Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Парадокс свободы воли

nabel аватар

 

После праздников, со свежей головой и новыми силами можно взяться за проблему посерьезнее. Предлагаю вашему вниманию краткий обзор проблематики свободы воли. Никаких новых истин и открытий — только перечисление ключевых точек зрения на вопрос о свободе воли или ее отсутствии.

Важность ответа на этот вопрос велика — только представьте себе, чего будут стоить все психологические теории, все школы саморазвития, все житейские и глобальные общечеловеческие проблемы, если принять тезис о том, что никакой свободы воли у человека нет… Не знаю, как вам, а мне такая перспектива нравится, но, давайте, обо всем по порядку.

Начнем, как водится, с определения терминов. Поскольку у нас тут не арена для философских диспутов, а территория живой практической психологии, то к определению мы будем подходить соответствующе. Нас, прежде всего, интересует то, каким образом каждый человек сам для себя воспринимает свободу своей воли.

Статья большая и относительно сложная — пользуйтесь закладками.

Следуя по стопам Шопенгауэра, отделим, для начала, свободу внешнюю от свободы внутренней. Тут все именно так просто, как и звучит. Внешняя свобода или свобода физическая — это отсутствие материальных препятствий к материальным же действиям. То есть, отсутствие решетки на окнах, замка с той стороны двери и цепи на ногах. Свобода внутренняя, с другой стороны, штука более тонкая.

Если вынести за скобки всякие бессознательные процессы, то в различных ситуациях, субъективно, мы можем обнаружить, как собственную свободу так и несвободу.

Например, выбирая мороженое на прилавке магазина, мы руководствуемся тем, какой сорт нам более по вкусу. Ничто нам не препятствует, цена одинаковая — остается только совершить выбор, и в этом выборе выражается наша свобода. В другой же ситуации, когда, к примеру, мы решаем, съесть последнюю конфету или оставить ее другому человеку, можно краешком глаза уловить некоторую предопределенность ситуации — воспитанная вежливость, иногда, сужает поле выбора не хуже кованной цепи на ногах.

Психолог скажет, что выбор есть всегда. Фрейд в свое время вывел принцип тотального подчинения человека поиску удовольствия, и этот принцип никто до сих пор не оспорил. Разница в предложенных для примера ситуациях только в уровне осознанности. В случае с моральными ограничениями речь идет все о том же свободном выборе между двумя «удовольствиями», только его фокус смещается с поедания конфеты на желание выглядеть воспитанным.

С такой позиции, мы видим, что свобода воли у нас есть — мы выбираем, чего больше хотим и следуем своему выбору. И даже если нам кажется, что какой-то из выборов нам был навязан внешними обстоятельствами, то на задворках сознания всегда можно обнаружить свое собственное желание, которое и определило этот выбор. Как раз, на этом правиле основана идея тотальной ответственности за собственную жизнь, которую пропагандируют все психологические теории, и которая есть критерий нормального развития личности.

А почему, вообще, свобода воли нам так важна? Что мы теряем, отказавшись от права на свободный выбор? Почему вокруг этой тематики столько эмоций и экспрессии? Ответ простой и ужасный — вместе со свободой воли, мы автоматически утрачиваем право на свою индивидуальность, на все свои достоинства, на все свои достижения, на все свои планы и мечты — вот, что пугает и вызывает сопротивление. Под удар попадает наше драгоценное Эго, и уж без боя оно не сдается.

А теперь, от понятного и очевидного перейдем на более зыбкую почву — к описанию некоторых отраслевых парадоксов, которые ставят свободу выбора, по меньшей мере, под вопрос.

Физическая предопределенность
Парадокс физики

В современных представлениях о физическом устройстве вселенной, заложено две крайности. С точки зрения классической ньютоновской физики, вселенная представляет собой гигантский механизм, в котором каждая мельчайшая частица подчиняется строгим законам. А значит, при всем многообразии видов, каждое проявление жизни и всякая свободная воля полностью детерминированы изначальным состоянием системы и законами, которым она следует.

Говоря проще, с Большого Взрыва и по настоящий момент, вселенная раскручивается, как огромный часовой механизм, с тотальной предопределенностью того, что случится дальше. Это включает в себя и каждый выбор, который нам когда-либо еще предстоит совершить.

Такой взгляд интересен тем, что включает в себя необъяснимое и, при всей своей грубости, близок к тому, о чем говорят всевозможные духовные учения (об этом ниже). Например, идее детерминизма нельзя противопоставить субъективные впечатления о свободе собственной воли, поскольку всегда можно сказать, что и эти интроспективные наблюдения запрограммированы и предопределены устройством часового механизма. С такой же легкостью, можно разрушить и любую другую контраргументацию. Попробуйте сами на досуге, а пока перейдем к другой наукообразной крайности…

На другом полюсе у нас находится квантовая механика, которая оперирует совершенно иными категориями. Просто и наглядно объяснить не смогу, поскольку и в обычной-то физике не силен, но конечный вывод выразить довольно легко — вместо полной предопределенности, на первый план здесь выходит такая же полная неопределенность.

Может показаться, что неопределенность — это хорошо, что она оставляет место для свободы воли. Но при внимательном рассмотрении мы упираемся в противоположную стену — вместо предопределенности каждого нашего выбора мы получаем совершенную случайность каждого исхода. А значит, как и раньше, наша индивидуальность, наше чутье, наш интеллект и наши принципы оказываются не у дел, поскольку не принимают в совершении выбора никакого участия, создавая лишь красивые рационализации.

Помните, что там в Матрице говорила Пифия, — «Выбор уже совершен, ты только находишь ему подходящее объяснение»…

Психологическая предопределенность
Парадокс психологии

Здесь мы можем опять обратиться к Шопенгауэру, поскольку сущность психологического парадокса, лишающего нас свободы воли, он выразил четко и ясно. Его логика проста и непробиваема — допустим, человек способен совершить выбор между двумя «хочу» по собственному произволу, НО способен ли человек выбирать, чего ему хотеть?

Видите, как все просто. Если мы даже допускаем наличие свободы выбора, мы все равно сталкиваемся с непреодолимым ограничением — отсутствием какого-либо контроля над нашими предпочтениями и желаниями. Мы никак не способны выбирать, чего хотеть или не хотеть — вся мотивация лежит за пределами сознания, которое претендует на свободу собственной воли.

Пример на злобу дня — выборы Президента. Вы вполне можете решить пойти или не пойти на выборы, но, предположим, что вы все-таки собрались и пошли. Вы вполне можете взять бланк голосования и выбрать кабинку, в которой будете его заполнять. Окей, выбрали. И, наконец, вы можете выбрать фамилию кандидата из списка предложенных и поставить в нужной графе знак своей демократической свободы воли — галочку. Выглядит естественно.

Но, каким образом совершается данный выбор? В зависимости от своих приоритетов, вы выбираете, опираясь на свои принципы, на свою логику, на свое чутье, на свой эмоциональный гражданский протест, на головную боль от вчерашних похождений — и чувствуете в этом реализацию собственной свободы. Но, откуда взялись ваши принципы? Почему вам важна логика? Почему вы доверяете своей интуиции? Откуда исходят ваши эмоции? И почему головная боль склоняет вас к тому, а не иному выбору? Выбирали вы свой характер или он сформировался как-то сам собой? Расшифровка к ребусу — пять раз «не знаю» и один раз «не выбирал».

Получается, что если свобода выбора у нас и есть, это ничего не меняет — каждый выбор предопределен сложной предысторией нашей жизни и, в каждой конкретной ситуации, совершенно непредсказуем. Мы можем убедить себя и окружающих, что четко знаем, почему совершаем тот или иной поступок, но достаточно будет нескольких вопросов, чтобы со всей отчетливостью обнаружить, что мы не знаем причин собственного выбора, а только подгоняем свершившийся факт под выгодные нам объяснения.

Вера в последовательность и постоянство характера, на которую так уповают наши друзья, коллеги и родственники — это ни что иное, как вопрос статистики. По какой-то неопределенной причине, большинство из нас на продолжительных промежутках времени следуют более-менее постоянным векторам развития. Но как и любая статистическая последовательность, цепочка предсказуемых реакций может оборваться в любой момент.

Религиозная предопределенность
Парадокс религии

Всякий религиозный спор, по определению, представляет собой игру в песочнице. Базовое священное писание определяет основные догматы и условия игры, а затем начинается диспут о трактовке основных понятий и их логических следствий. Но за рамки песочницы разговор никогда не выходит, а значит неизбежно остается спором о словах, а не об истине. И, тем не менее, некоторые теологические построения довольно интересны и показательны для нашего разговора.

Нам, как представителям христианской культуры, проще будет говорить о библейском учении, хотя, ту же логику можно применить и к любой другой религии.

Взять, к примеру, постулируемое всемогущество Бога. Может ли Бог создать такой тяжелый камень, что сам не сможет его поднять? — Это известный псевдо-логический парадокс, который можно распространить и на проблему свободы воли. Может ли Бог дать человеку такую свободу выбора, что он станет способен поступить наперекор Богу? Или такая свобода будет, все-таки, находиться в рамках дозволенного? Но, тогда, это всего лишь более длинная цепь, а не свобода, да?

Или, зайдем с другой стороны. С точки зрения библейского учения, спасение души — конечная цель христианской веры — это просто. Достаточно, вручить себя Божьей воле, довериться ей, а дальше все произойдет как бы само собой. Но такая установка порождает массу вопросов.

Если я должен вручить себя в руки Божьи, значит, подразумевается, что в настоящий момент я нахожусь вне Божеского контроля. То есть, либо я в своем непросветленном состоянии неподвластен Богу, либо моя жизнь никогда и не выходила за рамки Божьей воли, а, стало быть, спасение души мне обеспечено вне зависимости от того, следую ли я христианским заповедям. Такая вот путаница.

А еще можно задать такой вопрос — могу ли я по собственной воле отказаться от собственной воли? То есть, могу ли я сам вручить себя в руки Божьи? Теолог скажет, что подчинение Божьей воле происходит благодаря «Милости Господней», но если это так, выходит, что доступная мне воля ограничена Божественным произволом и в любой момент может быть отнята «милостью Божьей»? Опять путаница.

Справедливости ради, нужно сказать, что с религией не все так просто. Все указанные парадоксы — удел и результат применения словесной логики к тому, что следовало бы рассматривать символически. Но, в рамках религии, как общественного института, все, обычно, трактуется именно на уровне слов, знаков и догм, и потому, не выдерживает элементарной критики. А чтобы заглянуть за символический покров, перейдем к последнему пункту — эзотерической составляющей всякой религии.

Эзотерическая предопределенность
Парадокс эзотерики

Понимание термина «эзотерика» от повсеместного и, зачастую, ошибочного использования приобрело оттенок попсовости и деградировало до обозначения примитивного помешательства на потусторонних явлениях. Сложно говорить об «эзотерическом», не вызывая ложных ассоциаций с Кашпировским и компанией. поэтому, давайте внесем ясность в изначальный смысл этого понятия.

«Эзотерический» — от древнегреческого ἐσωτερικός — значит, тайный, содержащий внутренний, глубинный или спрятанный смысл. В противоположность ему есть другой термин — «экзотерический», который обозначает нечто внешнее, упрощенное и поверхностное.

Всякая традиционная религия представляет собой экзотерическое учение, которое в крайне упрощенной форме передает своим последователям, лежащие в ее основе эзотерические знания. Христианство, такое, каким мы его знаем «из телевизора» носит именно экзотерический характер, и потому выглядит настолько наивно, насколько выглядит.

С другой стороны, в основе христианства лежит отлично проработанное эзотерическое учение, которое, в далекие времена под давлением политических и социальных интересов было закопано так глубоко, что даже уши уже не торчат.

Буквальное понимание любого экзотерического учения неизбежно заводит в тупик, тогда как символическое понимание может открыть все двери к сущности изначального учения. Но вернемся к теме нашей статьи и посмотрим, как выглядит проблема свободы воли, с точки зрения эзотерики. Надеюсь, вы выдержите последний интеллектуальный пассаж.

Любое эзотерическое учение исходит из того, что человек со всеми его душевными заморочками — всего лишь песчинка на ветру невообразимой стихии, лишенная всякой собственной воли. Но, вслед за тем, утверждается и обратное — человек, в своем подобии Богу, наделен его же волей. То есть, подразумевается, что человек и «волен», и «безволен», одновременно. Сложно?

Для понимания этой концепции требуется совершить хитрый интеллектуальный кульбит. Вся соль в том, что нам считать «собой».

Во всех предыдущих рассуждениях мы ставили под вопрос свободу воли нашей привычной личности. И эзотерические учения на этот вопрос отвечают вполне конкретно — личность лишена всякой свободы самоопределения. Без исключений и оговорок. Тогда назревает очевидный вопрос — является ли личность центром нашей сущности или за пределами Эго есть что-то еще?

Юнг, в книге «Человек и его символы» приводит по этому случаю любопытную иллюстрацию — большая сфера с маленьким пятнышком на ее поверхности. Сфера обозначает психику в целом, а пятнышко — наше повседневное сознание, наше Эго. Примерно в таком масштабном соотношении они и находятся. Личность, которую нам так хотелось бы считать значимой и важной, — это лишь рябь на волнах мирового океана, а не «пуп земли».

А в центре сферы находится находится другое наше «Я» — более древнее, мудрое и могущественное, которое, однако, для нашего сознания остается практически недоступным. Юнг называл его Самостью, другие учения — «Высшим Я». И вот здесь происходит самое для нас интересное. Считается, что именно Самость управляет жизнью и каждым выбором человека. Индусы приводят в пример метафору, что личность — это маленькая обезьянка на спине у слона, которой кажется, что это она заправляет путешествием.

И теперь самый главный вопрос — имеет ли наш «слон» свободу выбора? Эзотерика говорит — и да, и нет. С одной стороны, именно слон направляет всю психику в целом и имеет для этого собственную волю, но с другой — эта воля подчинена естественной природе вещей или, если угодно, воле Божьей. То есть, существующая свобода воли «Высшего Я» реализуется в добровольном неукоснительном следовании Божественному замыслу. Свобода есть, но она полностью расходуется на то, чтобы воплощать Божью волю.

Таким образом, человек свободен, но, на уровне Самости, его выбор состоит в том, чтобы следовать естественному порядку вещей. И в этом смысле, воля человека тождественна воле Бога — вот в чем сущность всякого эзотерического учения. В Индии мудрецы так и говорят — «Ты есть То». В своей глубинной сущности человек и Бог — это одно целое.

Как поет Гребенщиков, сансара есть нирвана. Повседневная жизнь, со всеми ее радостями и невзгодами — это тоже часть великого и неизбежного Божественного замысла. С позиции свободной эгоистической воли, можно страдать из-за того, что жизнь разворачивается, возможно, не так, как того бы хотелось, а с позиции обезьянки, знающей свое место в природе вещей, остается лишь расслабиться и получать удовольствие от поездки…
Психологическая мораль

Любые самые серьезные и глубокие размышления оставляют вопрос свободы воли открытым. Даже если все доказательства будут против, у нас все равно остается совершенно отчетливое субъективное переживание свободы выбора. И если посмотреть на внутренний смысл всех подобных философских упражнений, то их цель вовсе не в том, чтобы лишить человека воли и ответственности. А вы, кстати, догадываетесь, в чем цель?

Как бы то ни было, даже если мы лишены всякой способности к произвольному объективному выбору, это не снимает с нас ответственности за все с нами происходящее. Не важно, Божья воля или слепая случайность руководит нашими поступками, субъективно, изнутри, существует только один способ смотреть на происходящее и не наломать дров — во всем видеть вселенскую неизбежность, собственную свободную волю и тотальную личную ответственность, одновременно.

Вы все еще дорожите своей индивидуальностью?

Подготовка материала заняла 8 часов. В работе над статьей использованы книги: Артур Шопенгауэр — «Свобода воли и нравственность», Мэнли П. Холл — «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии», Карл Густав Юнг «Человек и его символы» и некоторые другие.

http://satway.ru/articles/free...

На главную

cor.coroleva-valentina аватар

Наташа

Спасибо за тему. Сайт похож на океан. То шторм, то штиль. Мне нравятся все проявления океана. Ты-душа океана-сайта. БЛАГОДАРЮ за возможность общения!!!

 «Выбор уже совершен, ты только находишь ему подходящее объяснение»…

Как бы то ни было, даже если мы лишены всякой способности к произвольному объективному выбору, это не снимает с нас ответственности за все с нами происходящее. Не важно, Божья воля или слепая случайность руководит нашими поступками, субъективно, изнутри, существует только один способ смотреть на происходящее и не наломать дров — во всем видеть вселенскую неизбежность, собственную свободную волю и тотальную личную ответственность, одновременно.

ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО! МЫ ОБРЕЧЕНЫ НА ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ И ЛЮБОВЬ!  Зацелован

Эль Ригель аватар

 МЫ ОБРЕЧЕНЫ НА

 МЫ ОБРЕЧЕНЫ НА ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ И ЛЮБОВЬ!

 

... как капли в океане -  все разные в своей похожести и похожи в своем разнообразии: разные, но являющиеся частью океана...Когда фраза: "Целое - есть Одно" и фраза "Целое не есть Одно" не противоречат друг другу, если  cвято помнить, что сумма частей всегда меньше этого самого Целого Моргаю - для Которого и шторм и штиль есть просто проявления Его Бытия ...

АЛЛА аватар

Капля и океан. В этой

Капля и океан. В этой метафоре я вижу пояснение закономерности того,что со мной происходило и будет происходить на лестнице моего физического, душевного, духовного эволюционного развития. Я вижу какие последствия несут те или иные мои действия и пользуюсь этими откровениями уже в масштабах общества,мира,вечности.

                                                   

От Рудольфа Штейнера

От Рудольфа Штейнера http://www.rudolf-steiner.ru/2....

"Дуалистически противопоставили боги нам мир: вовне — объективная реальность, в нас — душевная жизнь ... в нас оба потока как бы сливаются, оба полюса соединяются. Это происходит в нас, на арене нашего сознания. Здесь к нам подступает наша свобода. И так мы становимся самостоятельными существами".

"На всей лестнице Иерархий мы находим возможность свободы лишь у части Ангелов (люциферических) и у человека. Так сказать, среди Ангелов начинается возможность свободы, но лишь в человеке она впервые образовалась правильно".

"Троякого рода силы выступают из глубочайшего внутреннего души: свобода, жизнь воспоминаний, сила любви. Свобода — это внутреннее преобразование эф., или формообразующего, тела. Сила воспоминания — это выступающая внутренне, образующая сны сила астр. тела. Любовь — это внутренне выступающая, ведущая человека к отдаче внешнему миру сила". Этими силами одухотворяется наша душа и обретает способность проникать в духовный мир. "Кто не понимает этого троякого внутреннего пронизания души духом, тот не понимает, как душа человека таит в себе дух".

Современный человек может иметь Отцово сознание, когда он, пусть через моральное укрепление, но притупляет свое "я" и отходит от того, что должно идти через свободное развитие, сопутствующее развитию современного человечества. Поэтому человек, каким он живет сегодня, не может удовлетвориться Отцовым сознанием. Он вынужден тогда сказать: имея Отцово сознание, я должен бы оставаться столь же инстинктивным, как то человечество, которое существовало до развития я-чувства. ...Человек знает, что именно своим я-сознанием он уводится от божественного Отцова сознания. Но он должен ощущать это болезненно; и если он правильно ощущает это как болезненность, то для него возникает импульс, ведущий его к истинному Христу современности. К Отцову сознанию должно прийти из внутренних душевных переживаний Сыновнего сознания. Это Сыновнее сознание входит в нас только через свободное деяние. ...Если бы в ходе человеческого развития я не выработал я-сознания, то во мне присутствовало бы божественное Отцово сознание; но поскольку я-сознание проистекло и должно проистекать из того, что, будучи предоставленным самому себе, делается больным в человеческом существе, то божественное Отцово сознание в современности помрачается и человеку необходимо через свободные деяния, которые могут быть различными при нахождении Отца, приходить к сознанию Христа". Это не абсолютная новость. Эти два рода сознания различает, например, Владимир Соловьев».

С Любовью, Чела.

МИР аватар

nabel, можно я тебя похвалю по-братски?..

У меня есть к тебе предложение: Как один из вариантов, установи для себя гипотезу(!!), что ты являешься неотделимой частью(!!) другого Существа (всего лишь частью, но неотделимой)... Тогда это будет значить только одно: ты НЕ имеешь "свободы выбора" (своеволия), потому что ты - часть Целого, более высокого порядка... При этом свобода(!!) твоя - ощущение(!!!) свободы - "устанавливается" НЕ тобой, а высшим к тебе Целым...

Вот под таким "грузом" проанализируй подбираемые тобой статьи и СДЕЛАЙ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД: Какой всё-таки ты обладаешь Свободой в действительности (теоретической), а не в нашей земной реальности (иллюзии?) ?..

Эль Ригель аватар

 Как один из вариантов,

 Как один из вариантов, установи для себя гипотезу(!!), что ты являешься неотделимой частью(!!) другого Существа (всего лишь частью, но неотделимой)... Тогда это будет значить только одно: ты НЕ имеешь "свободы выбора" (своеволия), потому что ты - часть Целого, более высокого порядка... При этом свобода(!!) твоя - ощущение(!!!) свободы - "устанавливается" НЕ тобой, а высшим к тебе Целым...

 

У меня была пара откровений на эту тему - собственно это и была инициация: совершенно определенно расширили сознание и показали, что я - часть космической Сущности, обладающая свободой воли этой Сущности в пределе - в гораздо бОльшей степени чем своей собственной волей, но при условии что моя воля неотделима от воли этого кластера Целого. Так что постулат "Да будет Воля Твоя"/" Да будет воля моя - как Твоя"* первичность Воли Целого*  для меня всегда имеет ранг Абсолюта. По-простому это выглядит как правило в таком виде: ну вы там договоритесь между собой, мужики - а я пока займусь другими делами... И хорошо работает: зато когда надо действительно что-то делать*Первый Луч - Луч Воли*, то энергия течет без препятствий.

Так что когда я говорю, что "это не я решаю" - это означает только то, что момент проявления высшей воли по отношению к моей еще не обозначился: нужна синхронизация времени в этом мире, чтобы каскад воль через проводника-человека прошел чисто - Гурджиев обозначил это как принцип масштаба, когда говорил о Канте: если бы Кант ввел принцип масштаба в свои представления - это было бы учение совершенно иного качества - время течет по-разному в различных космосах, и своеволие по отношению в высшей воле просто означает то, что человек замкнут на свой космос,соответствующий точке сборке его сознания.

Здесь важна следующая вещь: нужно расширить свое сознание настолько, чтобы точно позиционировать себя* точнее, свое высшее Я* относительно того целого, частью которого оно является *здесь предпочтительно выйти на уровень своей монады[=КТО Я?] - монадические задачи имеют высший приоритет - и иногда входят в конфликт с вашим высшим Я. Это - первый экзамен на то, достаточно ли зрело ваше высшее Я - чтобы подчиниться иерархическим законам в Творении. Часто человек его валит - или потому, что путает свое высшее Я с Эго/Ложной Личностью; или потому, что его высшее Я находится в начале  процесса набора опыта  на пути Познания* Если человек устанавливает контакт со своим высшим Я - то первый признак  того, что этот контакт реальный - это ощущение своего эволюционного возраста и знАчимость груза ответственности за свои решения.Всплывает на поверхность весь опыт:это выражается в том, что человек узнает его как хорошо забытое старое в том, что окружающим кажется новым - вследствие того, что эволюционный опыт у наших высших Я может быть настолько различным, что вспомнить себя в реинкарнации* точнее - вечное возвращение* целых космических цивилизаций далекого прошлого может только душа определенного эволюционного возраста. 

Дальше нужно понять свою задачу в "здесь и сейчас" - и тогда все пазлы собраны: есть у Мераба Мамардашвили метафора "телескопа и микроскопа" - она очень удачно описывает этот процесс самоидентификации *Гурджиев пользуется более точным термином - "самоактуализация" *,в том числе по отношению к проблеме воли. Cначала необходимо применить принцип телескопа, чтобы самоидентифицировать себя как часть целого* статус* - а потом  микроскопа, чтобы отработать момент согласно этому статусу. Тем самым проблема своеволия снимается самим подходом к этой проблеме Моргаю

МИР аватар

Эль Ригель, Вам СЮДА ---->

---> ( СРОЧНО!! ) !!http://waytosoul.ru/node/6534#comment-40535!!

cor.coroleva-valentina аватар

Эль Ригель! СПАСИБО!!!

Cначала необходимо применить принцип телескопа, чтобы самоидентифицировать себя как часть целого* статус* - а потом  микроскопа, чтобы отработать момент согласно этому статусу. Тем самым проблема своеволия снимается самим подходом к этой проблеме

nabel аватар

А почему гипотезу, Мир, когда

А почему гипотезу, Мир, когда это так и есть?

А статьи я подбираю не исходя из этого варианта, а чтобы получить варианты мнения по этому вопросу. Мы, возможно, все части одной сущности, , можно такое предположение?

Тогда нам нужно найти точки наилучшего соприкосновения. Нам вместе жить, пусть даже в этом виртуальном пространстве. Почему бы для начала не поискать вместе, что нам мешает свободно высказывать свое мнение, не задевая другого, беря на себя ответственностьт за свои слова и их последствия. Какой, интересно, каждый видит, "ощущает" эту свободу, о которой говорим?

Не будем же мы всю жизнь ходить с ченами, статьями, библией и прочее, сверяя по ним свои шаги.

Вот Алла, так настойчиво старается привлечь внимание посетителей к библии, что достигает прямо противоположного эффекта.

Алла, ведь знаешь же"НАСИЛЬНО МИЛ НЕ БУДЕШЬ!!!"

Я не покупаю рекламируемые товары, потому что считаю, что НАСТОЯЩЕЕ в рекламе не нуждается.Это же касается и духовных источников. Их можно рекомендовать в своем блоге, но не навязывать в других.

Ты так настойчиво доказываешь всем, что мы далеки от Бога, что появляется сомнение, а знаешь ли ты сама, где Бог.Очень заметно, что ты в библии и других источниках стараешься находить подтверждение твоим взглядам, не признавая за собой возможность ошибок.

Сразу хочу предупредить тебя, что развития этой темы здесь не будет, все твои материалы и размышления о Боге уберу. Я тебе уже говорила, что сама в состоянии найти все, что мне нужно, по библии в том числе. Не сомневаюсь, что и другие посетители тоже.

Алла, твой комментарий вместе с комментарием Стерха перенесен в твою тему о бибилии.

 

АЛЛА аватар

Здесь всё очень просто: я не

Здесь всё очень просто: я не могу не говорить об этом!

МИР аватар

nabel: "Мы, возможно, все части одной сущности,

 , можно такое предположение?

Тогда нам нужно найти точки наилучшего соприкосновения." (конец цитаты)

.

Предлагаю, Родная: не искать... и, наконец-то, вздохнуть СВОБОДНО(!!)...

...Пусть уж Эта Одна Сущность(!!) НАЙДЁТ точки нашего наилучшего соприкосновения.