Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Ступень на бесконечно восходящей лестнице.

nabel аватар


Сказка про удочку

Зорин Петр Гриогорьевич

Представьте себе такую ситуацию, когда предметы, созданные человеком, которыми он пользуется, стали бы однажды сообщать друг другу, чем они сегодня занимались. Например, нож сказал бы, что он очень устал, так как целый день резал, а топор стал бы жаловаться на головную боль, потому что рубил дрова и теперь чувствует себя неважно. А лопата пожаловалась бы на то, что ей пришлось сегодня выполнять самую черную работу - копаться в навозе, потому что ее хозяину понадобились черви для рыбалки. И все они мечтали бы о спокойной жизни. И вот однажды эти их тайные надежды стали реальностью. Нож завалился куда-то за кухонный стол и теперь мог отдыхать двадцать четыре часа в сутки. У лопаты сломалась ручка, и человек до лучших времен поставил ее в сарай; топор затупился, но не потому, что хозяин был нерадив, а потому, что железо не было закаленным; хозяину надоело его затачивать, и он положил его рядом со сломанной лопатой.

С тех пор прошло много времени. Инструменты начали ржаветь и приходить в негодность. И вновь они стали сетовать на свою судьбу, которая так жестоко с ними обошлась. И кто знает, может быть их судьба была бы иной, если бы они понимали, что тот труд, который они себе присвоили, совершали не они, а их хозяин, что они были только инструментами в его руках, которыми он пользовался для своих целей.

То же самое можно сказать и о людях. Люди не могут согласиться с тем, что они только инструменты в руках Бога и присваивают себе то, что им в действительности не принадлежит. И они не могут без ропота принять свое предназначение в этой жизни.

Вот послушайте, что я расскажу вам об одной удочке, обычной удочке из бамбука, много лет прослужившей своему хозяину, который был заядлым рыбаком. Рыбак состарился и умер, и удочка осталась одна. Она почувствовала себя одинокой и никому не нужной, но подумав, признала, что жила надеждами ее хозяина и искренне желала, чтобы его ловля рыбы всегда была удачной. Удочка была свидетельницей не только страданий, которые испытывали пойманные рыбы, но также и радости ее хозяина. И она уже понимала, что горе и радость никогда не ходят в одиночку. Но она всегда отстранялась от происходящего, чтобы быть объективной, потому что понимала, что если она примет сторону, противоположную той, которую занимает ее хозяин, то у него не будет радости. А что относительно рыб - она ведь очень хорошо знала, что ловятся на приманку только те, которые недостаточно умны, и что от умных рыб будет более сообразительное потомство. Таким образом, считала удочка, они с хозяином способствуют рыбьей эволюции, и поэтому она всячески старалась быть удобной в его руках. И вот теперь она одна...

Она стала вспоминать прошлое и переосмысливать его, потому что со временем мы все события нашей жизни начинаем видеть по-другому. Удочка вспомнила свою юность, когда она еще жила в бамбуковой роще и у нее было очень много сестер и братьев. Но потом пришли люди и срубили их. Тогда она очень боялась за  свое будущее. Этот страх стал особенно сильным, когда она увидела, что люди жгут на костре некоторых ее собратьев.  И хотя она чувствовала, что им не больно, потому что они к этому времени уже уснули, ей все равно было страшно. Сейчас она понимала, что то тепло, которое люди получали от костра, было им крайне необходимо, и поэтому не осуждала их. Она знала, что все для чего-то нужно, и когда начинают что-то судить, то обычно ошибаются. Надо посмотреть, что из этого получится потом.

Прошло несколько лет. Однажды к хозяйке дома, в сарае которого стояла удочка, пришел гость. Они о чем-то долго говорили, а потом она повела его в сарай и показала все, что осталось от рыболовных снастей ее умершего мужа. Гость долго рассматривал снасти и наконец взял себе только удочку. "Ну вот, - подумала она, - теперь у меня начинается новая судьба".

Но в большом доме, куда принес ее человек, удочка скоро перестала быть сама собой, потому что новый хозяин разрезал ее на отдельные трубки разной длины и повесил их так, что в середине между ними свободно помещался деревянный диск. "Ты долго была удочкой, а теперь будешь музыкой ветра", - сказал он. И, будто ожидая его слов, прилетел ветерок. Он осторожно прикоснулся к бамбуковым трубкам, и они, ударяясь о деревянный диск, заговорили. Удочка была довольна, потому что теперь она могла говорить. А то, что она потеряла свою форму, ее почему-то совсем не беспокоило.

Однажды вечером, когда хозяин уже лег спать, к ней откуда-то с юга прилетел еще один ветерок. И она почувствовала очень знакомый ей с раннего детства запах, которым были полны молодые бамбуковые рощи. Когда ветерок коснулся ее трубок, она спросила его:

- Ты откуда?

- Я из Китая, - прошептал ветерок.

- Я тоже из Китая! - обрадовалась удочка, хотя она уже совсем потеряла свою форму. Они проговорили всю ночь. На тихий шепот ветра удочка отвечала мелодичным голосом. Теперь она гордилась им. Когда она была просто удочкой, она и не догадывалась, что у нее такой мелодичный, проникающий в душу голос...

Все, что случается в нашей жизни, происходит потому, что это должно быть. И если мы принимаем происходящее как необходимый для нас опыт, то все, что происходит с нами и вокруг нас, обогащает нас и делает мудрее. И даже предвидение своего конца не вызывает у нас депрессию и неуверенность.

Все, что происходит, - это необходимая ступень на бесконечно восходящей лестнице.

Источник:   http://soznanie.spb.su/

nabel аватар

Ступеньки, по которым мы идем

Ступени жизни или формирование личности на различных ее этапах.

     Как часто мы слышим: "это было еще во младенчестве…", "какое трудное было детство…", " в юности я был таким скромным мальчиком..", "ах, молодость, молодость…", "ты уже взрослая девочка..." и т.д. Такое впечатление, что наша жизнь поделена на этапы. Точнее - на возрастные этапы. И каждый из них несет свои цели и задачи. Чем мы их успешнее решим, тем легче будет на следующем этапе. Это как во время учебы: усвоил предыдущий материал - справишься с новым, не усвоил - как снежный ком будут накапливаться проблемы. Так и в жизни. Мы растем, взрослеем, словно идем по Ступенькам: Ступенька - остановка, Ступенька - остановка, все выше и выше по многоэтажному дому Жизни. Каждый этап позволяет приобрести нечто Новое, характерное именно для данного момента развития. А во время остановок - ребенок учится применять эти знания в реальности. Так происходит постепенное формирование личности. И на каждой из таких Ступенек происходит качественное преобразование внутреннего мира, изменение наших отношений с окружающими людьми. Именно это Новое и сохранится у нас (по крайней мере, в виде заметных следов) в течение всей жизни. Но если опыт не усвоен - проблема остается…
     Что же это за этапы - Ступеньки, по которым мы идем?
     С начала жизни начинается этап преодоления "детских" Ступенек.
     На протяжении всего первого года жизни ребенок учится доверию. Если он окружен заботой, внимание и любовью родителей, если он чувствует себя в безопасности - это означает для него, что Миру можно доверять. Если же ребенок постоянно находится в тревожной обстановке, чувствует нелюбовь к себе, то возникает неосознанное им чувство недоверия ко всем и вся. Как можно довериться миру, который тебя не любит? Именно здесь можно поискать корень недоверчивости, подозрительности, отгороженности от других, агрессии…
     Немножко отдохнули - и следующая Ступенька. Она может научить ребенка быть самостоятельным и инициативным. А может наградить его ощущением чувства вины за любой поступок. И это зависит от того, как родители и окружающие будут реагировать на то, что делает малыш; на ошибки, которые он совершает; будут ли его учить преодолевать препятствия или начнут ругаться и стыдить за проступки (с точки зрения взрослых).
     В начале школьной жизни - новое испытание. И здесь тоже есть свои подводные камни. Можно стать трудолюбивым, почувствовать вкус к учебе. А можно испытать чувство неполноценности: "Вон у других получается, а у меня нет, я ведь - бездарь, так папа говорит". И с таким отношением к себе у ребенка точно ничего не получится. А если это мнение подкрепится учителем и родителями - то ребенок и вовсе поставит на себе крест и заработает кучу комплексов.
     Одна из самых сложных Ступенек начнется после 12 лет - это пора личностного самоопределения. Долгий период - до 18 лет! - поиска и понимания себя. Все душевные силы направлены на самопознание. У подростков сильно выражено стремление разобраться в самом себе, зачастую даже в ущерб развитию отношения с внешним миром и людьми. Это период активного поиска себя и экспериментирования в разных ролях, развития временной перспективы и построения планов на будущее. Вот минимум, который должен решить подросток за такой короткий срок.
     Прошел подростковый возраст, кончилось детство. Начались "взрослые" Ступени. И с первой же из них - примерно с 20 лет - начинается поиск спутника жизни, желание тесного сотрудничества с другими, стремление к близким дружеским связям с членами своей социальной группы. Опасность же этой Ступени представляет избегание контактов, требующих полной близости, стремление сохранить дистанцию, не пускать на свою "территорию", в свой внутренний мир. Такие стремления могут превратиться в личностные качества - чувство изоляции и одиночества. Может быть, именно здесь и надо искать истоки проблемы закоренелых холостяков, которые на самом деле просто не смогли эту Ступень преодолеть?
     Пройдет совсем немного времени - чуть больше 10 лет - и ждет новое осознание. Вдруг обнаруживаешь, что наше продолжение - это наши дети. Именно о них надо заботиться, воспитывать. И если по Пути восхождения все в жизни складывалось хотя бы относительно удачно, то это открытие будет принято. И дети, и взрослые поймут, что они друг другу нужны, а их взаимоотношения востребованы. Сложнее, если преодоление этой Ступени принесет только погружение в себя, в свои заботы или просто самокритику и анализ проблем…
     Время идет. Выход на пенсию давно состоялся. Приходит время оценки всего того, что было сделано (или нет), чем можно гордиться, а чего стыдиться. Время оценки прожитой жизни. Эта Ступенька самая сложная. И тут иногда можно впасть в отчаяние от осознания, что ничего уже исправить нельзя, а так хочется переписать некоторые страницы заново. Может быть, тогда все было бы удачнее, лучше. Стало бы… Но в большинстве своем удовлетворенность своей жизнью перевешивает. Вспоминаются яркие эпизоды, удачные дела, хорошие знакомства, события.
     Жизненный Путь имеет только одно направление. Повернуть вспять еще никому не удавалось. И шаг за шагом, Ступенька за Ступенькой мы поднимаемся вверх и выбираем то, что в итоге ждет нас в конце нашего долгого восхождения. И это только наш выбор…

Брилинг Елена Евгеньевна, психолог
briling@psilib.ru