Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Бессознательное коллективное и личное

nabel аватар

Поговорим о том, как наше подсознание (бессознательное) помогает или мешает добиваться желаемого и изменять нашу жизнь к лучшему. Но сначала проясним некоторые понятия. Существует огромное количество разнообразных определений того, что же такое подсознание и как оно устроено, но все это можно свести к двум основным моментам. Первое определение зиждется на понимании его Зигмундом Фрейдом, а второе – Карлом Юнгом

Бессознательное с точки зрения Фрейда

По Фрейду, наше бессознательное – это некий чулан, кладовка, в которой хранится весь наш жизненный опыт: убеждения, травмы, радости, печали и так далее. Это все и определяет то, как мы видим мир. Если с человеком в детстве произошла какая-то большая неприятность, он может про нее забыть когнитивно (умом), но она все равно будет определять его жизнь. Например, человек может начать чего-то бояться или активно этого избегать.

То же самое касается и убеждений. Если ребенок формирует, например, убеждение о том, что он чего-то не может, то, повзрослев, он продолжит жить по этому сценарию. Соответственно, человек не будет получать нужного результата, не будет добиваться своих целей.

По Фрейду, каждый человек имеет свое личное бессознательное, свою частную кладовку. Каждый может пользоваться только теми «вещами», которые успел там скопить. Набрал хороших «вещей», значит, у него будет хорошая жизнь. Набрал плохого, значит, будет страдать от депрессий и неврозов.

Изменять содержание индивидуального подсознания можно. Мы когнитивно закладываем в бессознательное аффирмации, визуализации и прочие вещи, тем самым его изменяя. Конечно же, определенные изменения происходят, но они совершаются не очень быстро и требуют действительно больших энергетических затрат.

Представления Юнга о бессознательном

Что касается представлений Юнга, то он считал, что наряду с чуланом, в котором лежит весь наш жизненный опыт, у нас есть еще и коллективное бессознательное. Это, условно говоря, общий склад, в котором хранится опыт всех людей, которые живут сейчас или жили когда-то. На протяжении всей истории человечества коллективное бессознательное пополнялось, соответственно, на этом складе находится невероятное количество энергии, знаний, ресурсов. И ко всему этому у нас от природы есть доступ. Здесь каждый человек может получить то, чего ему не хватает.

Давайте сравним эти два понятия, потому что все еще есть авторы, которые предлагают опираться только на фрейдовское понимание подсознания, работать исключительно со своим личным чуланом. А есть авторы, предлагающие работать лишь с общим складом, то есть с коллективным бессознательным.

 - Если представлять подсознание лишь в виде личной кладовки, то здесь мы обнаружим одну большую неприятность: мы вынуждены вариться только в том, что у нас уже есть. У нас есть определенные фильтры, через которые мы воспринимаем всю информацию, у нас есть убеждения и стратегии, и с ними очень трудно что-то сделать. Мы находимся под властью этих вещей, и они формируют нашу жизнь. Соответственно, любые изменения в нашей жизни будут происходить очень медленно и постепенно.

Допустим, если Вы зарабатывали 50000 рублей в месяц, то Вы можете потихоньку увеличивать свой доход. Но сразу нарастить его, скажем, до 500000 рублей Вы никак не сможете, ведь структуры в бессознательном меняются медленно.

 - Если же воспринимать бессознательное по Юнгу, то здесь, конечно, перспективы намного более захватывающие. Потому что при связи с большим информационным полем Вы можете получать оттуда огромное количество этой самой информации, какие-то подсказки, энергию.

Если изучить, что пишут самые разные творческие гении о своей работе, то окажется, что большинство из них не воспринимает собственные произведения и открытия как результат своего труда. Они чувствуют, что являются некими проводниками информации, то есть она протекает через них и попадает в этот мир. Собственно, это и есть взаимодействие с информационным полем - коллективным бессознательным. В этом случае человек оказывается связанным с этим огромным общим складом и оттуда черпает то, что ему нужно. Поэтому юнговское представление о подсознании, конечно же, смотрится куда приятнее и обнадеживающе.

Взаимодействие с коллективным бессознательным

Какие есть способы взаимодействовать с коллективным подсознанием? Их два.

 - Про первый мы уже вскользь упомянули: это получение чего-то из коллективного подсознания. Если Вам чего-то не хватает, то в определенном состоянии Вы можете это получить. Этот доступ есть у каждого человека. Конечно, информация из данного источника редко бывает в виде готовых книг, симфоний и формул, она ощущается в форме озарений.

Наверняка каждый из Вас в тот или иной момент жизни с этим сталкивался. Когда Вы о чем-то долго думали, потом немного расслаблялись, и в этот момент вдруг приходила мысль. Эта мысль, как правило, имеет определенное качество, она позволяет Вам перейти на новый уровень, она что-то сильно меняет в Вашем понимании проблемы или жизни в целом. Это первый вариант взаимодействия с информационным полем.

 - Второй вариант – это отправление заказа, запроса, намерения в коллективное бессознательное и получение оттуда какого-то результата. С этим Вы тоже, без сомнения, сталкивались, когда чего-то хотели, затем тоже на время расслаблялись, и желание исполнялось. Иногда это приносили другие люди, иногда Вы просто оказывались в ситуации, где желаемая вещь сама приходила Вам в руки. Как видите, с информационным полем можно взаимодействовать таким образом: Вы закладываете туда свое намерение и получаете его оттуда в реализованном виде.

Оба варианта взаимодействия с коллективным бессознательным на самом деле существуют в природе. Первый из них исследован больше, второй – меньше, и, скорее всего, каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с этими явлениями.

И фрейдовское, и юнговское представления о подсознании являются верными. То есть у нас есть индивидуальное (индивидуальное) подсознание (изолированный чулан) и коллективное бессознательное (общий склад) с доступом к информационному полю. От нашего внутреннего состояния и наличия практических навыков зависит то, к какому из этих подсознаний мы можем получить доступ в каждый конкретный момент.

https://psi-technology.net/articles/podsoznanie/bessoznatelnoe-kollektivnoe-i-lichnoe.php

 

nabel аватар

Глубинная связь между людьми - коллективное бессознательное


    Мы начнем знакомство с коллективным бессознательным с самого известного и популярного разработчика этой темы Карла Густава Юнга и в качестве вступления приведем его цитату, которая сегодня очень популярна в сети интернет:

«Я часто видел, как люди становились невротиками оттого, что довольствовались недостаточными или неправильными ответами на вопросы, которые задавала им жизнь. Они искали успеха, положения в обществе, удачной женитьбы, славы, но оставались несчастными и страдали от неврозов, даже достигнув всего, к чему так стремились. Эти люди страдают какой-то духовной узостью, жизнь их обычно бедна и лишена смысла. Как только они находят путь к духовному развитию и самовыражению, невроз, как правило исчезает. Поэтому я всегда придавал столько значения самой идее развития личности». Jung C.G., «Memories, Dreams, Reflections». p.220. — 1962

Целью развития человека Юнг считал достижение Самости. Самость (Selbst) по Юнгу - это единство сознания и бессознательного, которое воплощает гармонию и баланс различных противоположных элементов психики. Самость у большинства людей неразвита, и они не знают о ней.

Итак, если попытаться перефразировать Юнга, то можно сказать, что для полноценного развития нам необходимо интегрировать сознание с бессознательным.

Юнг выделяет два уровня бессознательного. Он писал, что непосредственно под уровнем сознания находится индивидуальное бессознательное, состоящее из всех воспоминаний, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого личного опыта, подвергшегося вытеснению или просто забытого. Этот уровень бессознательного не слишком глубок, находящиеся там события легко могут быть восстановлены в сознании. Содержание личного бессознательного сгруппировано в определенные тематические комплексы: эмоции, воспоминания, желания и тому подобное. Данные комплексы проявляются в сознании в виде определенных доминирующих идей - идеи силы или идеи неполноценности - и таким образом оказывают влияние на поведение. Комплекс предстает чем-то вроде маленькой личности внутри личности человека как целого.

Ниже  уровня личного бессознательного лежит более глубокий уровень - коллективное бессознательное, неизвестное индивиду и содержащее в себе аккумулированный опыт прошлых поколений, включая и животных предков. Коллективное бессознательное содержит в себе универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека. Важно отметить, что опыт, находящийся в коллективном бессознательном, является действительно бессознательным. Мы не можем осознать его, каким-либо образом вспомнить, как это возможно с содержанием личного бессознательного.

Юнг проанализировал сновидения и фантазии своих пациентов и выявил в них образы и идеи, которые никак не вписывались в личностный опыт человека, поскольку они были гораздо шире его возможностей. Затем оказалось, что этот слой бессознательного напрямую связан с мифологическими и религиозными мотивами, которые Юнг обнаружил в культурах древнейших цивилизаций, разделенных между собой во времени и пространстве.

К. Юнг отмечал наличие сходных состояний у пророков, поэтов, основателей религиозных движений и у больных людей. По его мнению, у пророков, поэтов и других выдающихся людей к их собственному голосу присоединяется другой, идущий как бы из глубин сознания. Сознание творцов (в отличие от сознания больных) может овладевать содержанием, идущим из тайников подсознания, и придавать ему религиозную или художественную форму. У выдающихся людей имеется интуиция, "далеко превосходящая сознательный ум". Они улавливают некие "праформы". Эти "праформы" всплывают в нашем сознании спонтанно и обладают способностью воздействовать на наш внутренний мир.

Впоследствии эти "праформы" были названы "коллективным бессознательным". Состояние же транса Юнг характеризовал как специфическое единство рационального и иррационального, обладающее способностью интуитивного прозрения и озарения, которое сближает его с мифологическим мышлением. Юнг выявил, что существует немалое количество символов (образов), присущих всем древним культурам и находящихся в нашем с вами коллективном бессознательном.

Чаще всего архетипы могут проявляться в снах и видениях, когда сознательная часть психики не подвергает их обработке. Это неясные, малопонятные образы, которые ощущаются, как что-то безгранично превосходящее человеческую личность.
 Выражаясь в человеке архетип активизирует определенные поведенческие схемы, делает психику чувствительной к информации определенного типа.
 Именно прорывом архетипов К. Юнг объяснял кризис европейской культуры в 20—30-х годах, "закат Европы", выразившийся прежде всего в приходе нацистов к власти и второй мировой войне. К. Юнг считал это закономерным следствием развития европейской культуры, ее технического прогресса в овладении миром с помощью совершенствования технологии и упадка символического знания.

К. Юнг вошел в историю науки также изучением случайных совпадений одномоментных событий, не связанных друг с другом. (Например, смерть родственника и одновременно тревожный сон; совпадения событий у близнецов, длительное время не имевших контактов друг с другом; проявление сверхинтуиции, как это было со шведским философом Сведенборгом, почувствовавшим на большом расстоянии пожар у себя в доме.) К. Юнг объяснял это синхронностью и связывал с архетипами, проявлявшимися одновременно ментально и физически.

В течение длительного времени К. Юнг изучал труднообъяснимые явления, происходящие с человеком, находящимся в трансе. В состоянии транса человек проявляет способности и демонстрирует знания, отсутствующие у него в обычном состоянии. К. Юнг описывал события, случившиеся с его дальней родственницей. В трансе она разговаривала на языке, которого не знала, и детальным образом изложила концепцию гностиков-валентиниан II в. Данные факты, принадлежащие реальности самых различных культур, можно объяснить, лишь прибегнув к концепции архетипов Юнга, как контакт с коллективным бессознательным.

Уникальные труды К. Г. Юнга позволяют взглянуть на многие загадочные феномены нашей жизни в новом свете: например, источник особой одаренности и талантливости выдающихся художников и писателей можно увидеть в этой колоссальной общей «копилке человечества», которую Юнг назвал коллективным бессознательным. В таком случае их талантливость можно объяснить особой чувствительностью к этому пласту, особой степенью настроенности, чуткости, так что это общее коллективное бессознательное проявляется через них.
 Или феномен предчувствия или ощущения происходящего события без явного знания о нем так же говорит нам о том, что существует некая связь между событием и ощущающим его на растоянии человеком.

Юнг также говорил, что чем более мы осознаем себя посредством самопознания и действуем в соответствии с этим, тем более слои личного бессознательного, накладывающиеся на коллективное бессознательное уменьшаются. Таким образом:

Все эти факты являются неопровержимым доказательством одной важной для нас вещи, а именно, наличия какой-то глубинной связи соединяющей в себе все и вся, наличие какого-то единого общего корня или общей души, если можно так назвать это образование.
 Причем, как следует из наблюдений Юнга, она живет и развивается по своим законам, независимо от того, что люди приходят и уходят. И каждое поколение и каждый отдельный человек вносит свой вклад в это общее развитие.

А что внесем в это развитие мы, читатель? Футбольные оргии?

«в процессе индивидуации возникает сознание, которое не порабощено мелким, излишне чувствительным миром вещных интересов. Расширенное сознание - это уже не тот раздражительный, эгоистический комок личных желаний, страхов, надежд и амбиций, который всегда нуждается в компенсации или исправлении с помощью противоположных тенденций бессознательного, это функция отношений с миром объективности, выводящая индивидуума в абсолютное, связующее и неразрывное общение с широким миром».
 «Индивидуация означает лучшее и более полное исполнение коллективных качеств и целей человеческого бытия» (К.Г. Юнг, 1928).

А может быть, читатель, мы сможем когда-нибудь выйти из этого «эгоистического комка личных желаний» к «широкому миру объективности» и реализовать «более полное исполнение коллективных качеств и целей человеческого бытия»?

https://maxpark.com/community/603/content/1909558