Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Истинная добродетель

nabel аватар

 “Живые отличаются от мёртвых не только тем, что смотрят на солнце и дышат воздухом, но тем, что совершают что-нибудь доброе. Если они этого не исполняют, то… ничем не лучше мёртвых.” (Святитель Григорий Богослов. Творения т.5.710.)

Сказано: “Вера без дел мертва”. Без каких дел? Конечно, без добрых.

Сказано также и то, что Небесное царство, внутри нас и силой берётся. Какой силой? Силой принуждения себя к добрым поступкам.

Почему силой? Да потому что, если честно посмотреть на нашу обыденную жизнь, не очень то много в ней увидим того, что можно причислить к несомненно добрым делам, сотворённым на благо ближним.

Необходимость принуждения себя к добру вызвана тем же, что и необходимость принуждения себя при болезни соблюдать прописанный режим и глотать горькие пилюли.

Грех, страсти – это не что иное, как болезнь, которую следует лечить.

Первым шагом на пути выздоровления является добродетель. Давайте для себя попробуем определить то, что составляет её суть. Но мы вроде бы ответили: в её основании лежат добрые дела. Но на самом ли деле то, что считаем благом, всегда является таковым.

Возьмём наше отношение к детям. Чего только многие из родителей не предпринимают, дабы оградить своё любимое дитятко от любых неприятностей и трудностей.

В результате к своему совершеннолетию они остаются ни чему не наученными, не способными самостоятельно справиться с малейшими проблемами. Родители при этом совершенно искренне думали, что всё делают для пользы детей, а на деле такого рода забота явилась несомненным злом.

Посмотрим на то, что делаем когда, как мы считаем, приобщаем себя к духовной, религиозной жизни.

Многие из нас регулярно ходят в Церковь, приобщаются Святых Тайн, подают милостыню, соблюдают заповеди и … успокаиваются на этом.

Именно за это Христос и порицал фарисеев. Соблюдение внешних форм ведения добропорядочной жизни, конечно важно, но если кто из нас на этом останавливается, то совершает, по меньшей мере, двойное злодеяние.

С одной стороны, мы лишаем себя возможности подниматься на всё более высокие ступени совершенствования;

с другой – вводим в заблуждение окружающих по поводу правды о вере. Глядя на фальшивость нашей добродетели, люди начинают вообще отрицать религиозную практику. Самые главные удары по вере, которая только начинает зарождаться в душе человека, наносятся посредством ханжества и лицемерия людей, считающих себя “воцерковлёнными”.

Много вреда и нам, и окружающим нас в быту, на работе приносит неверное представление о том, что является добром для нас.

Мы часто наносим себе прямой ущерб, увлекаясь, например, неестественными диетами, следуя странностям моды; тратя время на глупые и опасные виды отдыха. Начиная от “безобидных” тусовок- вечеринок, заканчивая ….

Но хуже всего то, что мы своим представлением о благополучной жизни и здесь вводим окружающих в прямое искушение злом: ибо люди нам начинают завидовать, или раздражаться нами, или презирать и пр., либо, устремляясь вслед за нами, попадают в западню страстей. Епископ Игнатий (Брянчанинов) предупреждал: “Берегись делать добро падшего естества”.

Если просто соблюдаем заповеди – это ещё не добродетель. Что говорится в них: ни убий, не укради, не прелюбодействуй. Разве, это какие-то особенные требования. Любой человек, находясь в здравом рассудке, скажет, что это естественные нормы общежития. К добрым делам, конечно же, необходимо относить исполнение нами нравственных норм, но воспламенить веру в добро у других людей мы способны только тогда, когда совершаем внутреннее делание, т.е., очищаем свою совесть от скверны зла и лжи.

Истинную добродетель проявляет тот из нас, кто следит за тем, чтобы окружающие люди по его вине не становились, по крайней мере, более слабыми и зависимыми от греха.

Феофан Затворник считает: “ Христианские добродетели не могут быть порождены одним действием ветхого человека, подверженного влиянию греховных страстей”, они “являются вышеестественными, ибо неисполнимы одними усилиями его естества… Они принадлежат природе, обновлённой и преображённой благодатью”.

Человек, для приобретения добродетелей должен прилагать усилия, обеспечивающие устранение из жизни души страстей.

“Истинная добродетель состоит в победе самого себя, продолжает Феофан, в желании делать не то, что хочет тленное естество, но чего хочет святая воля Божия, покорять свою волю воле Божией и побеждать благим – злое, побеждать смирением, гордость, кротостью и терпением – гнев, любовью – ненависть”.

Любое совершаемое дело необходимо рассматривать не только с точки зрения внешнего результата, но и с позиции намерений, которые лежат в основании дела.

Изучая материалы по рассматриваемому вопросу, я нашёл такую историю. Трое строителей работали на возведении храма, перенося кирпичи. Каждому задали вопрос: что он делает? Первый ответил: “Таскаю кирпичи”; второй: “Зарабатываю деньги”; а третий сказал: “Строю храм”. Хотя все трое исполняли одинаковую работу, но при этом внутреннее побуждение у них было разным. Все трое участвовали в сотворении доброго дела, но по- настоящему добродетельным был третий, ибо он, при этом, возводил и храм своей души.

Поэтому, желая создавать по-настоящему добрые дела, нам необходимо для этого проявить РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ.

 

https://proza.ru/2018/12/31/1083

 

 

nabel аватар

Как развить в себе добродетель

Аристотель считал, что добродетель есть середина — середина между крайностями.

Относительно любого качества существуют три душевных состояния, два из которых порочны: одно — в силу избытка, другое — в силу недостатка. И только третье, расположенное между этими двумя крайними точками, является похвальным. Например, относительно бесстрашия избытком будет безрассудная отвага, недостатком — трусость, а серединой — мужество. Речь, конечно же, идет не об арифметическом вычислении середины, а о понимании, что именно крайности, крайние проявления порочны. А добродетель обретается уходом от этих крайностей, к которым, согласно Аристотелю, его постоянно влечет стремление получить удовольствие.

Достичь этой золотой середины можно, согласно Аристотелю, посредством многократных упражнений, приобретения соответствующего навыка. Иными словами, можно тренироваться в добродетели. Более того, это та задача, которая единственно достойна человека, и присуща из всех живых существ именно ему. Но это — тема отдельного разговора.

 

 

https://zen.yandex.ru/media/philosophy_for_life/filosofiia-nagliadno-kak-razvit-v-sebe-dobrodetel-5a6d5b549d5cb3e03df0ec28

 

nabel аватар

Добродетельная жизнь: краткий обзор

Опубликовано 14 колонок, посвященных добродетелям, которые считал важными для каждого мужчины Бенджамин Франклин. В наши дни слово «добродетель» больше ассоциируется с женской стороной жизни. Современные парни часто объясняют отсутствие добродетелей у себя тем, что «они просто парни». Однако мужчинам тоже нужно улучшать себя и стремиться к самосовершенствованию. Настало время восстановить связь между мужественностью и добродетелью. В этой публикации мы представим тебе краткий обзор колонок о добродетелях. Надеемся, что эта серия была тебе полезной и вдохновила на самосовершенствование. Итак, начнем.

Уроки мужественности: послание Бенджамина Франклина о добродетельной жизни

 С этой колонки началась вся серия. В ней говорится о том, в чем Франклин видел цель морального самосовершенствования и как он свел его к достижению тринадцати добродетелей. У Франклина был специальный блокнот, где он отмечал свой прогресс в обозначенных добродетелях. Он признавал, что неодинаково преуспел в каждой из них, но тем не менее ощущал прогресс и становился счастливее оттого, что работал над собой.

Умеренность

Не наедайся до отупения, не напивайся допьяна.

 Франклин начал свой список добродетелей с умеренности, потому что она помогает развивать самодисциплину, необходимую для достижения остальных 12 добродетелей. Умеренность помогает мужчинам воздерживаться от злоупотребления едой и напитками. Умерив свои естественные потребности в воде и пище, ты будешь уверен, что справишься и с тем, чтобы улучшить себя и в других областях жизни.

Молчание

Говори только то, что может принести пользу тебе и другим.

 Избегай пустых разговоров. Мы живем в эру постоянных шума и болтовни. Этикет и хорошие манеры не поспевают за развитием технологий и быстрыми изменениями в культуре. Мы взглянули на добродетель молчания с современной точки зрения – в применении ее к разговорам по мобильному телефону, обслуживающему персоналу и Интернету. Мужчина должен знать, когда нужно говорить, а когда – держать рот на замке.

Порядок

Пусть все вещи лежат на своем месте; пусть у каждого дела будет свое время.

 Если ты хочешь владеть этим миром, ты должен научиться порядку. Но законы физики говорят нам, что Вселенная и всё в ней имеет тенденцию к хаосу и дезорганизации. Мужчина должен бороться с этими естественными законами, идя по пути наименьшего сопротивления. Но если даже и следовать каким-то определенным системам организации, можно вызвать еще больший дисбаланс. Вместо этого лучше делай незначительные изменения, исправляя каждый признак дезорганизации в тот момент, когда он только появляется. Сделай это сейчас. Решимость

Реши, что тебе нужно сделать; сделай то, что ты решил. Принять решение – значит точно определить, что тебе необходимо сделать. В этой колонке мы обратились к примеру Александра Македонского, захватившего Тир, чтобы проиллюстрировать, что значит мужская решимость. На основе этого примера мы вывели четыре способа стать более решительным.

Бережливость

Не расходуй деньги, кроме как на то, чтобы сделать что-то хорошее другим или себе непосредственно, то есть ничего не трать впустую.

 Россияне мало копят. Они тратят больше, чем получают. В этом контексте актуальна мода на бережливость. В то время как в Интернете становится всё больше блогов, посвященных тому, как научиться экономить, вся мудрость может быть выражена одним предложением: трать меньше, чем зарабатываешь.

Трудолюбие

Не теряй времени. Всегда будь занят чем-нибудь полезным. Избегай бесполезной деятельности.

 Тяжелая работа всегда была делом настоящих мужчин. Однако трудолюбие вышло из моды. Сегодня люди ищут способов избежать тяжелой работы и прилагать минимум усилий к любой деятельности. На самом деле работа на совесть полезна в первую очередь для тебя самого: она учит правильно оценивать свои силы. В этой колонке мы объясняем, чем труд полезен, и предлагаем способы рациональной организации труда.

Искренность

Не обманывай; мысли невинно и справедливо, и если ты говоришь, говори соответствующе.

 В современной информационной среде преобладают ложь, сплетни и сарказм. К сожалению, мы можем наблюдать, как эти стандарты из Интернета просачиваются в реальную жизнь. В этой колонке мы обсуждаем, как сплетни, сарказм и ложь могут повредить тебе и другим и как этого избежать.

Справедливость

Не рань никого и не избегай преимуществ, которые полагаются тебе по праву.

 Все мужчины, которыми ты восхищаешься, заступались за слабых. Наше общество погрязло в апатии, и миру сильнее, чем когда-либо, нужны люди, которые будут бороться за справедливость. Сориентируйся, как ты сможешь развить в себе чувство справедливости и в каких сферах жизни сможешь его применить.

Сдержанность

Избегай крайностей; не реагируй на травмы так бурно, как они, казалось бы, того заслуживают.

 Хочешь сделать свою жизнь более насыщенной и получать от нее большее удовлетворение? Общество с готовностью ответит тебе, что «больше» – ответ на твой вопрос; больше денег, больше женщин, больше удовольствия – так видят ключ к удовлетворению собственной жизнью. На самом же деле секрет насыщенной жизни – сдержанность. В этой колонке мы предлагаем пять советов относительно того, как попрактиковаться в сдержанности и получать от жизни таким образом больше удовольствия.

Чистота

Не терпи нечистоты ни в теле, ни в одежде, ни в жилище.

 В то время как многие полагают, что любовь к чистоте – исключительно женская черта, реальность такова, что чистоплотность развивает в мужчине внимание к деталям, дисциплину и порядок. Из всех добродетелей чистота – самая изменчивая: ее стандарты постоянно менялись на протяжении всего существования человечества. В этой колонке мы говорим об истории чистоты и даем советы на каждый день: как поддерживать в чистоте дом, одежду и тело.

Спокойствие

Пусть тебя не тревожат пустяки или случайности, которых нельзя избежать.

 Современная жизнь полна раздражающих моментов, которые доводят до нас до белого каления. Контролировать гнев – способность настоящего джентльмена. Быть спокойным полезно не только для разума, но и для тела. Мы говорим о спокойствии и предлагаем пять способов владеть собой и вести более мирную и размеренную жизнь.

Целомудрие

Удовлетворяй похоть для здоровья и продолжения потомства, но не от скуки, слабости, не ради того, чтобы испортить чужую репутацию или нарушить спокойствие.

 Из всех добродетелей целомудрие, возможно, наименее популярно в наши дни. Мы живем в обществе, которое эксплуатирует и идеализирует секс. Секс везде: в Интернете, на телевидении и в журналах. Но сама идея секса удешевилась, и из сакрального акта он превратился в товар, который можно купить или продать. В этой колонке мы рассматриваем вред сегодняшней ориентированной на секс культуры.

Смирение

Будь похож на Иисуса и Сократа.

 Типичный образ мужественного человека – это полная уверенность в себе, граничащая с высокомерием. Кажется, будто смирение не вписывается в этот образ. Однако величайшие мужчины в истории были самыми скромными людьми, каких только можно себе представить. Смирение – это не слабость, не подчинение, не самоуничижение. Смирение означает уверенность в себе и понимание того, что твои действия говорят сами за себя. После того как мы рассуждаем о легенде об Ахиллесе, мы обсуждаем пять способов развить в себе смирение.

Больше по ссылке:

https://brodude.ru/dobrodetelnaya-zhizn-kratkij-obzor/

 

АЛЛА аватар

Добавлю в закладки

Понравились произведения этого автора. Буду читать. Спасибо, Набель! Только успевай читать и познавать за тобой.

nabel аватар

Сердце откликнулось...