Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

ВИДЕНИЕ СУЩЕГО - без отождествления

Эль Ригель аватар

...Это видение сущего приходит к нам не в повседневном восприятии и не в момент просветления, а в миг пробуждения.

Просветление - это вспышка памяти души, которая прорывается наружу человеческого сознания и фиксируется его разумом. Мы вдруг ощущаем в себе большое чувство единения со всем сущим и огромную любовь ко всему.

Пробуждение - это большой стресс для земного сознания, когда осознаешь реальность без форм, когда видишь, из чего состоит твое сознание... из каких неведомых и устрашающих для человека состояний... Когда рушится все, что знал и во что верил до этого...

...Если взглянуть в глаза просветленного, то прочитаешь в них спокойствие и любовь, если заглянешь в глаза пробужденного, то можешь испытать страх от отражение бездны в его глазах... Как правило, в пробужденном может сочетаться оба этих качества, а у просветленного только одно, потому что он еще не сталкивался с бездной непознаваемого, его еще окутывает и охраняет иллюзия бога. Он пребывает как в коконе в лоне божественной любви... И эта привязанность к божественной любви не дает ему окончательно пробудиться ... Но всему свое время....(c) А. Вингольц

http://waytosoul.ru/node/4366

-------------------

И эта привязанность к божественной любви не дает ему окончательно пробудиться(с)

 Далее- нарезка из книги Чарлза Тарта "ПРОБУЖДЕНИЕ" .

ВСЕОБЪЕМЛЕМОСТЬ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ

     Одна  из  причин, по которой  мы  сейчас  не  будем  подробно  касаться
объектов  отождествления, состоит в том, что этот процесс является настолько
мощным и всеобъемлющим, что, как я подозреваю, человек может отождествляться
с чем угодно.  Ваше имя, ваше тело, то, чем вы  обладаете, ваша  семья, ваша
работа,  инструменты, которые  вы используете во время  своей  работы,  ваше
сообщество, ваше "дело",  страна,  человечество,  планета,  вселенная,  Бог,
ноготь на вашем пальце,  жертва из газетной  статьи... Перечень тех вещей, с
которыми люди могут отождествлять себя, бесконечен.

     Как только вы отождествились с каким-то объектом, вы начинаете отдавать
ему предпочтительное внимание и значительно большую  психологическую силу по
сравнению  с другими объектами или идеями, которые для вас  просто вещи  или
информация.  Я буду напоминать вам об  этом, говоря про "Я" или  "мое".  Эта
большая сила может  ограничиваться  количеством  внимания, которое вы готовы
сосредоточить на объекте отождествления, но  она может еще более возрасти за
счет  сознательного или бессознательного связывания с  эмоциями, касающимися
фундаментального биологического  самосохранения.  Так,  например,  словесное
неуважение может угрожать  какой-то части вас, с которой вы в  данный момент
отождествляетесь,  но  вследствие  какой-то фундаментальной  уязвимости  оно
активизирует инстинкты выживания, присущие вашему телу, в организме начинает
вырабатываться  адреналин,  как  будто  существует  какая-то  действительная
физическая угроза, и у вас появляется большое количество энергии,  с помощью
которой   вы  теперь  сможете  справиться   с  этой  угрозой.  Ведь  угроза,
направленная на объект отождествления, - это угроза моему "я"!

     Практическая иллюстрация

     Для  того  чтобы  во  время  моих  семинаров  проиллюстрировать процесс
отождествления, я иногда  кладу на пол посреди комнаты бумажный пакет. В нем
нет  ничего  особенного - просто пакет. Пустая картонная коробка тоже вполне
подходит для этого. Затем я  предлагаю участникам семинара сосредоточить  на
этом бумажном пакете свой взгляд и свое  внимание, пытаясь  отождествиться с
ним,  почувствовать,  что  это  "я",  испытать  любовь  к  этому   пакету  и
попробовать относиться  к нему так же, как к  самому  себе.  Это  отнюдь  не
сложное  гипнотическое внушение  или форма медитации; я  просто  между делом
говорю об этом  и повторяю инструкции два или три раза на протяжении минуты.
Я прошу участников попробовать по своей воле управлять обычно непроизвольным
процессом отождествления. Затем я  внезапно подхожу к пакету и топаю по нему
ногой. Люди подскакивают, у них непроизвольно перехватывает дыхание. Их лица
выражают быстро  сменяющуюся череду эмоций.  Многие  потом говорили, что они
чувствовали физическую боль в  своем теле, когда я раздавил пакет. Некоторые
были настолько шокированы, как будто я физически ударил их. Но они  понимают
смысл происходящего.  Можно  легко отождествиться  с чем  угодно,  и,  таким
образом, утратить власть над собой.

     С некоторыми вещами  отождествиться легче, чем с другими. Ваши ощущения
(Я чувствую зуд) и ваше  тело являются естественными кандидатами.  Со своими
мыслями  (Я  первый об  этом  подумал;  Я подавлен) и  чувствами тоже  легко
отождествиться, поскольку мы обычно приписываем себе авторство наших мыслей,
а наши чувства совершенно очевидно  происходят именно с нами. Особенно часто
мы отождествляемся со своим именем.

     Кожибский,  основатель общей  семантики,  постоянно  предупреждал,  что
карта не является территорией. Как психолог, я полностью согласен с этим, но
могу добавить еще  и  то,  что  люди  чаще  предпочитают именно карты,  а не
территории!  Действительно, часто  легче  бывает  создать  карту, внутреннюю
имитацию  реальности,  делая  с  ней то, что  вам нужно,  чем  иметь  дело с
территорией, с внешним миром.

Вспомним, что отождествление предполагает уделение  внимания  и энергии
тем вещам, с которыми мы отождествляемся. Но  мы не  обладаем неограниченным
количеством энергии и внимания
, и если мы направляем свои энергию и внимание
на  определенные объекты, с которыми мы  отождествляемся, это означает,  что
нам  приходится  отвлекать  эту  энергию  и  внимание  от  других  объектов.
Отождествление с теми вещами,  в отношении которых у нас выработана условная
реакция  отождествления,  не  зависящая  от   предпочтений  нашей  сущности,
является  важным  аспектом  нашей  жизни  и  того,  что  мы  называем  своей
личностью. Тот факт, что мы автоматически отождествляемся со многими вещами,
которые  не мы сами выбираем, является  одной из причин, по которым Гурджиев
называл личность "ложной личностью''.

Мы  можем теперь обсудить вопрос о том, чем  является  просветление,  с
помощью аналогии.

     Возьмем, например,  плотника. Это  человек,  которому приходится решать
множество  проблем в физическом  мире  путем использования  инструментов для
того, чтобы строить,  ремонтировать и укреплять разные вещи. Хороший плотник
-  это  человек,  умеющий  делать самую  разнообразную  работу, у него много
инструментов и  он знает, как ими пользоваться. У него  есть молотки,  пилы,
линейки, угольники, гвозди,  долота и тому подобное.  Для того чтобы резать,
он использует  пилу, а не молоток; молоток он употребляет  для  того,  чтобы
забивать гвозди,  а не  для того,  чтобы  пробивать  дырки  в досках. Плохой
плотник - это тот, у кого нет необходимых инструментов для работы или кто не
может с умом воспользоваться теми инструментами, которые у него есть. Плохим
плотником  может  быть  и  тот  человек,  у  которого есть  все  необходимые
инструменты, но который не знает, как ими правильно воспользоваться, или же,
по тем или иным причинам, не хочет ими пользоваться правильно.

     В том, чтобы быть хорошим плотником, есть, как  мы видим, два аспекта -
нужно   иметь  необходимые   инструменты  и   знать,   как   ими   правильно
воспользоваться
. Эти два аспекта могут  быть аналогом двух основных аспектов
просветления
.  Инструменты соответствуют умениям,  в том числе  способностям
достигать различных измененных состояний, которые могут быть вам необходимы.

Здесь  мы  будем  определять   каждый  такой   "инструмент"  как  достижение
определенного измененного состояния сознания или же как специфические знания
и  навыки,   доступные   только  в   этом  состоянии  сознания. 
Способность
использовать каждый  из  инструментов разумно и правильно, в соответствии  с
присущими  им свойствами,
является степенью просветленности, проявляющейся в
определенном состоянии сознания.

     Таким  образом,  можно  говорить  о  наличии  для  любого человека двух
независимых друг от друга аспектов просветления. Первый
из них связан с тем,
какие для него доступны  состояния, с их особыми свойствами, способностями и
затратами. 
Мы  будем   называть  этот   аспект  просветленностью  в  смысле
возможности достигать тех или  иных состояний, или просветлением доступности
состояний. 
Но  когда человек находится в  том  или ином из  этих состояний,
насколько  правильно   он  может  понимать  и  использовать  свойства  этого
состояния?  Этот   аспект  мы  будем  называть  просветленностью  в   смысле
способности  использовать  возможности   каждого   из  этих  состояний,  или
просветлением в пределах состояния.

     Человек может быть относительно просветленным в одном  из этих аспектов
и  непросветленным  в  другом.  Подобно  плотнику,  у  которого  есть  всего
несколько инструментов, этот человек может застрять на уровне согласованного
сознания,  не  обладая  доступом  к  измененным состояниям.  Однако  хороший
плотник может  с  умом и сноровкой  использовать свои немногие  инструменты;
аналогичным образом человек, застрявший в согласованном сознании, может быть
вполне взрослым, разумным и просветленным в смысле использования тех качеств
своего  ума,  которыми   он   обладает.  Его  можно   назвать   относительно
просветленным  в отношении этого  состояния,
но  непросветленным в отношении
способности достигать иных состояний.

     Другой человек может быть подобен небрежному плотнику и иметь доступ ко
многим  состояниям,  но использовать их не  так,  как нужно. Я  знал  людей,
которые могли достигать  многих  экзотических  измененных  состояний,  но их
неразумное  и  невротическое поведение указывало  на то, что  они  отнюдь не
просветленны ни в одном из этих состояний.

----------

      ПРОСВЕТЛЕНИЕ УМЕНЬШАЕТ СТРАДАНИЯ

   Большинство  из наших  страданий  бесполезны: мы сами  по  неведению их
создаем путем непросветленного, неразумного использования наших человеческих
возможностей.  Мы  неправильно  воспринимаем внешний мир,  наши  собственные
внутренние желания и природу, действуем таким  образом, который противоречит
нашей   реальной   ситуации,  и   потом  пожинаем   неприятные  последствия.
Просветление в пределах состояния ведет к  более реалистическому  восприятию
мира  и  нас  самих
: в  результате  мы  можем  совершать  более  эффективные
действия, которые устраняют массу бесполезных страданий.

     Хотя это и  в малой мере  признается западной  психологией,  но большая
часть наших страданий возникает не только в согласованном сознании, но и как
результат   различных   измененных   состояний   сознания,   в   особенности
эмоциональных  состояний.
Обычно мы  думаем  о своих  эмоциях  как  о  части
согласованного сознания. Как правило, это  справедливо для слабых чувств, но
не  для сильных. 
Мы пытаемся иметь Дело  с  последствиями  сильных  эмоций,
используя наше понимание на Уровне согласованного сознания, что часто бывает
неэффективно, поскольку принципы, управляющие  сильными  эмоциями, связаны с
измененными  состояниями  сознания,  вызываемыми  этими  эмоциями,  а  не  с
согласованным сознанием.

     Путем   понимания  природы  измененных  состояний  мы  можем  облегчить
страдания  в этих  состояниях: средство от страданий  в некотором  конкретно
взятом  состоянии  нередко является специфичным  Для  этого состояния. 
Наши
попытки  применить лечение,  подходящее  Для  какого-либо другого состояния,
приводят к разочарованию  и  к  еще большим  страданиям.  Например,  чувство
страха может вызывать  измененное состояние сознания и последующее не вполне
уместное  поведение человека. Он  может  много часов проводить  в  беседах с
психотерапевтом,  пытаясь вскрыть корни своего страха. Но эти часы  работы с
психотерапевтом проходят в состоянии согласованного сознания, в то время как
сущность страха находится в  переживаниях,  которые могут быть в полной мере
доступны лишь  в  измененном состоянии,  когда  человек  полностью  заполнен
страхом.
По этой причине терапия оказывается эффективной лишь отчасти.

     Альтернативный взгляд  на нас самих, который  предлагают нам измененные
состояния, может  допускать работу  как с негативными, так  и с  позитивными
аспектами  нашего  обыденного  "Я",  что  иначе  не  могло бы для  нас  быть
возможным. Пожалуй, наиболее важно то, что  непосредственное переживание тех
ценностей и типов знания, которые недоступны в согласованном сознании, могут
трансформировать  нас  таким  образом, как  это  никогда не  сможет  сделать
"знание о", типичное для согласованного  сознания.
Объединяющие переживания,
в которых все мы оказываемся одним целым, являются  для большинства из нас в
состоянии  согласованного   сознания  не  более  чем   абстракцией,  но  это
непосредственное для тех, кто пережил нечто подобное в измененном состоянии.

Освобождение от страданий, которое приходит от непосредственного знания, что
вселенная  полна  смысла, оказывается значительно более глубоким, чем  любое
другое ориентированное на конкретные проблемы излечение.

---------

...Просветленный человек располагает большим числом доступных ему состояний сознания.

 Сталкиваясь  в жизни с  теми или  иными  ситуациями,  он
разумно  и  правильно  оценивает их,  находясь  в  своем  текущем  состоянии
сознания
, используя все те ресурсы, которые  доступны в этом состоянии. В их
число  входит  память  о том,  что  данная ситуация могла бы  восприниматься
совершенно иначе с точки зрения какого-либо одного или нескольких измененных
состояний, и это воспоминание  разумно регулирует его  оценку  и действия  в
текущем состоянии.
На самом деле он может решить, что с этой ситуацией можно
было  бы лучше справиться в каком-то конкретном  измененном состоянии, после
чего он потратит минуту на то, чтобы сменить  свое состояние, и теперь может
более   эффективно  управлять   ситуацией,  обладая  новыми   мыслительными,
эмоциональными и интуитивными инструментами,  которые ему  предоставляет это
состояние.
(с) Ч. Тарт "Пробуждение"

...     Чтобы быть  подлинно пробужденным в том смысле, который вкладывал в эти
слова Гурджиев,
быть способным использовать все свои возможности и разум для
реалистической  оценки  ситуаций, в  которых  вы находитесь, и действовать в
этих  ситуациях  максимально  эффективно,   исходя  из  ваших   подлинных  и
уникальных  ценностей,
вам необходимо не  попадать в  ловушку ни  одного  из
состояний тождественности, в особенности таких,  которые препятствуют вашему
восприятию  реальности.
В  сознании  должно  быть развито нечто  такое,  что
всегда будет оставаться за пределами отождествлений, механических действий и
переживаний  текущего  момента.
  Жизнь  оказывается  не  такой  уж  гладкой,
поскольку  наша  культура не  дала  нам  состояний тождественности,  которые
подходили бы  для  всех и  всяких  ситуаций.  С  другой стороны, неудобства,
которые мы из-за  этого испытываем, и  страдания,  которые  за этим следуют,
могут  стать стимулом  и  возможностью  для личностного  роста, ведущего  за
пределы всех состояний тождественности. (c)там же