ПРИХОД ШЕСТОЙ РАСЫ
«Идеал нового человека: Сердце чистое, как кристалл. Ум светлый, как солнце. Душа обширная, как вселенная. Дух мощный, как Бог, и единый с Богом!»
Учитель
ЗАКОНЫ НИСХОЖДЕНИЯ И ВОСХОЖДЕНИЯ КУЛЬТУР
«Народ, в котором вера, знание и любовь ослабевают, приходит в упадок.
Под культурой я понимаю определённое познание Бога.
Все умные, добрые и сильные люди, семьи, общества и народы будут иметь Божие благословение». Учитель
СУЩНОСТЬ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Чтобы иметь правильное отношение к жизни, чтобы работать целесообразно и сознательно, нужно понимать эпоху, в которой мы живём. Нужно знать ту точку, которой достигло человечество в своём развитии. Нужно знать, что из того, чем сейчас обладает человечество, принадлежит умирающему прошлому, а что — нарождающемуся будущему. Для этого следует глубже рассмотреть законы развития.
Эволюция — это всё большее раскрытие Духа в тысячах форм, через которые она проходит. Такова внутренняя сторона эволюционного процесса.
Все формы великой эволюционной лестницы — это плод Духа. Он работает через формы, всегда переходя ко всё более высоким и совершенным формам, чтобы иметь возможность проявиться в них с большей полнотой. В этом состоит великий путь совершенствования.
ПРИРОДА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
"История — это творчество человеческого Духа"
Учитель
Божественная наука проливает свет на историю человечества.
Кто-то может сказать: «Имеют ли значение для исторического развития человечества хозяйственные, экономические причины, средства и способ производства?» Они имеют значение, но представляют собой лишь треть истины.
Существуют три мира: физический, духовный и Божественный. Духовный и Божественный миры существуют, их энерти принимают участие и играют первостепенную роль в историческом процессе. Эти три мира действуют нераздельно, в сущности, это один мир, их энергии действуют одновременно.
Так философия истории выстраивается на совершенно новых основах. Она использует другой метод исследования. В ней с более глубокой точки зрения рассматриваются законы, причины нисхождения и восхождения культур, миссия и задача каждой культуры в великом процессе общечеловеческого восхождения.
Эти культуры должны рассматриваться не порознь, а с точки зрения великого Божественного плана, и тогда вместо хаоса мы увидим в историческом процессе строгую закономерность. Такое более глубокое понимание истории даёт удовлетворительный ответ на исторические вопросы.
Культуры сменяют одна другую в бескрайней цепи веков, но это не бессмысленное волнообразное движение нисхождения и восхождения. Если мы изучим подробнее законы исторического процесса, то увидим в нём разумность и высший смысл.
Исторический процесс есть частный случай общего эволюционного процесса, и то, что сказано выше о сущности эволюционного процесса, можно определить в отношении исторического процесса следующим образом: исторический процесс есть постепенное раскрытие Абсолютного Духа или, более конкретно, человеческого Духа; это постепенное раскрытие сил и способностей, заложенных в человеческой душе, оно подобно тому, как раскрываются качертва будущего дерева, заложенные в семени. Посаженный в землю жёлудь через некоторое время пускает вниз корешок, а вверх — росток, дающий веточки и листья; через какое-то время вырастает могучее дерево. Развитие дуба — это проявление сил, заложенных в жёлуде. Так и история есть раскрытие способностей и ценностей, сокрытых в человеческом духе.
Культуры наследуют одна другой. Каждая культура начиналась как маленький огонёк, который постепенно разгорался, становясь ярким светом, освещавшим мир. После своего творческого взлёта и расцвета культура постепенно угасала, но в другом месте разгорался другой подобный огонь. Так одна задругой разгорались и угасали культуры. В историческом процессе восхождение следует за нисхождением, но важно то, что всякая новая волна имеет специфическую окраску и особый характер.
Когда говорят об упадке культур, даже о полной гибели некоторых из них, этот вопрос нужно рассматривать широко. Человечество как целое не утрачивает ничего. Общечеловеческая культура никогда не погибает, она продолжает свой вечный, победоносный путь восхождения к совершенству, к гармонии, к добру. Существует преемственность культур. Когда одна культура, дойдя до высшего расцвета и просияв мощным светом, освещающим весь мир, начинает постепенно угасать, то прежде чем она угаснет полностью, в другом месте земного шара загорается пламя другой, следующей культуры. И эта следующая культура наследует от предыдущей все её богатства и, обогащенная большей мудростью, большим светом, продолжает развиваться и создавать новые ценности, которые она добавит к обретениям прошлых культур. Так продолжается общечеловеческое развитие.
Каждая новая волна, приняв в наследство все ценные обретения прошлых культур, открывает новую страницу в великой книге жизни. Она приходит с новыми богатствами, с новыми культурными ценностями.
ФАКТОРЫ ОБНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУР
Каждый год обновляются травы, обновляют свои листья деревья. Каждый день обновляется материя человеческого тела, и через несколько лет она уже совершенно иная.
Обновляется и лицо земли. Горы размываются и разрушаются,
а образовавшиеся материалы заполняют низины и морские глубины.
Каждый день незаметно обновляется лицо земли, и спустя века картина
земной коры уже совсем иная. с
Обновляются и солнечные системы: они тоже разрушаются, гибнут и снова возрождаются.
Происходит обновление и человеческих культур. Рассмотрим более глубокие причины обновления культур.
1.Космические влияния. Пространство пронизано не только
радиоволнами, несущими музыку или слово, но и волнами мыслей
и всевозможными волнами других видов. А волны мыслей — это уже волны
психического характера. Это показывает, что пространство живое, оно
наполнено психической субстанцией. Это относится не только к земному
пространству, но и к космическому, межзвёздному, поскольку всё мироздание
населено.
Поэтому небезразлично, где в данный момент находится земля и вся солнечная система. И поскольку вся солнечная система, со всеми планетами, с большой скоростью движется к определённым созвездиям, она проникает во всё новые и новые космические пространства, обладающие новыми условиями и возможностями для проявления жизни. И вследствие этого, естественно, солнечная система оказывается под новыми влияниями и воздействиями. Это одна из причин появления тех новых элементов, что постоянно вливаются в жизнь и дают новый толчок духовно-материальной культуре. Значит, одна из причин внесения новых элементов в жизнь — это космические влияния. Они сложны, разнообразны и имеют физический и психический характер.
2.Пробуждение новых сил человеческого духа. Каждая эпоха — это
проявление новых сил человеческого духа. В нём кроется Великое Божественное
Начало, и потому он располагает безграничными силами и возможностями
которые постепенно раскрываются, и это происходит не случайным образом, а строго закономерно, как строго закономерно и последовательно развиваются корень, стебель, листья, цветы и плоды.
В культуру постоянно вливаются новые и новые силы. Жизнь человечества — это поток, в который вливаются всё новые воды, прибывающие из глубин человеческого духа. То же относится и ко всем природным царствам.
3. Новые импульсы Разумной Природы. Из мира Абсолютного в проявленную жизнь постоянно вливаются новые импульсы, новые идеи, новые силы. Вот почему каждый новый день — это нечто совершенно новое во всей вечности.
ДВА ЗАКОНА НИСХОЖДЕНИЯ И ВОСХОЖДЕНИЯ КУЛЬТУР Приведём два основных закона. Учитель формулирует их так:
Первый закон: «Когда народ или культура отклоняются от законов развития, от законов Разумной Природы, они движутся к вырождению».
Второй закон: «В каждую эпоху существуют идеи восходящие и нисходящие. Восприятие первых возвышает культуру, а неприятие их ведёт к упадку и вырождению».
Восходящие идеи — это силы будущего, а нисходящие — прошлого. Последние когда-то были восходящими силами, полезными, необходимыми, но, завершив свою работу, они стали лишними, вредными и должны уступить своё место новым силам, приходящим сейчас. Поэтому в обществе всегда было два течения — консервативное и передовое. Первое стремилось удержать старые формы жизни, старые идеи и представления, а передовое прокладывало путь приближавшемуся новому.
История полна борьбы этих двух течений, а множество страданий в жизни человечества — это результат противостояния народа, общества или расы новым силам, вступающим в жизнь. В конце концов новое побеждает и занимает своё место.
Невозможно остановить вечный поток жизни, он неудержим, стремителен и мощен. Все народы, преграждавшие путь новому, восходящему, теряли свои преимущества и вырождались, хотя прежде бывали даже во главе культурного движения человечества. Те же народы, которые принимали новое, получали импульс и шли к расцвету и творчеству.
Противостояние новым идеям, новым формам жизни ведёт к упадку культуры. Когда общество кристаллизуется, отвердевая в определённых формах жизни и теряя пластичность, оно становится неспособным воспринимать новые идеи.
Пластичной глине можно придать любую желаемую форму. Когда она теряет пластичность, она не в состоянии воспроизвести новые формы.
Нечто подобное происходит и с человеческим организмом: когда он стареет и появляется склероз или ткани отвердевают, организм становится неспособным пропускать потоки жизни. При разумной жизни этого отвердевания тканей можно избежать — они сохраняют свою эластичность, и это продлевает жизнь. Это относится и к жизни общества, культур и рас. Упадок всякого общества, всякой культуры, всякой расы начинается с их отвердевания, это одна из причин загнивания культур.
Чтобы избежать этого процесса, культура должна сохранять в себе пластичность, благодаря которой она способна изменять свои формы под напором новых сил, что рождаются в человеческой душе и должны найти внешнее выражение в культуре. Так объясняется вымирание многих человеческих рас. История богата такими примерами. Когда культура не принимает нового, вносимого данной эпохой, она лишается благоприятных условий и новых сил.
Богомилы принесли новые идеи, необходимые той эпохе, как живительная влага необходима растениям. Однако болгары изгоняли и убивали богомилов, лишаясь благоприятных условий, принесённых этими новыми идеями. Вследствие этого болгарам пришлось пройти^ через большие страдания пятивекового рабства.
Единственное, что возвышает общество, народ, это восприятие новых идей. Каждый общественный деятель должен обладать тонким чувством различения заходящего и восходящего, старых и новых форм жизни, он должен работать ради нарождающегося нового!
Иной может сказать: «Как можно узнать, какие идеи восходящие, а какие — заходящие? Многие идеи борются за превосходство, но, в сущности, это не передовые, а реакционные идеи, укрепляющие старый порядок и лишь использующие новую этикетку и принимающие новый внешний вид. Всякая идея претендует на новизну».
На этот вопрос мы можем ответить так: необходимо тщательно изучать ход человеческой истории, путь, пройденный человечеством, чтобы уловить направление будущего. Представление о пути человеческого развития и направлении движения в недалеком будущем может дать Божественное учение, которое всегда давалось человечеству Учителями. Это Божественное учение — носитель новых идей, нового знания, новых методов работы, оно указывает человечеству новый путь.
По мере изучения хода человеческой истории становится ясно, каким идеям принадлежит будущее, а какие идеи — лишь атавистическое проявление прошлого, лишь последние усилия стареющей, умирающей культуры, пытающейся удержаться.
Сейчас идёт новая волна и приносит новое знание, новые идеи, новые методы, новые условия. Человеческое сознание уже переросло все наши прежние представления о жизни, и удерживать их — это тормозить человеческое развитие. Вследствие этого во всей белой расе происходит глубокий материальный и духовный кризис. Те культуры, которые воспримут эту новую творческую волну, смогут использовать приносимые ею условия. Те же, кто противодействует новым идеям, задержат своё развитие подобно человеку, пытающемуся плыть против мощного течения большой реки. Учитель говорит:
«Всякое общество, воспринимающее новый поток, поднимется, ему принадлежит будущее, оно будет иметь все благоприятные условия. Каждый народ, каждое общество, не принимающие новых представлений, новых веяний во всех отраслях общественной жизни, не имеют будущего».
НАЧАЛО
СВЕРШИЛОСЬ