Мам, а что такое щедрость?
Щедрость...
Очередной вопрос семилетней дочери вывел меня из чувства созерцательного равновесия. «Мам, а что такое щедрость?»
«Ну, это доброта, отзывчивость. А откуда такой вопрос?»
«А нам сказали, урожай был щедрый»
«В таком случае, это большой, обильный»
«Странно, большой отзывчивый урожай», - сказала дочь и пошла, играть с армией своих кукол по названию Барби и Братц. Наши Маши и Ани были точной копией людей, а эти существа с полуметровыми ногами и огромными головами, которые так притягивают детей, кажутся нам, людям из прошлого, полными уродцами.
Похоже, ребенка не удовлетворил мой ответ и, чтобы дополнить свои знания, я решила сама разобраться, что же такое в нашем современном мире, щедрость.
Открыв словарь иностранных слов, я к своему стыду от незнания такой информации, увидела полное отсутствие слов на букву «Щ».
Спас меня школьный толковый словарь. В принципе все сказанное ребенку трактовалось правильно, это слово действительно означает «Не жадный».
Тогда я попыталась разобраться, почему в наше время это понятие или, вообще, не применяется в быту или приобрело извращенный смысл.
Сегодня существует великое множество тренингов, где главная цель – это уничтожение «старомодных» идеалов порядочности и раскрытие способностей для управления другими людьми с целью наживы в кратчайшие сроки. И вот «переформированные» личности смотрят на других после таких уроков с одной мыслью.
«Да, я эгоист, негодяй, подлец! И мне это нравится! Я могу так расставить локти и так пройти по головам! Я пойду к вершинам роскоши и благам Мира! Так я приду к райским кущам и буду счастлив!»
А на извечный вопрос того «быдла», которое живет с «пережитком прошлого», - « Почему ты такой?», гордо звучит ответ. «Это не я, это жизнь такая».
Видимо этот «мажор» прав, жизнь такая, какой мы ее хотим видеть. Если человек не способен к самопожертвованию, к щедрости, к банальной жалости, наконец, то, что же он ждет от других людей?
Каждый человек, будь то новоиспеченный на семинарах Иуда или чистое новорожденное существо, каждый, имеющий разум в этом мире, ждет щедрости от собеседника, и щедрость эта не проявляется в количестве выданных рублей. Щедрость эта проявляется в дружеском рукопожатии, объятии или поцелуе без корысти, без задней мысли.
Да, у каждого в этом мире свое предназначение. Одни рождены быть орлом, а другие г...ом. Но, мир изначально состоит из чистоты и красоты, никто не отнимет звезд, песен соловья, бутонов роз с каплями росы.…Тот, кто продолжает это видеть за толщей своего кошелька и своими помыслами, еще не совсем потерян для себя.
И, вовсе, не в том понятие щедрости, что бы «бросать звонкую монету под ноги церковным нищим».
Щедрость бывает разной. Можно просто с недовольным видом на вопрос «не дадите ли стакан воды» в жаркий день, человеку, страдающему от жажды протянуть воду, а можно добавить туда лимон со льдом. Потребность только брать, это страшный симптом начинающейся болезни под диагнозом «одиночество». Наивно думать, что отношения с «нужными» нам людьми тоже можно назвать щедростью. Увы, это просто подхалимаж, построенный на корысти. И решив, что это временно, достигнув цели, стать богатым, можно стать искренне щедрым.
К сожалению, душу уже проели черви выгоды. Она, эта источенная душа, сохнет и не способна к восстановлению.
И вот тут то и находятся люди, для которых слово под названием щедрость, имеет настоящий, светлый смысл. И таким людям, очень тяжело в этом мире, они ищут себе подобных, чтобы вдвоем пробить толпу, которая идет по головам с широко
широко расставленными локтями, к одной им понятной цели, той, которую им внушили на тренингах Миссии от НЛП. Древние философы говорили «мысль управляет миром».
Какая мысль? Пророка, который кричит толпе «бери свое, не смотри по сторонам, иди вперед!»
Или Истинного и Единственного, того, который говорил «Уберегитесь от дурных мыслей, которые обратятся на вас и осядут на плечи ваши. Добрые же мысли вознесутся ввысь и вас вознесут. Ибо человек носит в себе и свет целебный и мрак смертельный»
Почему же мы, так и не научились понимать истинное значение слова щедрый. Почему мы называем щедрым работадателя, который кидает нам подачку из тех средств, которые мы же ему и заработали? Почему мы называем мелкое такими большими словами?
Так мы живем в иллюзии, потеряв истинный смысл этого странного «пережитка прошлого» под названием «щедрость».
Прошу вас, станьте щедрыми по отношению к своим близким, а уж потом, научившись искренне дарить радость добра и умение делиться, выходите на Свет, чтобы самим не остаться в жаркий день без глотка чистой родниковой воды.
http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/obsh/74481.html
Щедрость...
Две меры
Владимир Шебзухов
Суфийская притча от Газалис
Богат и щедр был аль-Лайс.
Молва о нём не зря гласила.
Нуждающаяся, как-то раз,
Кувшинчик мёда попросила.
Однако, целый ей бурдюк
Преподан был от щедрых рук.
Чему тут удивляться вдруг?!
Ан, всё же высказался друг:
«Своим деяньям – господин,
И, упаси Господь, не раб,
Но, коль просила лишь кувшин,
Довольная и тем была б!»
«Просила, чтобы дал я ей -
По мере лишь нужды своей.
Давать, по мере той должны,
Насколько мы одарены!»
Щедрость – это душевный порыв
Щедрость – это душевный порыв, который обогащает и того, кто получает блага и того, кто ими одаривает. Одаривающий щедротами человек, получает моральное удовлетворение, радость и спокойствие, а получающий их, обретает надежду и уверенность в завтрашнем дне. Значит, щедрость – это еще и взаимность. Ведь если ты даешь что-либо без согласия на это, то тем самым можешь даже навредить, унизив того, кому все это предназначалось.
Поэтому щедрому человеку стоит быть учтивым, внимательным и чутким особенно по отношению к тем, кому он хочет сделать добро. Иначе необдуманная щедрость может стать поводом для пересудов и мыслей о том, что она совершается ради игры на публику и от этого точно никто ничего не приобретет, а скорее потеряет.
Если желание быть щедрым возникает ради похвалы, а не ради самого доброго дела, то это уже фальшь, обман не только тех, ради кого разыгрывается данный спектакль, но и самого себя, своего самолюбия, гордости и тщеславия. Да только гордиться здесь нечем, потому что уровень самоуважения от этого явно не увеличится. Поэтому нужно быть честным в делании добра в первую очередь с самим собой и со своей совестью. И только тогда щедрость будет приносить истинную радость за тех, кому удалось принести пользу своей помощью.
Щедрость не станет верным спутником тому, кто использует ее в иных целях. Например, для популярности своей персоны. Потому что щедростью не зарабатывают, ею одаривают, делятся, отнимая у себя порой последний кусок, лишь бы только кому-то хоть немного лучше жилось на земле.
Тот, кто хочет быть щедрым по-настоящему, в первую очередь думает о нуждах других, вспоминая о себе в самую последнюю очередь, так как иначе он не может.
Такой человек до краев наполнен благами и щедро раздает их другим вместе с деньгами и прочими вещественными и ощутимыми внешними необходимыми благами. Речь идет о внутренних благах человека, среди них есть следующие: доброта, отзывчивость, честность, скромность, вежливость, любовь к людям и многие другие. И со временем количество таких сокровищ в душе щедрого человека растет все больше. Это происходит, потому что он с легкостью отдает то, что имеет, вместо того чтобы бессмысленно копить и чахнуть над своим златом, как это некогда делал Кощей.
Он хочет быть свободным человеком и не лишать других того же из-за недостатка средств. Щедрый человек старается быть проще, искреннее и добрее для того чтобы никто не чувствовал себя оскорбленным и униженным, потому что обратился к нему за помощью. Он знает, что благодаря простоте, легкости общения и в тоже время обходительности и внимательности сможет одарить щедротами тех, кто в них действительно нуждается, но стыдится этого.
Щедрый человек никогда не унизит того, кто к нему пришел, не выставит такого человека на посмешище, потому что знает, что все в этом мире имеет начало и конец. Щедрый человек понимает, что все меняется, и сегодня он помогает просящим, а завтра может случиться так, что он либо встанет с ними в один ряд, либо просящий станет с колен бедности и, уподобившись его примеру, начнет делать добрые дела.
Щедрый человек стремится к анонимности, он не хочет известности, а хочет, чтобы его дело процветало и не прекращалось, потому что благодаря щедрости можно подарить нуждающемуся человеку не только веру в себя, но и в то, что чудеса случаются, а окружающие его люди еще не утратили человечности.
http://www.topauthor.ru/CHto_takoe_shchedrost_99f9.html
Мера щедрости
Спасибо, Эль Ригель!
А вы знаете, на что я обратила внимание, когда готовила этот материал?
Сколько людей - столько мнений- вариантов.
Можно задуматься, отчего так? Просто, наверное, определение смысла ЩЕДРОСТИ, как состояния сознания, идет с разных граней понимания.
Вот приведу еще два, которые мне понравились:
Мера щедрости
Рассказывали, что некая женщина попросила у ал-Лайса, да смилуется над ним Господь, немного мёду, а он наградил её целым бурдюком.
Ему сказали:
— Она была бы удовлетворена и без этого.
Он ответил:
— Она просила по мере своей нужды, а я дал ей по мере того, насколько мы одарены.
У ал-Лайса день не проходил без того, чтобы он не одарил подаянием триста шестьдесят нищих.
http://pritchi.castle.by/ras-5-202.html
************************************************
Щедрость - не в том, чтобы дать мне то, в чем я нуждаюсь больше тебя; нет, щедрость в том, чтобы отдать мне то, в чем ты нуждаешься больше меня.
(Халиль Джебран Джебран / ЩЕДРОСТЬ )
**************************************************
Просто, наверное, определение
Ну да, это как бы различные степени опыта:от своей щедрости можно и карму накрутить - не себе, так одариваемому.
Я в свое время ребенку сказал: я поддержу твой самый сумасшедший проект - который ведет к развитию тебя. Тем самым как бы наметился вектор щедрости в тандеме "дети-родители" ))). Важна именно локализация для каждого данного отношения "даритель-одариваемый". Щедро ограничить свою щедрость - иногда тоже необходимо бывает.
Щедрый человек понимает,
Это всего лишь изнанка выгоды - как и моральное удовлетворение: Мы помогаем людям, чтобы они в свою очередь помогли нам;таким образом наши услуги сводятся просто к благодеяниям, которые мы загодя оказываем самим себе(с) Ф. Ларошфуко.
Не то все это: щедрость - это нечто иное по сути, это означает "сделать ровно то, что от тебя требует ситуация": Щедрость состоит не в том, чтобы давать много - а в том, чтобы давать своевременно(c) Ж. Лабрюйер.
Ключ здесь - непривязанность к результатам: природа именно так щедро и одаривает, в нужном качестве в нужное время.
Получив добро - помни, а сделав - забудь(с) " Мудрость Менандра"
В разных школах буддизма используются списки шести и десяти парамит:
1.Щедрость (дана) — действие, открывающее любую ситуацию. Щедрость может практиковаться на уровне материальных вещей, силы и радости, образования и т. д., но наилучший вид щедрости — это дарить другим развитие и знания о природе ума, то есть Дхарму, делая их независимыми на высочайшем уровне;
http://ommanypadmehum.ru/buddh...
Здесь нужно обязательно отслеживать обратную сторону щедрости: от чужих щедрот рождается лень - и тогда щедрость вредна. Что мы и наблюдаем, когда людям много дается - но спрашивать c себя они должны тоже так же щедро за даваемое им:за что мне такие плюшки? А те, кто дает - тоже должны отдавать отчет, кому, как и зачем он это делает. Щедрость предполагает ответственность - как дающего, так и принимающего.
Конечно, ребенку этого не объяснишь сразу в полной мере - это процесс. И долгий. В пределе - щедрость означает дать не то, в чем человек думает что нуждается - а дать то, в чем он действительно нуждается: например - не дать знания, а научить как их получать самостоятельно. А вот этому как раз можно научить ребенка очень рано.