Пробуждение
Все шевеления, происходящие в нашей земной жизни на всех ее «этажах» упрощенно можно свести к простой схеме: что-то такое здесь происходит! (что именно сказать точно никто не может, хоть и говорят об этом много и упорно, на всех возможных языках.) И вот это «что-то» – не совсем устраивает, или как бы устраивает, но не до конца. А хочется (и это важно), чтобы устроило до конца – всецело, абсолютно и навечно! И вот ради этой нирванической морковки и происходит вся эта возня с вечным тормошением мысленно-чувственной какофонии и перебиранием конечностей. Иными словами – у нас тут с вами жизнь происходит, и мы ее постоянно пытаемся как-то «устроить». И вот как раз о двух «базовых» разновидностях ее устройства я и хотел в этой статье порассуждать.
Заземление
На социальном уровне (это – где все «понятно») способы налаживания собственной жизни мы копируем у окружения. Мы подходим к общедоступным шведским столам с «правильными» блюдами, на которых все самое вкусное в зоне общего доступа уже давно съели. Но если у нас длинные «руки», мы сгребаем больше других, и порой можем дотянуться до редких экзотических «фруктов».
Впрочем, речь вовсе не о длине рук и не о качестве блюд, а скорей о том, что собой представляет этот земной общепит с пакетом «стандарт». Здесь, даже если вы – ну очень оригинальная личность, то все равно продолжаете жить как все, потому что по «стандарту» ваши цели связаны с внешней реальностью.
Вот сейчас я достигну вот тех вот высот (киваем головой на голубой небоскреб с золоченой каймой вдоль крыши), и настанет кайф! Меня, во-первых – будут сильно уважать, во-вторых – мне оттуда будет сыпаться манна небесная по полкило баксов в сутки, и, в-третьих, там, на верхних этажах небоскреба работа у меня будет в кайф: творческая, великим смыслом нагруженная, да еще и со свободным графиком.
А небоскреб между тем высокий – и это значит, что… падать с него соответственно тоже высоко. Унижения, откаты, двойственность, наркомания, привязанность, зависть, тщеславие, бессмысленность и др. любимые песни эго звучат на всю громкость во время падения. И вот тут, еще не долетев до твердой земли, мы, если повезет, задумываемся про духовность. Ведь на то есть уважительные причины! Все мирские цели тщетны, – говорит одна из причин. Все преходяще – смерть заберет с собой все обретения, – говорит другая. Все истинно ценное – нематериально! И это правда. Но…
Больно ударившись о серую землю, духовностью классно оправдывать свою как бы неудачливость в мирских делах. Но при таком раскладе духовность используется как противогаз от (удушающей самолюбие) истины. И на этом сайте мы (с уважаемыми комментаторами) говорили об этом уже не раз.
И не то, чтобы я против такой вот утилизации духа (ведь такие бомбоубежища от правды – для здоровья полезней своих химических аналогов), просто я вообще – за истину. И если мы честно совершаем усилия, достигаем своих локальных «высот», а жизнь, тем не менее, это дело то и дело обесценивает и обессмысливает, значит, нам явно, неявно указывают на второй способ устройства жизни…
Вам не кажется, что на этом сайте автор умудряется подсовывать одну и ту же тему каждый раз преподнеся ее под новым соусом так, чтобы никто толком этого наглого самодовольного самоплагиата и не заметил?
Тшшш!
Пробуждение
Последние годы мне уже трудно принимать какие-либо учения всерьез. Если я хочу попить водички, мне неинтересно, как это делают в контексте «традиции». Конечно, если раньше я водичку не пил, мне бы не помешало для начала почитать инструкцию, но вот тут и кроется опасность – увлечение инструкциями. У иного водохлеба-теоретика дома – целая полка священных инструкций с закладками и пометками. И как-то однажды он во время ритрита на выездном семинаре даже опробовал питие воды на практике, но запутался… Перемешавшись в голове, свалка инструкций то и дело всплывала ворохом идей: берем трубочку, вдыхаем, открываем, закрываем, стакан наклоняем, и… Он чуть не захлебнулся! В общем, если я хочу попить водички, я лучше сразу попью. А все остальное – от Лукавого.
Нет никакого духовного пути. Есть только жажда. И если вы ее не утоляете, значит, увлеклись имиджем. Если вы ее утоляли, достигая высот, но жажда в итоге не утолилась, значит, возможно, пора уже давно понять, что жажда – это не баксы, не топ кар с увесистой подвеской, не топ-модель с увесистыми грудями и не должность топ-менеджера с толстым кошельком. А еще жажда – не сан в духовной иерархии, не памятник героя, прославленного в тысячелетиях и даже – не уважение (хоть за ним она и мерещится реалистичней всего).
Жажда – это «тупик», оказавшись в котором обывателю грезится нехватка материальных ценностей и возможностей. И можно, оказавшись в этом тупике, затопить себя деньгами, играми, работой, отношениями и др. смыслами. Но если вы разлепили веки от мутного сна и хотя бы краем глаза видите, что «здесь» на самом деле происходит, образы перестают вас захватывать. На этой вечеринке, под шумную музыку вам невесело, гламурный иконостас мирских мишеней вас не увлекает, поток полусонного веселья проходит стороной, и почти ничего внутри вас с ним не резонирует. Вот тогда-то и начинается…
Новый день. Как дела? Любимые песни эго. Что же за зараза такая… опять не просветлел. Уже август месяц на дворе, а все в смертных массах хожу… И эти еще… никакой благодарности. Помогаешь-помогаешь, жертвуешь, хоть бы спасибо сказали. А вот сам себе скажу! СПАСИБО! Как практично. Только неискренне как-то звучит. Надо потренироваться. Спасибо огромное! Ты для меня все! Ведь я тут один. Ты свет очей моих, заря на небосводе и ад кромешный. Не пойдет. Себя же любить надо…
Это не просветление. Это пробуждение ото сна, еще неполное, но жизнь все чаще начинает выражать свою суть. Это – осознание тупика и жажды, как личных ощущений. С этих пор события теряют окрас, и ты живешь переживаниями.
Как дела? Да вот, вчера был откат с космической печалью оттенка обреченной вечности, с полуденным солнцем, отраженным от небоскребов во времени, где нет ни одного родного человека. А сегодня – опять фиалковое блаженство со вкусом причастности к «высшему», заполняющее осознаваемую реальность конусом, прознающим меня острой стороной от самых пяток. Ни то, ни другое уже почти не захватывает. Во время печали уже не мерещатся разные беды, во время радости тоже – спокойствие. А у тебя?
А у меня на работе проблемы, зарплату задерживают, зато премию дали! Машина новая, но компьютер – глючит. Муж – бездельник, но жена – золотко. А еще – скоро отпуск, Турция на две недели – а значит, все отлично!
«Выбор» – искать облегчения либо за внешним, либо в себе. И разделение это условно. Внешнее – это и есть мы сами, отраженные от себя. Да и поиск в себе вплоть до абсолютного удовлетворения неизбежно сопровождается иллюзией внешних смыслов. А иначе, если обесценивать жизнь искусственно, тупик может оказаться слишком затяжным. «Духовность» может и должна сопровождаться умеренным утолением земных желаний.
А в медитации (и в этом самая суть) вы ясно видите, что все ваши желания – это не объекты внешней реальности, а энергия, стопорящаяся в вашей психической среде. И все, что реально требуется от вас – осознавать, где и как она стопорится, проживать это и расслабляться, чтобы напряжение не препятствовало естественному ходу вещей. Только так эта жажда и утоляется по-настоящему.
Вы созерцаете свои проекции о внешнем мире, расслабляетесь, и лишнее отчленяется без вашей воли. Только что вам не нравился какой-то человек, какое-то событие, вы хотели с этим что-то сделать, подспудно понимая, что лучше – просто смириться… И тут, закрыв глаза, вы снова видите, что всего этого за пределами вашего ума не существует. Все это – психический тупик, который вы своим созерцанием уже который год растворяете… Ведь призрачная наивысшая цель – это совершенно нейтральное, простое бытие, в котором вас больше не мучает жажда.
© Игорь Саторин
http://progressman.ru/2012/08/waking/#more-4800
Ведь призрачная наивысшая
Намек на правильное начало - будет куда откатиться в случае очередного тупика. И тут важно не торопить события: пусть нейтральное и простое бытие, а еще проще - нормальность, развивается по мере готовности сознания к этому процессу:это и есть краеугольный камень любой традиции - чтобы получить возможность к развитию,человек должен стать нормальным. Не в узкосоциальном смысле - а как целостная саморегулирующаяся структура, динамически откликающаяся на эволюционные процессы в Бытии, частью которого он себя начинает осознавать.