой штурм в одиночку.
- Выделите точки зрения, противоречащие вашей.
- Найдите логическое объяснение и позаимствуйте элементы, помогающие разрешить ситуацию.
Попросите партнера назвать любое слово.
- В течение минуты пишите все предложения с этим словом, приходящие в голову. Например, что приходит на ум, при слове ребенок? Кто-то запишет «ребенок – счастье», другой — «ребенок – всегда дорого», «не люблю детей» и пр.
Упражнение поможет поднять из памяти забытые и неиспользуемые убеждения, найти в них разрушающие элементы личности.
Надеюсь, упражнения помогут переосмыслить привычки и сформировать позитивное отношение к чужому мнению.
Хорошего дня!
Автор: Ксения Троицкая
https://teachline.ru/blog/liminalnoe-myshlenie-chto-eto-i-kak-s-pomoshchyu-uprazhneniy-vkhodit-v-porogovye-sostoyaniya/