Пустота обычно приходит как расчищенное сознание
Переживания и реализации.
Шри Ауробиндо.
Пустота, которую вы описывали вчера в своем письме, не была чем-то плохим — именно эта пустота, внутренняя и внешняя, часто становится в йоге первым шагом к новому сознанию. Природа человека подобна чаше с грязной водой — воду нужно выплеснуть, чаша должна быть оставлена чистой и пустой, чтобы божественная жидкость пролилась в нее. Сложность в том, что человеческое физическое сознание чувствует затруднительным сносить эту пустоту — оно приучено быть занятым всевозможными маленькими ментальными и витальными движениями, которые поддерживают его интерес и развлекают его, или даже если оно беспокойно и сожалеет, то, все равно, поддерживают его активным. Ему трудно переносить прекращение этих вещей. Оно начинает чувствовать себя тупым, беспокойным и устремляется к старым интересам и движениям. Этой неугомонностью оно нарушает покой и приносит назад вещи, которые были выброшены. Именно это создает трудность и преграду на данный момент. Если вы можете допустить пустоту как проход к истинному сознанию и истинным движениям, тогда будет легче избавиться от этой помехи.
Не все в Ашраме страдают от чувства тупости и нехватке интереса, хотя и многие, потому что Сила, которая нисходит, обескураживает старые движения физического и витального ума, которые они называют жизнью, а они не приучены отрекаться от этих вещей или принимать мир или радость тишины.
***
Пустота сама по себе не является плохим состоянием, только если, конечно, она не является унылой и беспокойной пустотой неудовлетворенного витала. В садхане пустота чаще всего является необходимым переходом из одного состояния в другое. Когда ум и витал стихают и их неугомонные движения, мысли и желания прекращаются, тогда ощущают пустоту. Сперва это — нейтральная пустота, в которой ничего нет, ничего хорошего и ничего плохого, счастливого или несчастливого, никакого импульса или движения. За этим нейтральным состоянием часто или обычно следует раскрытие внутреннему переживанию. Существует также пустота, состоящая из мира и тишины, когда мир и тишина выходят из психического внутри или нисходят из верхнего сознания свыше. Она не нейтральна, ибо в ней есть чувство мира, часто также широты и свободы. Существует также и счастливая пустота с чувством чего-то близкого или приближающегося, чего-то, чего там еще нет, например близости Матери или какого-то другого подготовляющего переживания. То, что описываете вы — это нейтральное спокойствие. Не нужно тревожится. Когда оно приходит, нужно только оставаться спокойным, раскрываться и поворачиваться к Матери, пока что-то не разовьется изнутри.
***
Быть пустым сосудом — это очень хорошая вещь, если вы знаете, как использовать эту пустоту.
***
Если это — только пустота, тогда здесь нет ничего неправильного. Чередования пустоты и полноты — вполне нормальная особенность переживания в садхане.
***
Пустота (если под ней вы понимаете тишину и пустоту, свободную от мыслей, движений и т.п.) является базисным состоянием, в которое верхнее сознание может течь.
***
Пустота является лучшим состоянием для полной восприимчивости.
***
Пустота может прийти откуда угодно, из ума, витала или свыше.
***
Пустота обычно приходит как расчищенное сознание или расчищение какой-то его части. Сознание или часть его становится подобным пустой чаше, в которую может быть налито что-то новое. Высшая пустота — это чистое существование себя, в котором может иметь место вся манифестация.
***
Пустота как таковая не является характерной чертой верхнего сознания, хотя она часто представляется таковой человеческому виталу, когда кто-то имеет чистую реализацию Себя, потому что в ней все неподвижно, а для витала все, что не наполнено деятельностью, представляется пустым. Но пустота, которая приходит к уму, виталу или физическому является особой вещью, предназначенной для очищения места для вещей свыше.
***
Пустота в уме или витале может быть духовной и без того, чтобы пустота являлась эссенциальной характерной чертой верхнего сознания. Если бы она была таковой, в верхнем сознании не могло бы быть Силы, Света или Ананды. Пустота является лишь результатом, произведенным определенным воздействием верхней Силы на систему, чтобы верхнее сознание могло войти в нее. Это — духовная пустота в противоположность тупой и инертной пустоте полного тамаса, которая духовной не является.
***
Пустота является состоянием спокойствия ментала или витала, или всего сознания, не посещаемого никакими ментальными или витальными движениями, а открытого Чистому Существованию и готового быть или склоняющегося, или уже являющегося им, хотя еще и не реализованным в полную силу. Которое именно из этих состояний имеет место зависит от конкретного случая. Состояние Себя или состояние чистого существования является тоже чем-то, называемым пустотой, но только в том смысле, что это — состояние явного статичного покоя существа без каких-либо контактов с мобильной Природой.
***
Нет такой вещи, как neant. Под «пустотой» подразумевается незаполненность, свободная ото всякого содержимого кроме существования, чистого и простого. Без этого нельзя реализовать безмолвного Брахмана.
***
Пустота является состоянием Себя — свободного, широкого и безмолвного. Она кажется пустой разуму, но в действительности, она является просто состоянием чистого существования и сознания, Сат и Чит с Шанти.
***
Пустота может быть разного рода — определенного рода духовная пустота, или незаполненность, которая является подготовкой для нового переживания. Но истощение жизненной энергии — это совсем другая вещь. Это может прийти от усталости, от кого-то или чего-то, забравшего витальную силу, или от вторжения тамаса. Но я не понимаю, почему это должно увязываться с изучением английского и происходить только тогда.
***
Обычный результат пустоты — это успокоение любого витального треволнения, хотя она, если не стала полной, не останавливает механической повторяющейся деятельности ума.
***
Если это — реальная пустота, в ней можно покоится годы, — подобные же вещи случаются потому, что витал неугомонен и полон желаний (не пуст). Также и физический разум никоим образом не пуст. Если бы желание было выброшено и эго было менее активным, и физический разум пребывал в покое, тогда бы на место тупости физического разума свыше пришло знание, витальный разум мог бы быть спокойным и тихим, Сила Матери приняла бы деятельность и верхнее сознание начало бы приходить вниз. Это — естественное последствие пустоты.
***
Я не мог написать, что только вы чувствовали тишину как пустоту, поскольку многие ощущали ее сперва таким образом. Ее ощущают как пустоту, потому что привыкли ассоциировать существование с мыслью, чувством и движением или с формами и объектами, а там нет ничего из этого. Но это, в действительности, — не пустота.
***
Вы написали о Силе, приходящей вниз — даже о наполнении ею порой всех частей, так что откуда здесь это «никогда»? Я вовсе не имел в виду, что это — механический процесс, в котором каждый раз, когда имеет место пустота, туда приходит совершенное наполнение. Это зависит от стадии садханы. Пустота часто может приходить или оставаться задолго до какого-либо нисхождения — то, что наполняет, может быть тишиной и миром, Силой или Знанием, и они могут наполнять только разум или разум и сердце, или разум, сердце и витал, или все. Но здесь нет ничего фиксированного или механически регулярного в этих двух процессах.
***
Тишина существа является первой естественной целью йоги. X и некоторые другие не нашли удовлетворения в ней, потому что они не преодолели витальный разум, который всегда хочет какого-то рода активности, перемены, чтобы что-то делалось, что-то случалось. Вечная неподвижность безмолвного Брахмана, это вещь, которая не может служить для него приправой. Так что когда приходит пустота, он находит ее тупой, инертной, монотонной.
***
Безусловно, витал не может находить интереса в пустом состоянии. Если вы зависите от своего витала, вы не можете продолжать его. Это дух, вот кто чувствует освобождение в тишине, избавленной ото всех ментальных и прочих активностей, ибо в этой тишине он начинает осознавать самого себя. Чтобы незаполненность была реальной, нужно пройти в Пурушу или Свидетельствующее Сознание. Если вы ищите ее своим умом или виталом, тогда там нет незаполненности, ибо даже если там и нет отчетливых мыслей, там все равно неизбежно будет ментальная позиция или ментальные вибрации — напр., отсутствие чувства интереса.
***
Нет причины, почему пустота должна быть тупым или несчастливым состоянием. Это обычно привычка ума и витала ассоциировать счастье или интерес лишь с активностью, но духовное сознание не имеет подобных ограничений.
***
Я действительно не знаю, какого рода радости вы хотите. Радостью сопровождаются не все переживания. Интерес — это другое дело.
***
Это — тенденция физического, подменять своей собственной инерцией пустоту. Истинная пустота является началом того, что я называю в Арье «sama» — отдохновением, покоем, миром вечного Себя — которая в финале должна сменить тамас, физическую инерцию. Тамас является деградацией sama, так же как раджас является деградацией Тапаса, Божественной Силы. Физическое сознание всегда старается подменить своей собственной инерцией покой, мир или отдых истинного сознания, точно так же, как витал всегда старается подменит своим раджасом истинную деятельность Силы.
***
Физическое не устает от пустоты. Оно может чувствовать себя тамасичным из-за своей собственной склонности к инерции, но обычно оно не возражает против пустоты. Конечно, это может быть витальное физическое. Вам нужно лишь отвергать это, как пережиток старых движений.
***
В ходе садханы состояние пустоты, «нейтрального покоя», подобного этому, приходит часто — особенно когда садхана протекает в физическом сознании. Не то, чтобы стремление ушло, но оно не проявляется какое-то время, потому что все стало нейтрально спокойным. Это состояние мучительно для человеческого ума и витала, которые привыкли всегда находится в какого-то рода деятельности и это состояние считают безжизненным. Но нужно не расстраиваться или разочаровываться, когда оно приходит, а оставаться спокойным в полной уверенности, что это — лишь стадия, земля, которую нужно пересечь в садхане. И во всех условиях вера и фиксированная идея сдачи должны удерживаться перед умом. Что до кратких движений беспокойства, они должны стихнуть, если придерживаться этого и если спокойные ум и витал снова быстро утверждают себя.
***
Пустота является единственным состоянием, в которое может прийти реализация. Если для этого необходимо стремление, оно должно использоваться; если реализация приходит сама по себе, тогда, конечно, стремление не обязательно.
***
«Состояние», о котором я говорил, было состоянием не пустоты, а чего-то другого — обращаясь к тому отрывку в вашем письме, я вижу, что это было «состояние, в котором стремление не было нужно». Такое состояние является не состоянием пустоты, а состоянием, в котором сила Матери явлена сознанию и делает все.
***
Любого рода реализация — бесконечного себя, космического сознания, Присутствия Матери, Света, Силы, Ананды, Знания, Саччидананды, различных уровней сознания вплоть до суперразума. Все они могут прийти в тишину, которая остается, но перестает быть пустой.
***
Тишина может оставаться, даже когда пустота ушла. Вещи всех сортов могут пролиться в нее, но все же, тишина будет оставаться, однако если вы наполняетесь силой, светом, Анандой, знанием и т.д., вы больше не сможете называть себя пустым.
***
Если это — духовная пустота, тогда она не будет ощущаться как вмешательство в садхану.
***
То, что вы описываете, является тем же нейтральным состоянием, которое было у вас раньше. Это — переходное состояние, в котором старое сознание должно перестать быть активным, а новое подготавливается позади нейтрального спокойствия. Нужно воспринимать это спокойно и ждать, пока оно превратиться в духовный мир и психическое счастье, которые совершенно отличаются от витальной радости и горя. Не иметь ни витальной радости, ни витального горя считается йогинами очень желательным избавлением — это дает возможность пройти от ординарных человеческих витальных чувств к истинному и постоянному миру, радости или счастью. Я полагаю, у вас нет сейчас времени на медитацию. Пресс сна является давлением, направленным на то, чтобы уйти внутрь, и привычка медитировать дает возможность превращать сон, который приходит, в своего рода самадхи во сне, в котором осознают различные переживания и прогрессируют во внутреннем существе.
***
Состояние, которое вы ощущаете, очень хорошо известно в садхане. Это — своего рода перевал или проход, состояние ухода вглубь, которое растет, но еще не полное, — в это время говорить или выбрасывать себя вовне болезненно. Что необходимо, это быть очень спокойным и оставаться внутри себя все время, пока движение не будет завершено, — разговаривать не нужно или говорите немного — негромко и спокойно, также не сосредотачивайте ум на внешних вещах. Вам также не нужно беспокоится, что люди говорят или спрашивают, — хотя они практикуют садхану, они ничего не знают об этих состояниях, и если кто-то становится спокойным или углубленным в себя, они думают, что он, должно быть, опечалился или болен. Мать вовсе не находит вас таковым, печальным или больным; это — просто фаза или временное состояние в садхане, которое она переживала и знает очень хорошо.
Это состояние часто продолжается несколько дней, иногда много дней, пока не начнется что-то определенное. Сохраняйте доверие и оставайтесь спокойным.
Люди древности в своих знаниях достигли предела
Путь пустоты к самой себе
"Люди древности в своих знаниях достигли предела. Чего же они достигли? Они узнали, что изначально вещи не существуют - вот предел, вот вся бездна смысла и добавить к этому нечего". (Чжуан Цзы)
Однажды Ян Чжу заметил: Все существа при жизни друг на друга не похожи, а после смерти - одинаковы. В жизни бывают умные и глупые, знатные и подлые: так люди различаются между собой. Умерев, люди смердят и гниют, разлагаются и исчезают в пустоте: в этом они все одинаковы.
Давно сказано: мудрость открывается в том, что миру кажется безумием. Люди слишком полагаются на то, что они видят и слышат. "С лягушкой, живущей в колодце, не поговоришь об океане, ведь она привязана к своей дыре", - сетовал Дух Океана Жо. Люди привыкли беречь своё тело, не зная того, что наша природа слита с пустотой. У каждого спящего свой собственный мир, а пробудившиеся ото сна пребывают в едином мире - в пустоте. Путь в пустоту - это скольжение мысли за пределы данности, момент перехода в пустоту - освобождение духа от предметности опыта. Раствориться в пустоте означает достичь предела саморассеивания, в котором исчезают и свет и тьма.
"Всё в мире исходит из сущего.
А сущее исходит из отсутствующего".
Так говорится в классической книге китайского даосизма "Дао Дэ Цзин". Все вещи рождаются из единого дыхания (божества), а единое дыхание возникает из отсутствующего, т.е. из пустоты. А в возвращении всё возвращается к отсутствию. Чем больше проявленность небытия в вещи, тем значиґтельнее её место среди других вещей. Хотя все вещи имеют неисчислимое количество форм, их пронизывает одно дыхание пустоты.
Даосизм всегда придавал особое значение правильному пониманию пустоты. Дао (Путь) - это организующий принцип бесформенного и безграничного единого небытия, пустота и небытие - жилище Дао. "Путь сходится в пустоте", - говорил Чжуан Цзы. Главное в любом сосуде или, например, в доме - это заключённое внутри пустое пространство, без которого их невозможно использовать. Точно так же, какие бы тонкие и изысканные не звучали во время церемонии слова, главное - это молчание, которое они окружают собой, как рама картину. Молчание, в котором только и возможно единение в переживании красоты настоящего мгновения, в противовес постоянному "завтра" и "вчера" повседневной жизни: "Знающий не говорит, говорящий не знает". Молчащий не говорит не потому что скрывает истину. На самом деле он не говорит ни о чём, то есть молчит о ничто, в котором и заключается абсолютная истина Пути. Мудрый укореняется в этой истине и поэтому готов отдать всё, что лишнее, т.е. всё, что имеет. Владеть своим телом, владеть вещами - это значит произвольно присваивать принадлежащее пустоте. Напротив: не создавать никаких запасов означает отдавать предпочтение пустоте.
Обычно поверхностные умы соперничают из-за мелочей. Однако тот, кто ценит свою жизнь - всё равно не может её сохранить. Заботящийся о своём теле всё равно не может ему помочь. Лао-цзы говорил так: "Всё, имеющее облик - это призраки". Тот, кто познал Дао (Путь), мгновенно очищается от цепляния за призраки и становится пуст. И это прекрасно, поскольку нет ничего и, следовательно, нет ничего лучше пустоты.
Итак, всякое бытие, по мысли древних даосов, держится пустотой, осознание которой выступает источником счастья и радости. Счастье даоса всегда с ним, снится ли он себе, как Чжуан Цзы, в виде бабочки или хоронит друга. Согласно высказыванию Чжуан Цзы, истина содержится даже в кале и в моче, ибо и они пустотны. В сущности, мир и населяющие его люди - всё это испражнения изначальной пустоты.
Когда Цзы Санху умер, Цзы Гун пришёл, чтобы принять участие в траурой церемонии. Придя, он с изумлением обнаружил, что один из друзей покойного насвистывает мелодию, другой аккомпанирует ему на цитре и вдвоём они напевают такую песню:
Эй, Санху!
Эй, Санху!
Ты возвратился к подлинному,
А мы всё ещё в человеческом облике!
Цзы Гун спросил:
- Прилично ли вот так вот петь над телом покойного?
Друзья взглянули на него и рассмеялись:
-Да что он знает об истинном ритуале!
И действительно, когда умерла жена Чжуан Цзы, философ тоже сидел на корточках и громко пел, ударяя в таз. Нужно быть в достаточной степени философом для того, чтобы так любить пустоту.
Воплотивший истину Пути до конца бесконечен и странствует в сокровенном. В совершенствовании человека нет ничего важнее, чем сделать сердце пустым. Пустота сердца означает, что в нём содержится ничто. Не желай приобретений, будь пуст - и не более того. Когда Ничто нас не обременяет, а наоборот радует, достигается предел пустоты. Пустота ничего не делает и при этом не остаётся ничего несделанного. "Пустота и покой, отсутствие образов и деяний - вот основа Неба и Земли, предел Пути и полноты жизненных свойств": так говорил Чжуан Цзы. Всеобщее несуществование - это Путь великой пустоты небытия к самой себе через бытие тьмы вещей.
"Однажды свет спросил у небытия: "Ты "существуешь" или несуществуешь?" Не получив ответа, свет вгляделся в образ небытия: тёмное, пустое. Целый день смотри на него - не увидишь, слушай его - не услышишь, трогай его - не дотронешься. "Совершенство! - воскликнул Свет. - Кто бы мог ещё достигнуть такого совершенства? Я способен быть или не быть. Но не способен абсолютно не быть". ("Люйши Чуньцю").
Полный текст Книги Филатова Вадима Валентиновича "Сны воинов пустоты" по ссылке:
http://lit.lib.ru/f/filatow_w_w/text_0190-1.shtml