Библия – книга духовная…
Протоиерей Олег Ведмеденко
Статья № 9: Буква убивает...
Вопрос читателя:
В своих выступлениях и статьях Вы часто подчеркиваете, что являетесь представителем александрийско-каппадокийской школы богословия, основным принципом которой является толкование Священного Писания по духу. Просьба шире раскрыть эту тему ...
Ответ:
“Буква убивает…” (Второе послание апостола Павла к Коринфянам, 3 глава, 6 стих). Как часто мы, забывая эти слова, пребывая в поисках лёгкого пути в исследовании Писаний, пытаемся втиснуть учение Божье в узкие рамки буквы. Говоря “мы” имею в виду весь христианский мир. И не только современный.
Собственно богословская наука возникла в первой половине III столетия. Именно в это время христианскому вероучению была придана довершённость формы. Этому послужили как исторические, так и идеологические факторы. Гонения на Церковь временно утихли. Насущная необходимость в апологетической и полемической борьбе отошла несколько на второй план. Но в это время начали активно действовать языческие философы, и церковные писатели ощутили необходимость создать стройную богословскую систему, научно обосновать христианскую веру. И именно там, где наиболее процветала языческая наука, в Александрии, в противовес ей и появляется научное направление христианства.
Александрийская школа богословия стремилась противопоставить языческой философии и еретическим системам такое теологическое построение, которое, оставаясь христианским, имело бы стройную и довершённую богословскую форму. И это ей удалось. Основными методами в исследовании Писаний александрийской школы богословия были аллегоризм и мистицизм. Выдающиеся учителя школы Пантен, Климент Александрийский, Ориген, Дионисий в основу “богословского любомудрия” ставили исходное, духовно-символическое толкование Библии. Учениками великих александрийцев были и представители иных школ, в частности кесарийской – Григорий Чудотворец, Памфил, Евсевий Кесарийский.
Но в то же время в христианстве появляется и другое богословское направление, пытающееся по букве трактовать Слово Божие. Это антиохийская школа, основным методом которой является буквально-историческое толкование. Представителями этой школы стали Феофил Антиохийский, Дорофей и Лукиан. И противостояние этих двух теологических школ продолжалось до того момента, пока точку на нём поставили великие каппадокийцы, “столпы Церкви” – Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский.
Именно они создали теологическую концепцию, на которой стоит Православие и доныне. Суть каппадокийской школы богословия заключается в том, что Библия – глубоко символическая книга, и за каждой буквой, за каждым значком Писания лежит глубокий духовно-символический смысл. Богослов должен знать его, не останавливаться на букве, не зацикливаться на буквально-историческом смысле, но, по слову святого Григория Богослова, “сквозь букву проникать во внутреннее”. Показательно, что святой Иоанн Златоуст, будучи как экзегет реалистом, то есть фактически представителем антиохийской методы, всё-таки считал, что Писание, как Слово Божие, является трёхмерным, глубинным. И потому экзегет (толкователь) должен идти далее поверхностного слоя, далее и глубже буквы. Это основное правило, основной метод Златоустого.
Младший брат святого Василия Великого, святой Григорий Нисский писал: “Если снять телесный покров слова – то, что останется, есть Господь, Жизнь и Дух”. Хотя великие каппадокийцы не отбрасывали и буквы там, где она не противоречит духу и здравому смыслу. Таким образом, они взяли лучшее от александрийской и антиохийской богословских традиций, отдавая всё-таки предпочтение первой. И именно на этих позициях стояли наиболее выдающиеся представители истинной православной теологии.
Протестантизм, оторванный от богословских традиций первых веков христианства, отбросил учение Отцов Церкви, и, таким образом, впал в ересь буквализма: фактически все протестантские конфессии истолковывают Писание по букве, заменяя чистую “пшеницу” Слова Божьего на “ячмень” своего понимания Библии. К сожалению, существенно изменилась ситуация и в православии, и сегодня мы наблюдаем почти полное забвение основных принципов александрийско-каппадокийской школы и у нас. Буква взяла вверх над духом, традиция над верой, форма над содержанием. Об этом предупреждал Господь в Откровении святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову:
“И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороный, и на нём всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырёх животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай” (Откровение, 6.5–6).
Динарий – плата рабочего за день работы в поле. Хиникс (ковш) пшеницы за динарий – это тот “хлеб наш насущный”, хлеб духовный, которого просим мы у Господа на каждый день. Трактуя Писание по букве, мы фактически обедняем его суть, подменяем пшеницу ячменем – зерном низшего качества, фуражным. И этого “зерна” получается уже три хиникса. Написаны тома, целые библиотеки богословских трудов, поверхностно выясняющих божественные истины. Слава Богу, что, по слову Господа, “елей и вино” не повреждаются. Ибо, как бы ни обеднялась суть Писания буквальным его трактованием, но все же морально-этическая сторона науки Божией не повреждается, или повреждается не полностью. Ведь и по букве заповеди “Не убивай”, “Не прелюбодействуй”, “Не кради”, “Возлюби ближнего своего” есть истинными и духовно животворящими. Потому-то и не повреждается елей – духовная благодать Слова Божьего, и вино – учение Христово, укрепляющее ум человека и веселящее сердце праведного.
Тем не менее, опасность чисто буквального толкования Писаний от этого не уменьшается. Апостол Павел предупреждает:
“Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням” (Второе к Тимофею, 4.3–4).
И такие басни о Боге, Который, будто бы, буквально сидя на дождевом облаке, придёт судить мир; об ангелах, которые взмахивая крыльями, как чайки парят над землёю; о буквальных цепях (интересно только медных или железных?), коими будет скован сатана на тысячу лет; об Адаме, которого Господь вылепил, замесив глину чуть ли не в корыте; о раскалённых сковородах, на которых где-то глубоко под землёй подпрыгивают грешники и т.д., и т.п., – лишь дискредитируют Божие Учение в глазах образованных людей. Тем самым фактически отворачивают их от здравой науки, “отсекают уши”, “сами не входят и других не пускают”.
Каждому верному христианину хорошо известны слова Господа нашего Иисуса Христа: “Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную...” (Евангелие от Иоанна, 5.39). Напомню ещё и такие:
“И Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит…” (Второе к Коринфянам, 3.6).
www.vedmedenko.org
Всё по теме! Прошу оставить!
http://jesuschrist.ru/forum/121268,,all.php
Библия – это Книга Жизни!
Просмотрев тему “ Библия – это зло“, я была просто в шоке…Автор этой темы, да простит ему Господь его святотатство, смалодушничал и, набросав кучу камней (мягко говоря) на все святое и став соблазном и камнем преткновения для других, удалился….
Поэтому мне пришлось открыть новую тему.
Откуда у автора этой темы под кличкой “veber “ столько злобы? столько ненависти к Богу, к Его Слову - Библии, к евреям, к христианам? Если кто-то не верит в Сущность Бога и Слово Его, не верит в Иисуса Христа, не верит в жизнь после смерти, то все это должно быть для него просто сказкой, не больше. Никто же не противится сказкам и не восстает против сказочных героев? Вот тут-то все и раскрывается…. Есть неверующие, но ищущие познание о Боге - они на пути к Богу. И есть противники Бога. Не потому ли сердце “vebera” переполнено злобой, что этот человек, сам того не понимая, не пожелав познать Бога и служить Ему, восстал против Бога и Слова Его и автоматически стал служить врагу Бога нашего – дьяволу? И наполнилось сердце его духами злобы поднебесной и не ведает он, что творит. Это участь многих противящихся Истине, чтобы они ни говорили….. И путь их гибельный, если Бог им не даст покаяния и прощения.
И все это происходит по причине того, что люди не знают Бога и не хотят познать так, как должно. Даже верующие не все, к сожалению, ясно представляют себе - Кто есть Бог. И поэтому нет у таковых благоговейного страха перед Богом….. А ведь Господь, Бог наш - Творец неба и земли, Сущий и Святой, Великий и Всемогущий, Верный и Истинный – не только Христос- Искупитель и Спаситель народа Своего, но и Господь Саваоф – Бог ревнитель, огонь поядающий! И кто может дерзко противостоять Ему? В определенное время Он попалит всякое нечестие.
“Итак, не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче: ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа , что истребление определено для всей земли,”- пророк Исайя гл.28, ст.22.
Мы и живем-то до сего времени только по милости Господа нашего Иисуса Христа, благодаря Его любви и долготерпению ко всем нам. Но кто дал нам право использовать любовь нашего Спасителя, чтобы дерзко, без страха перед Богом и без благоговения пред Словом Его рассуждать о делах Божьих, критиковать Слово Божье? Должно же быть чувство меры…, да простит нас всех Господь!
“Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: “что ты делаешь?” и твое дело скажет ли о тебе: “у него нет рук?“ , Исайя гл.45, ст.9.
Именно Библия дает людям познание о Боге и учит страху Божьему. Господь, Бог наш, понимая наше несовершенство, с самого начала обращался через избранных пророков Своих (верных и послушных Ему людей) к человеческому роду, чтобы обратить сердца сотворенных Им живущих на земле к Себе и спасти их, в первую очередь, от духовной гибели, а во-вторых , чтобы люди, соблюдая заповеди и постановления Творца Своего, и потому находясь под Божьим покровительством и благословением, могли бы жить без проблем, в мире и согласии между собою. И Библия является именно той Книгой жизни, в которой собраны все заповеди, законы и постановления Господа, которые Он неоднократно давал людям разных времен, от сотворения мира до Иисуса Христа и Апостолов Его.
Бог – есть Дух. Он живет в другом измерении, в библейском понимании – на Небесах. Нам это трудно представить, но есть духовный мир – истинный мир. Наша земная жизнь - это только ступень для восхождения в высший, духовный мир. Библия нам дает некоторые знания об этом мире и о том, кто может достигнуть этого мира.
В духовном мире, как говорит Библия, две противоборствующие стороны:1- Вечный Бог и Его Ангелы и 2- дьявол (падший херувим осеняющий - см. Иезекииль гл.28) и его падшие ангелы, восставшие с ним против Бога. Третьего не дано. Тот, кто отвергает Бога, духом своим становится на сторону дьявола, не понимая, что вместе с ним пойдет в погибель, так как дьявол уже осужден и изгнан с Небес на землю, но и на земле времени для власти сатаны осталось совсем мало – погибель его близка. Слово Божье предупреждает нас об этом. Именно поэтому столько всякого нечестия выползает из всех щелей ….
Бог – Творец всей Вселенной. Земля наша сотворена Богом для жительства на ней сотворенных Им людей. Господь, Бог наш, сотворил нас по Его духовному образу и подобию, для общения с Ним сотворил Он нас.
Но война есть война. И дьявол, враг Господа, и здесь противосстал Ему….. Все мы знаем о грехопадении первых сотворенных Богом людей: Адама и Евы, обольщенных дьяволом в образе змея, об изгнании их из Едема (грешные люди не могли быть со Святым Богом…), о проклятии всего сотворенного мира…. Мир, через Адама и Еву, хоть и обманом, но был захвачен дьяволом - он князь мира сего. И цель его – украсть, убить и погубить, то есть уничтожить все то, что принадлежит Господу на земле – души человеческие.
Но наш Бог, непревзойденный Творец – все сотворенное Им и на небе и на земле свидетельствует об этом, из любви к своим творениям - людям, имеющим дух Его в своих сердцах, из ревности к этому духу - осуществляет Свой дивный, непостижимый даже для Ангелов, справедливый, истинный и святой план спасения погибающего мира.
“Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб но имел жизнь вечную.“
Господь, Бог наш, истинен и свят, и нет в Нем никакой неправды.
И Слово Его, Библия, записанное древними пророками от Духа Святого – гармонично, истинно и свято. Все, от начала до конца. Это духовная пища. Духовное и разуметь надо духовно. И если у кого-то нет веры в Бога, нет страха Божьего, нет смирения и благоговения перед Богом, нет любви к своему Творцу и Спасителю, такой человек не поймет Истину – она для него закрыта. Бог открывается только смиренным и сокрушенным сердцам.
”Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, а также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных, “(Исайя, гл.57, ст.15).
Да благословит нас всех Господь благодатью спасения Своего и да сохранит нас до пришествия Своего через познание Истины Его и соблюдение заповедей Его!
Алла Ты смотрела фильм
Алла Ты смотрела фильм матрица? Как думаешь чья роль там отождествляет Христа? Как не удивительно но Агент Смит))) А в конце фильма когда все стали Смитами, он там всех заражал собой, это и есть христиане и все любые религиозники и подвластные системе зомби. Это как раковая опухль распространяющаяся по Земле. Вот такие пироги)) Сам Иисус, хороший человек, вынужден был сыграть эту жизненую роль.
С уважением Стерх.
Стерх,я не смотрю такие
Стерх,я не смотрю такие фильмы. Я смотрю христианские
Ты очень далёк от христианства.
Иисус не просто хороший человек-Он Бог! Это благодать быть христианкой.
А вот ложь,которая распространяется по земле-это,воистину, раковая опухоль!
Алла вот уж не вам судить кто
Алла вот уж не вам судить кто христианин кто нет. Не судите, Алла, не судите. Смертный грех. Ибо сказано, судите человека, все равно что меня (Бога). Ой как стыдно Алла!
Иисус же сказал им вторично:
Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.
После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?
Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.
Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.
И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.
На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.
Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.
Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.
Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,
дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.
Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно.
Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.
Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.
Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.
Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.
Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.
И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;
и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.
Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.
Не принимаю славы от человеков,
но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.
Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.
Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?
Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.
Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.
Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?
От Иоанна 5.
духовные советы.
Олег Ведмеденко:
Цель (достичь) – состояние просветленности.
Примеры (достигшие) – Иисус Христос, Григорий Палама, Симеон Новый Богослов, Исаак Сирийский, Григорий Синаит, Нил Сорский, Серафим Саровский…
Путь – смирение Христово.
Духовная практика (средство, делание) – внутреннее безмолвие (исихазм Восточной Церкви).
С Богом. И помни, назад не то что возвращаться, оглядываться нельзя. Главное – путь, остальное – иллюзия…
Ссылка www.vedmedenko.org
сделаться богом по благодати
Олег Ведмеденко:
"Итак, если ты желаешь познать то, о чем мы прежде сказали, и сделаться богом по благодати, не словом, не мнением, не мыслию, не одною только верою, лишенною дел, но опытом, делом, и созерцанием умным, и таинственнейшим познанием, то делай, что Христос тебе повелевает и что Он ради тебя претерпел.
И тогда ты увидишь блистательнейший свет, явившийся в совершенно просветленном воздухе души, невещественным образом ясно увидишь невещественную сущность, всю поистине проникающую сквозь все, от души же - сквозь все тело, так как душа находится во всем теле и сама бестелесна; и тело твое просияет, как и душа твоя.
Душа же, со своей стороны, как воссиявшая благодать, будет блистать подобно Богу..."
(Симеон Новый Богослов. "Божественные гимны")
благодарность
Огромное Вам спасибо за все Ваши публикации!
На славу Божию!
На славу Божию!