Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

О самооправдании

nabel аватар


  Сегодня я хочу поговорить с вами о самооправдании. Я думаю, что с ним – с самооправданием, мы с вами очень хорошо знакомы еще с самого своего детства. Ну, вспомните, как порой на вопрос мамы кто это что-то разлил ( разбил, рассыпал, порвал) вы, потупившись слегка так, подвывали: «Это не я, оно само…».

И самое интересное в том, что самоправдываться нас даже и не учат, само как-то так получается. Как что не случись, так первое что слетает с уст: «Это не я!». И так с самого детства.

Самооправдания интересная штука, они, по нашим предположениям, помогают нам откреститься от чувства вины и избежать наказания. НО! Перекладывая вину за происшедшее на кого-либо или что-либо, прячась таким вот образом от «наказания» мнимого или действительного мы незримо что-то в себе теряем, мы незримо обрекаем себя жить в малодушии, тревоге и ожидании возмездия.

А еще мы обрекаем себя на стагнацию. Ибо чем больше человек оправдывается, чем дольше живет с таким вот умением, тем слабее он становиться как личность, слабее, агрессивнее, уязвимие и мнительнее. А всего-то любовь самооправдываться! Ничего себе результат!

Ну а слабая, уязвимая личность вряд ли будет счастливой, спокойной, уравновешенной и уверенной. А вот действовать агрессивно и по злому будет, ведь лучший способ обороны – это нападение! Будет видеть во всем и всех врагов, опасность, конкурентов, обманщиков, предателей.

Покоя не узнает тот, кто полюбил оправдывать себя всегда и во в сем! Не известны такому человеку равновесие и гармония. А вот обиды, зависть, месть – об этом таковой человек вам трактат напишет и зачитает очень даже воодушевленно.

Да много еще к чему приводит наша с вами любовь к самооправданию, много к чему не полезному и вредному. Понимаете, самооправдываясь, мы стараемся отвести от себя «некую беду», стараемся избежать неких неприятностей, некоторых затруднений, некоторого неудобства связанного с признанием того, что мы несовершенны, что мы не так хороши, как нам хотелось бы, что мы допускаем ошибки и т.д.

Самооправдание – это всего лишь метод избегания ответственности, метод побега из действительности, метод избегания неудачи. Но вот только это очень похоже на то, как детишки кидаются песком в песочнице и при этом громко орут на перебой: «Это ты! Это не я! Ты первый начал! Все из-за тебя!».

И заметьте, кидаются песком все, оправдываются все, страдают все, всем плохо! Но никто не желает остановить эту странную игру и выйти из порочного круга самооправдания. Уж лучше жить в иллюзии, что я, мол, тут не причем, это кто-то другой, а я всего лишь жертва чьего-то умысла.

А что, это так по человечески! Но как-то мало красиво: получается, что самооправдываясь ты неосознанно скатываешься в роль глупого дитяти, не ведающего что оно творит, вечного мученика и потерпевшего, вечной жертвы чьего-то там недогляда или козней, вечного заложника обстоятельств и ситуаций.

Глупое дитя, мученик, потерпевший, жертва, заложник – неужели это про вас? Да, про вас, если самооправдание ваш способ жить.

А вот как же жить не самооправдываясь? Об этом я поразмышляю завтра.

Автор: Гутярь Светлана Владимировна

http://www.b17.ru/article/74540/

nabel аватар

О вреде самооправдания

– Вновь ты меня подвел, – упрекнул своего партнера Дань Лэ. – А ведь на прошлой неделе ты обещал впредь не опаздывать.

– Неужели я опоздал? – удивился Яо Гоу. – Хотя моя пунктуальность не всегда безупречна, но моей вины здесь нет.
Вечером я планировал встать пораньше, но, проснувшись утром, обнаружил, что идет дождь. Я решил выждать, поскольку опасался, что дождь размоет дорогу. К счастью, дорога не пострадала, и, отправившись в путь, я прибыл вовремя! И вообще я не помню за собой никаких обещаний.

– Верно говорят, – задумчиво сказал Дань Лэ, – тот, кто неискренен с собой, не может быть искренним и с другими.

– Всегда ты говоришь загадками, – вспылил Яо Гоу. – При чем здесь искренность? Дело просто в том, что иногда мое «я», которое, например, обещало подняться рано утром и прибыть в назначенное время, отличается от моего «утреннего я». И второе решительно отказывается выполнять обещания первого. Каждый из нас состоит из множества личностей; это, должно быть, объясняет, отчего так трудно бывает хранить тайны. Первое «я», поклявшись хранить секрет, и в мыслях не имеет нарушить слово. А второе «я», поддавшись действию рисовой водки, выбалтывает тайну.

– Не хочешь ли ты сказать, что рассказал кому-то о планах, которые мы обсуждали и о которых условились никому не говорить? – спросил Дань Лэ.

– Мы напились с торговцем Фу Ли, и я не сдержался. Но я жалею, что нарушил слово. Узнав о наших планах, Фу Ли высказал ряд дельных замечаний, которые нам необходимо обсудить. Как бы то ни было, моей вины в случившемся нет. Тебе следовало определеннее высказаться о необходимости держать в секрете наш план.

– Боюсь, что высказаться яснее я не мог, – сказал Дань Лэ. – А твои рассуждения о множестве «я» убеждают меня, что с такой разбросанностью мыслей ты обречен постоянно оправдываться и перекладывать вину на окружающих или обстоятельства. Очевидно, на прошлой неделе мне повстречалось не самое лучшее из твоих «я», так что нам лучше расстаться. Всего доброго.

Легко понять, что, не сплотив все стороны своей личности, не удастся полностью себя раскрыть. Возможности распыленного сознания всегда ограничены, и это подтверждает философский принцип, согласно которому результат объединения разрозненных частей всегда превосходит их простое суммирование. Отсутствие внутренней сосредоточенности вынуждает нас искать оправдания своим неверным поступкам, и наоборот: противясь соблазнам самооправдания, мы становимся более цельными.

Сознание, формируемое запретами и ограничениями, может противиться укреплению внутренней сосредоточенности, усматривая в ней угрозу своей иллюзорной безопасности.
Оно расщепляет вашу личность на множество изолированных частей, делая эмоции изменчивыми, а взаимосвязь с окружающей действительностью – зыбкой. В результате ваши чувства в отношении какого-либо предмета или явления могут разительным образом меняться. Всякий раз, решая предпринять то или иное действие, вы рискуете столкнуться с противодействием «я», заключенного в другой ячейке вашего сознания.

Сознание, попавшее в зависимость от внешних факторов, представляет собой множество различных «я». Это обстоятельство мешает рассмотреть вещи в их целостности: воспринимаемые образы раскладываются по изолированным ячейкам. Материалом для изготовления перегородок между этими отсеками служат всевозможные устоявшиеся мнения и предрассудки, а также искаженные представления о самих себе. В результате наши суждения о любом предмете приобретают черты хамелеона: ведь каждая часть личности осмысливает их на свой манер.

Иногда невозможность примирить противоречивые точки зрения ошибочно принимается нами за непредвзятость. Преломляясь в призме множественного восприятия, всякий предмет, о котором мы судим, оклеивается множеством различных ярлыков. Понимание этой особенности восприятия свидетельствует о гибкости вашего мышления.

Каждый из нас в различные периоды жизни и в различных обстоятельствах играет множество ролей, составляющих в совокупности наше «я». С течением времени всякое очередное «я» передает свои обязанности другому, причем ни одно из них не признает авторитета «предшественника». Однако каждое из этих «я» действует от лица всех прочих, в совокупности составляющих целое. Например, одно дает обещания, выполнять которые предстоит «преемникам», другое принимает решения, с последствиями которых столкнутся также «преемники». Это объясняет, почему так трудно выполнить данное себе обещание.

Предположим, одно из наших «я» решает пересмотреть на досуге жизненные ценности, полагая, что нынешний вечер вполне для этого подходит. Однако вечером власть переходит в руки другого «я», которому тема кажется слишком обширной; оно считает, что лучше отложить это занятие на выходные. В свою очередь, «воскресное я» также оказывает сопротивление, поскольку на воскресенье у него были совсем другие планы. В конце концов, кто в выходные решает важные вопросы? Иными словами, всякое новое «я» игнорирует решения предшествующего и совершенно не признает над собой его власти.

Повышение уровня сознания

Восточная мудрость сравнивает человека с домом, который хозяин оставил в распоряжение многочисленной челяди. Если слуги забыли возложенные на них обязанности, а их действия утратили согласованность, дом погружается в хаос.
Однако слуги могут избрать для себя старшего, и в этом единственный шанс спасения дома. Распределив среди подчиненных обязанности и контролируя их выполнение, старший слуга может поддерживать порядок в доме до возвращения хозяина. Хозяин – это ваше истинное «я», и его появление возможно лишь при достижении достаточно высокого уровня самоосознания. Когда истинное, объединяющее «я» начинает властвовать над разрозненными сторонами вашего сознания, непроницаемые перегородки между ними исчезают.

Такой уровень сознания освобождает от необходимости оправдываться перед собой за совершенные действия. Достигнув цельности ума, вы делаете ближайшим советником собственное сердце и становитесь полновластным хозяином своих решений. В определении жизненного пути ваш голос становится определяющим, тогда как голоса других оттесняются на второй план. Подобная позиция может представляться эгоистичной. Но дело в том, что, не будучи искренни с собой, мы не можем быть правдивы с другими. В стремлении к личному развитию мы должны поставить себя на первое место, и альтернативы этому нет. Разумеется, это обстоятельство не может служить поводом к тому, чтобы тиранить окружающих. Более того, осознавая, что ваше счастье или несчастье не может зависеть ни от кого, кроме вас, вы получаете возможность делать счастливым не только себя, но и других. Вы не нуждаетесь более во внешних подтверждениях своей значимости, а обретя смысл собственного существования, начинаете видеть его и в окружающей действительности.

Если вы придаете слишком большое значение мнению окружающих и ищете оправданий своим поступкам, то осознание этого позволит увидеть разрозненные части сознания как бы с высоты птичьего полета. Следующим шагом станет умение слышать голос истинной совести и следовать только ему.

https://bizbook.online/upravlenie-business/vrede-samoopravdaniya-42484.html

nabel аватар

Самооправдание, или ложное состояние


 Нравится это нам или не нравится, но люди в большинстве своем таковы, что предпочитают оценивать все свои действия и поступки исключительно с положительной стороны. В повседневной жизни мы постоянно пытаемся оправдать себя, уменьшить степень своей вины или вовсе сбросить груз ответственности со своих плеч, часто перелагая его на чужие.

Жизненная позиция, заключающаяся в постоянном самооправдании, приводит человека к тому, что он вечно закрывает глаза на свои недостатки и слабости, вплоть до того, что может постепенно перестать видеть их.

Впрочем, некоторые психологи подобный феномен рассматривают как один из важнейших защитных механизмов, ограждающих психику человека от воздействия негативных обстоятельств. Таким образом, фактически допускается если не неизбежность, то своего рода необходимость, хотя бы в некоторых случаях, активного самооправдания.

    В православном сознании самооправдание является гибельным грехом

В православном сознании самооправдание является гибельным грехом. Смысл этого порока в том, что человек не видит, а точнее, не хочет видеть за собой вины, не признает своей греховности. В глазах других людей такая личность пытается выглядеть незапятнанной, вместе с тем считая себя эталоном во всех отношениях.
 Все это говорит о том, что в основе самооправдания лежит страсть гордыни, то есть исключительная замкнутость человека на своей персоне. При таком понимании ему кажется, что все вращается вокруг него, все тянется к нему, а он ощущает себя в центре всего и дает всему импульс жизни. В таком состоянии человек только себе приписывает правду, а все, что несогласно с его мнением, считает не заслуживающим внимания, неправильным и несправедливым.
 Снимая вину с себя, виновником неприятностей и огорчений такой человек делает кого или что угодно.

Священное Писание показывает, что самооправдание — результат грехопадения. В ответ на вопрос Бога Адаму о том, не вкушал ли он с запретного древа, Адам не решается рассказать правду, не идет по пути покаяния, а начинает оправдывать себя, перелагая вину на Еву, а затем на змея. Так появляется стремление увидеть грех в другом человеке, стараясь не заметить его в самом себе. Думается, что многим людям знакомо такое состояние. Особенно отчетливо оно проявляется на исповеди. И тогда подобного рода исповедь сама становится грехом и свидетельствует против нас пред Богом.
 Священник Александр Ельчанинов, подмечая эту особенность, говорил, что если человек на исповеди ищет самооправдания, предпринимает попытки объяснить духовнику «смягчающие обстоятельства, ссылается на третьих лиц, введших в грех, [если в его поведении видно] отсутствие глубокого покаяния (без слез), продолжающееся пребывание в грехе, все это говорит о самолюбии»[1].

По мысли преподобного Паисия Святогорца, тот, кто ищет для себя оправдания во всем, находится в «ложном состоянии… и отгоняет от себя Божественную благодать»[2].

Самооправдание — стержень самолюбия, а значит, и гордыни. Для того чтобы начать бороться с самооправданием, человек должен в первую очередь признать, что у него есть этот страшный недуг, увидеть его в себе и воодушевиться на борьбу с ним. Важным аскетическим деланием, способным помочь человеку в этой борьбе, является самоукорение. Святые отцы почитают самоукорение частью умного делания, противодействующего «болезненному свойству падшего человеческого естества, согласно с которым все люди стараются показать себя праведниками»[3].
 Великая польза будет для человека тогда, когда он начнет оправдывать других и укорять себя. В таком случае он будет искать причины всех бед в себе, своих греховных наклонностях, падениях, а не во внешних обстоятельствах и поступках других людей.

Когда кажется, что повсюду несправедливость, и человек, будучи убежден в своей правоте, обижается и негодует на других, важно не замыкаться на этом, а направить свою мысль в правильное русло. Нужно найти причину проблем не в окружающих, а в самом себе, вспомнить все прошлые грехи и начать оплакивать их в собственной душе. Важно искать оправдания от Бога, а не оправдываться перед Ним.

Иеродиакон Кирилл (Попов)

12 апреля 2018 г.


http://www.pravoslavie.ru/112134.html