Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Духовный рост или личностное развитие? В чем отличие?

Почему возникает подобный вопрос, когда на первый взгляд все очень просто. На просторах интернета под понятием «духовное развитие» пишут кто во что горазд.

Кто-то предполагает, что чтение духовной литературы уже означает духовное развитие, кто-то пишет, что духовное развитие – это занятие йогой, медитациями, психотехниками, пение мантр. Или просто пишут – мыслить позитивно - это и есть развиваться духовно.

Начнем с определений : слово "личность" объединяет в себя социально-значимые качества (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения ) Тогда развитием личности будет работа, направленная на раскрытие своих индивидуальных способностей для проявления себя и реализации в социуме. И это показатель, созданный человеком.

"Духовность" в самом общем смысле - совокупность проявлений духа в мире и человеке. Получается ,что духовность не связана с социальной реализацией. А развитие духовности - это познание и развитие проявления духа в мире и в человеке, развитие самосознания, поиск внутреннего света, берущее начало в том, что человек изначально существо духовное , путем отсечения всего того, что не является проявлением духовности.

Огромная философская трудность - определить, что же такое "духовность"

Проанализировав понятия «личность» и «духовность», нашлись восемь отличий, по которым можно определить, что мы развиваем в себе – личностные качества или духовное начало.

 

1. Границы

 

Если развитие личности – это эффективная реализация в социуме, то границы задаются извне, т.е. социумом. Действие идет от стимулов внешней среды и этой внешней средой действия ограничиваются. Личностное развитие измеряемо и является материальной стороной человеческого бытия.

Например, желание стать успешным. Задаются внешние границы (как пример – заработок в 5000 долларов в месяц), при которых можно о человеке сказать, что он успешен в социуме.

При духовном развитии – происходит поиск своих внутренних границ, внутренних обусловленностей, и как результат духовного развития – встреча с самим собой истинным. Духовная сторона человеческого бытия.

При духовном развитии нет стремления стать кем-то или каким-то, что обычно предлагает личностное развитие, здесь задаются другие вопросы: кто я? зачем я? для понимания себя, своих ограничений, защитных механизмов, своих личностных масок, своей природы, для поиска своего источника света вне зависимости от внешних обстоятельств и показателей.

 

2. Путь

 

Личностное развитие подразумевает под собой, что есть какая-то цель, к которой необходимо стремиться. Есть начальная отправная точка, и есть конечная. Поэтому в личностном развитии предлагается цель и способы ее достижения. Путь при личностном развитии – это путь достижения.

Предполагается, что есть что-то не внутри нас, а снаружи, что ограничивает нас и преодоление этого ограничения поможет нам достичь желаемого.

С целью получения материальных вещей – это понятно, а если ставится нематериальная цель? Например, цель стать счастливым. Счастье – это внутреннее субъективное ощущение. Но в личностном развитии это ощущение подменяется материальными объектами, например, заработаю миллион долларов и буду счастлив, выйду замуж и буду счастлива и т.п.

Разве наши ощущения могут быть целью? Это скорее происшествие и мы можем что-то предпринять, чтобы это происшествие случилось, но закрепить и удержать его мы не в силах.

Если вам предлагают какую-то цель, к которой необходимо стремиться, которую необходимо достичь, даже если вам предлагают достичь просветления – это не духовное развитие, это личностный рост.

Духовное развитие идет из состояния, что все необходимое у нас есть, но нам нужно это найти в себе. Поэтому духовное развитие – то всегда путь поиска, постижения.

Вообще духовность – это просто другой способ жизни, где ничего не надо достигать, где все уже есть. Это не товар, который надо приобрести. Духовное развитие – это познание, переживание, прочувствование реальности, в которой мы находимся, и которая является частью нас.

 

3. Обнаружение себя

 

В личностном развитии для того, чтобы обнаружить себя, необходим кто-то помимо нас. Принятие себя идет через принятие нас другими. Стать лучше, стать совершеннее, стать успешнее, чем КТО-ТО. Я сам по себе не важен и не нужен, но если я важен и нужен кому-то (обществу, родителям, детям и т.п.), то жизнь моя имеет смысл.

В духовном развитии обнаружение себя происходит через принятие себя. Человек интересуется собой, интересуется тем, что есть у него. Исчезает желание стать кем-то или каким-то. Никто и ничто снаружи ему не нужно, чтобы стать таким, каким он хочет быть, он не нуждается ни в поддержке, ни в одобрении. Человек сам знает, что он хочет, что ему необходимо, появляется внутренняя сила, внутренние знания, пропадают разнообразные иллюзии по поводу себя. Человек в первую очередь нужен сам себе, причем он может не быть успешен социально, но при этом быть счастливым и удовлетворенным своей жизнью.

 

4. Отношение к настоящему и будущему

 

Весь личностный рост строится на образе будущего. У нас нет чего-то сейчас, но если мы предпримем такие-то шаги, то это у нас появится. В личностном развитии мы нацелены и живем завтрашним днем. И самая большая проблема в таком образе жизни – это обесценивание настоящего, поэтому при личностном развитии настоящее не является ценностью.

При духовном развитии другие отношения со временем. Будущее и прошлое не актуальны, существует только настоящее и это самое ценное, что мы имеем. Все внимание уделяется осознанию каждого момента жизни. Ничего не надо достигать, все уже есть, надо только это увидеть. Внешние ситуации дают стимул для исследования себя, своей обусловленности, потому что какие мы сегодня, такие ситуации и притягиваем.

 

5. Гарантии

 

При личностном развитии велика потребность в безопасности и в гарантии. Хоть мы и понимаем, что гарантированного будущего в постоянно меняющемся мире нет, но нам очень хочется сохранить эту иллюзию. Если вам обещают какие-то гарантии, то это однозначно личностное развитие. Все становится средством. И при этом свобода ставится целью. А какая может быть свобода, если необходимы гарантии? Все происходящее воспринимается не как событие, как следствие усилий или бездействия, как награда за труды.

При духовном развитии свобода – это отсутствие каких-либо гарантий, полная неизвестность, что будет дальше. Все воспринимается, как событие для постижения. Радость, печаль, предательство – это просто события, без какой-либо оценки, событие для постижения, для переживания, для осознания.

 

6. Идеал

 

При личностном развитии всегда присутствует стремление к идеалу: идеальной жизни, идеальным отношениям, поиск идеального супруга, супруги. Идеал необходим для того, чтобы ощутить значимость своей жизни. Поэтому широко применяются такие личностные оценки, как высшее и низшее, хорошо-плохо, нравственно-безнравственно, морально-аморально. Социум давлеет над нами своими ценностями и требованиями, управляет нами через систему поощрений и наказаний. Все подгоняется под идеальную модель.

В духовном развитии нет разделения на оценочные понятия, любое действие имеет свой смысл, который необходимо познать. Идеала нет, а есть желание познать сущность, а для этого необходимо научиться видеть ситуацию целостно и безоценочно. И все самое важное и главное, где мы можем получить все, что нам необходимо для духовного развития – это наша обыденная жизнь.

 

7. Соревнование

 

В личностном развитии всегда присутствует спортивный принцип организации жизни: соревнование. Всегда есть победители и побежденные. Идеал, идеальная жизнь – это жизнь победителя. И чем больше человек развит социально, личностно, тем больше у него шансов стать победителем.

В духовном развитии соревнования нет. И в чем соревноваться? Принятие себя автоматом ведет к принятию другого, а где есть принятие, там нет соревнования, нет желания переделать кого-то. Доминанта не соревнование, а опознавание, знакомство, осознавание, переживание.

 

8. Самореализация

 

Самореализация может быть в виде самоутверждения и самовыражения.

Если у вас есть потребность самоутвердиться, оставить свой след в истории, показать себя миру, что-то кому-то доказать, то это путь развития личности.

Подлинное самовыражение начинается тогда, когда произошла встреча с самим собой, когда у человека есть мужество увидеть себя таким, каков он есть и выразить это в своей жизни, в своем творчестве, в отношениях, не стать лучше, не оставить что-то после себя, никому ничего не доказывая, а выразить то, чем вы наполнены, поделиться этим.

Невозможно сказать, что одно развитие лучше другого. Каждый выбирает для себя свой путь. Человек социально благополучный и успешный вряд ли будет готов встать на путь духовного развития, потому что ему и так хорошо в той жизни, которую он живет. Духовное рождение не может произойти в условиях благополучия. Просто знание, чтение духовных книг не в состоянии что-то изменить в жизни.

Чтобы произошло изменение, необходимо преломление сознания, которое чаще всего происходит через сильную боль, когда проходишь через нее и начинаешь чувствовать то, на что раньше совсем не обращал внимания. Когда для нас становится важным не быть кому-то нужным, а быть нужным, прежде всего самому себе.

 ---

«В один прекрасный день вы можете открыться, но первое, что для этого нужно сделать, - надо еще раз родиться, родиться по отношению к жизни, понять, что жизнь - это жизнь, а вы - это вы....

.....Для этого не надо отказываться от жизни, для этого из жизни надо выйти и увидеть, что еще вот это, вот это, вот это и вообще пребывание в мире - это действительно увлекательнейшее приключение.

И тогда нам станут понятны многие до сих пор непонятные вещи: почему можно пить водку и при этом духовно развиваться, и почему можно не пить, не есть, не любить, а только медитировать и при этом духовно регрессировать. И почему не обязательно ни то, ни другое, ни двадцать третье, ни сто пятидесятое, и вообще ничего не обязательно. Ибо необходимы и достаточны только два компонента - ты и мир для бытия, ты и жизнь для жизни. А все остальное - это совершенно персональное, замечательное полотно, но не линия. Ибо линия, образ жизни, как линия порожден идеей достижения, а не постижения, порожден идеей, что знание существует как отдельная, выделенная, вычисленная, сепарированная от мироздания вещь».

И.Калинаускас

 

Татьяна Ушакова

http://www.liveinternet.ru/use...

На главную

Сказка об Уме и забытом Сердце

Сказка об Уме и забытом Сердце

Давно это было – уж и не помнит никто, когда... Да только жил на одной прекрасной планете Человек. Жил-поживал, горя не знал – не было у него понятия такого – Горе. Все, что у него было из ценностей – это его Сердце. Через него человек и жил. Посмотрит, бывало, человек через Сердце вокруг – красота то какая – душа поет и жить хочется. А не сотворить ли мне еще красоты??? - решал он тогда – и открывал свое бездонное Сердце. И лилось оттуда Изобилие бесконечной рекой – а Человек все творил и творил. И так продолжалось целую Вечность, пока в один прекрасный момент не появился на этой планете пролетавший мимо Змей-Искуситель.

И не надоело тебе все одно и то же творить? Все красота да красота... Скукотища. Вот был бы у тебя ум – вот тогда пошло бы веселье – каждый день новое, никогда не знаешь, чего ожидать – сюрпризы на каждом шагу. Вот это жизнь!!! Напридумываешь себе удобств всяких, других людей, чтобы не скучно было. Да и творить ничего не надо – только подумал – а оно уже тут как тут – ум тут же все задуманое за тебя проецирует. Всего то и надо – подумать.

Заглянул Человек в сердце – нет, ума там нет. А не отдолжишь ли мне немного ума – спросил он у Змея. Тот только этого и ждал – ухмыльнулся довольно и протянул человеку серенький комочек – это, говорит, состав специальный из далекой Вселенной на окраине Мира. В голове пустота – ты его туда и определи – все к солнышку поближе – авось и оживет побыстрее.

Обрадовался Человек, змея поблагодарил, серый комочек взял и пожелал, чтобы тот в голове поселился. Сказано-сделано. Стал комочек серый в голове у человека расти – человек его кормит, холит, из Сердца Изобилием поливает, солнечной энергией сдабривает...

И вот в один прекрасный день умишко заговорил. Человек сначала даже растерялся. А потом даже понравилось – игра новая появилась – один спрашивает, другой отвечает. Оказалось, что Ум много историй знает и нового всякого и идей у него великое множество... Понравился он Человеку – весело с ним. И стали они вместе реальность творить. Ум каждый раз такие штуки придумывал – Человеку за ним и не поспеть. Так увлекся – про Сердце забыл. Стало оно сохнуть и закрываться. А Ум еще туману напустил – зачем тебе, говорит, это Сердце – пусть себе сохнет. Я вместо него буду – а ты пока отдыхай, играй вот – и еще игрушек разных человеку подбросил. А сам тем временем принялся свои порядки наводить. Тело Человека на семь отдельных частей разделил и в каждой своего правителя назначил – чтобы легче справляться было. Каждый правитель уму докладывает, а ум уже решает, кому чего дать, у кого чего забрать. Ограниченный он оказался, ум то. Линейный. Сердце многомерное со всем шутя справлялось, естеством своим, а Уму отдыхать надо.

Человек когда в себя то приходил – Ум ему еще игрушек подбрасывал – а сам правит, самодурствует.

Чтобы правители, которых назначил, не бунтовали, он им удовольствия придумал. А когда они за эти удовольствия воевать друг с дружкой начали и энергии делить – вот тогда и появился Змей Искуситель. Человек беззащитный, энергия безхозная – вот праздник то! Пока ум из сил выбивался, чтобы за всем уследить, всем указания выдать, Змей поднажал – одного привителя голодным подержал, другого напугал, а третьему парочку удовольствий подбросил – те такие энергии выбрасывать начали – только подбирай. И остался Змей жить на Планете. Жирует и радуется. А чтобы Человек в себя не пришел – туману волшебного напустил – Человек и забыл вообще кто он такой и зачем – живет себе, игрушки переберает. Совсем не понимает, что происходит.

Долго так они жили – но тут Тело Человеческое не выдержало – не может оно столько времени без Любви – а на суррогате-заменителе, которое ум придумал, далеко не уедешь. Стало тело болеть. Ум и здесь постарался – лекарства придумал, способы всякие заумные, как заплатки временные на тело ставить. Никак ему не хочется признаваться, что не справляетчся он со всем – гордый он.

А потом ум из сил выбиваться стал – покоя искать. Чем дальше – тем больше. Тело совсем сдавать начало – кричит, кричит, а Человек все не слышит. Только Змей ликовал – где еще такой праздник найдешь...

 

Стало человеку трудно жить – тело не работает, голова на части разрывается и отдушины никакой нет. Красоты не стало, все заменители безжизненные, душа молчит или плачет потихонечку да во сне картинки иногда рисует из прошлого – как хорошо было...

Задумался тогда человек – стал выход искать. Но туман такой сильный оказался – ничего из за него не видно.

А в это Время по всей Галактике движение большое пошло – прослышали там про Змея и про то, как он человека провел и решили ему помочь. Ангелы Белокрылые стали во сне Человеку являться и о Сердце напоминать. Проснеться утром Человек – о Сердце подумает – оно и оживает понемногу. А потом Ангелы начали во сне Первозданную Красоту показывать. И снова Сердце сильнее забилось – на волю стало проситься. Стал Человек на планете своей Места Первозданные искать – найдет такое место, постоит-посмотрит, а Сердцу этого только и надо. Как Вода Живая места эти.

Понял Ум, что пришли последние времена, а сдаваться не хочет. Стал он Человека пугать – то один страх создаст, то другой. А человек боялся-боялся, а потом это ему надоело. Да и сердце подсказывать стало, что настоящее, а что нет. Отпусти страхи – сказало Сердце. Дай им свободу – тебе они не нужны, а ты их держишь... Решил тогда человек, рукой взмахнул: Я, говорит, отпускаю страхи, которые ум создал, потому как не нужны они мне, а энергия их для другого творчества ценная. И стали страхи растворяться – сначала нерешительно, а потом все быстрее и быстрее. В кои то веки на свободу отпускают... И случилась тогда большая радость по всей планете – из энергий освобожденных, которые страхами раньше были, стала Красота Первозданная проявляться. А Сердце, глядя на красоту эту, совсем ожило, открылось и прежнюю силу обретать стало.

Вспомнил тогда Человек, кто он и как попал в эту историю и велением своим возвратил сердцу власть его прежнюю, чтобы и тело все целиком и творение всякое только Сердцу повиновались.

И ожило все вокруг. А Тело благодарное молодеть стало и Благостью наполняться. А наполнившись, стало эту Благость вокруг себя разливать – Планете всей и Галактике – Благодарность свою и Любовь - чтобы цвели, чтобы процветали. А Человек один жить не стал. С Галактикой всей соЕдинился – опять же Сердце помогло – ему это не тяжело, только пожелай... И стал он Человек Галактический!!!

А Змея простили и в Сердце планеты отправили – там его Энергия нужнее. И зажили они долго и счастливо, всей Огромной Галактикой.

http://www.livcrystal.com/1057...

cor.coroleva-valentina аватар

Мы растём

Личность-личное-лицо. ДУХ витающий над водами жизни. Хочу ли я общения с ДУХОМ, содружества и СОТВОРЧЕСТВА? Почему начинаю поиск ДУХОВНОЙ пищи? Из-за чего возникает этот голод?  

Орбита аватар

Я вчера открыла карты ангела

Я вчера открыла карты ангела и мне выпала такая строчка: "думай как дух, заключенный в человеческом теле, а не как человек.ищущий духовного развития"              Тина

АЛЛА аватар

Духовный рост или личностное

Духовный рост или личностное развитие? В чем отличие?

Отличий нет. Христос личный Спаситель каждого. У меня с Ним личные отношения. Куда уж духовнее рости и личностнее развиваться? Когда такой пример для совершенствования себя?!

Бестолковая статья.

cor.coroleva-valentina аватар

Здорово!

А эго никто не отменял! Царствует! Одно радует-Спаситель рядом. а-а-пчхи!!!

АЛЛА аватар

Эго - это ВЯ. Я с ним не

Эго - это ВЯ. Я с ним не знакома. Это Набель в этих вопросах может упражнять. Я про статью сказала честно.

cor.coroleva-valentina аватар

Духовный рост

Спаситель спасал от чего и кого, да и зачем? Знаешь, Алла, слова Иисуса многомерны. И соприкосновения с Мудростью его посланий на разных уровнях понимания переживаются по-разному. Не суди пройденный путь, будь благодарна несовершенству. Ведь именно оно стало толчком к Спасителю. И тело твоё, и страсти всё в этом мире живёт, принося опыт. С эго просто необходимо познакомиться, личность-внешность эго. И она бывает такой большой и красивой!     Не понял

АЛЛА аватар

От лжи и спасал! И ереси

От лжи и спасал! И ереси языческой! Это и стало духовным ростом для человечества!

Алле

Эго нет в тебе? Значит и веры в Бога нет. Нельзя ни чего отрицать. ....В личных отношениях с Богом вот это ересь!!!

АЛЛА аватар

Я знаю Христа Спасителя.

Опубликовано Гость в Пт, 02/03/2012 - 13:50.

Эго нет в тебе? Значит и веры в Бога нет. Нельзя ни чего отрицать. ....В личных отношениях с Богом вот это ересь!!!

Я знаю Христа Спасителя. Значит я Его! А кто такой Эго? Я не знаю! Я не его, это точно! Христос, кто такой ЭГО, а? Эгоист, да? Который думает только о себе любимом, да? А не о благе людей, да?

Орбита аватар

Эго это низшее я нашей

Эго это низшее я нашей многомерности, а у ВЯ вибрации значительно выше, ближе к духовному Я. Да и чтобы наладить связь с ВЯ надо очень постараться.   Тина

АЛЛА аватар

Соединяясь с Богом,

Соединяясь с Богом, христианин достигает обожения, которое и есть истинное познание Бога, осуществляемое без человеческих слов и понятий действием Самого Божества.

 Мистика христианская (от греч. mistikos — таинственный) есть опыт непосредственного переживания соединения с Богом.

Человеческая душа стремится не только к знанию о Боге, но и к живому соединению с Ним. Такое соединение есть цель всего бытия человека, поскольку Бог есть Всесовершенное Существо и соединение с Ним есть источник духовного блаженства.

Воплощение Сына Божьего открывает человеку возможность соединения с Богом, сообщает человеку усыновление Богу, то есть единение подобное единению Сына с Отцом (Иоан. 17, 21-23).

Все Священное Писание говорит о возможности соединения с Богом, указывает на такое соединение как на цель духовной жизни: «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор 6:17). «Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим» (Иоан. 14, 23). «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» (Иоан. 15, 4).

Воплощение Сына Божия есть тайна, превосходящая человеческое разумение, ибо действующий в Воплощении есть Сам Бог: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3,16). Такими же таинственными являются Божественные действия в человеческой душе, ведущие к ее соединению с Богом.

Эти действия называются Божественной благодатью, поскольку являют собой неизреченный дар благого Бога людям. Эти действия производятся Святым Духом и через них человек таинственно приобщается Божественной Жизни. Благодать Святого Духа подается в церковных таинствах, помогая христианину в его духовном подвиге, преображая и обновляя его естество, созидая в человеческой душе Царство Божие.

Опыт действия Божественной благодати и есть христианский мистический опыт, меры которого отличаются в зависимости от меры подвига христиан. Высшие меры этого опыта заключают созерцание Нетварного Божественного света и особые благодатные дары, явно свидетельствующие об обожении христианина – прозорливость, чудотворения и др. Не каждый христианин может достигнуть подобных высот, но каждому доступно ощущение действия благодати в опыте Богообщения. По слову св. Симеона Нового Богослова Христианин есть тот, кто опытно познал благодать Божества, кто умным чувством души своей ощутил, что Бог совершает в нем волю Свою чрез Иисуса Христа, кто подлинно приобщился жизни в Боге.

Основания христианской мистики можно заключить в следующие положения.
1. Краеугольный Камень христианской мистики есть Господь Иисус Христос, соединивший в Себе Божественное и человеческое естество, приобщающий нас своему Божественному естеству через веру в Него и подвижническую жизнь по Его заповедям.
2. Христианский мистический опыт есть исключительно дар Божий, ибо Его Источником является Сам Бог.
3. Христианский мистический опыт немыслим вне духовного подвига борьбы со страстями, которого Бог требует от человека, поскольку Он желает обитать в лишь очищенном от греха человеческом сердце.
4. В своих высших состояниях христианский мистический опыт обнаруживается в теснейшем соединении Бога и человека, проявляющемся в бесстрастии и святости.

Если же мистический опыт не имеет своим основанием веру в Иисуса Христа и подвиг, то он есть ложный путь, не ведущий к святости и спасению человека.

См. ОБОЖЕНИЕ, НЕТВАРНЫЙ СВЕТ, БОЖЕСТВЕННЫЕ ЭНЕРГИИ

Р.Х. аватар

Наш Высший Я - Иисус Христос

  Да это так именно он ведет , встречает  и проводит нас к Отцу Единому . Иисус Христос вошел в Отца Бога и произнес Законы человечеству . Постоянный Труд Любви , преодоление негативных Мыслей , равновесие обьединят нас для новой Жизни на земле . Рай на Земле можно Создать .  

АЛЛА аватар

Рай на Земле можно Создать

Как создал его всякий, кто познал Его! И уже сейчас живёт в этом раю с Ним - Возлюбленным и Им - любимым!

Веселый аватар

Духовный рост

-Да, большинство людей в их жизни волнует все что угодно,   кроме самой жизни.

-Но разве могут, хоть все материальные ценности Мира, дать ту блаженную радость, которую чувствуешь внутри своего сердца, просто сидя на расшатанной старой табуретке.

АЛЛА аватар

Да! И с подушкой на ней, а

Да! И с подушкой на ней, а для спины другая подушка на окне. А что? Если кресла ломаются через неделю хоть и стоят они 100 баксов! Смешно

Веселый аватар

Духовный рост

-Если кресла стоимостью 100 Басков, вернее Баксов ломаются через день, значит радуйтесь - Жизнь ведет Вас к Богу и показывает, что его надо искать не в чревоугодии, а в своем сердце.

По теме

Комментарии, не соответствующие теме опубликованного материала, сняты с публикации.

Прошу придерживаться темы.

Ананда