Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Игра под названием жизнь

nabel аватар


Игра под названием жизнь
Ирина Медведева и др.

Однажды к даосу, известному своей мудростью, пришел человек, страдающий от преследующих его несчастий.

– Моя жизнь похожа на лодку в бушующем море, – пожаловался он. – Волны играют ею, швыряя ее то туда, то сюда, и не в моих силах хоть что-либо изменить. Это приводит меня в отчаяние и вызывает ощущение безысходности. Люди называют тебя Познавшим Искусство Жизни. Скажи мне, могу ли я каким-то образом повлиять на положение вещей?

– Это совсем несложно, – усмехнулся даос. – Подумай о том, что если волны играют с лодкой, лодка тоже может играть с волнами.

Сравните человека, едва способного поджарить яичницу, с искусным кулинаром. Сравните опытного водителя с новичком, лишь недавно сдавшим на права. Сравните игрока, едва выучившего правила игры в шахматы, с мастером игры.

Искусный кулинар приготовит восхитительное блюдо практически из ничего, в то время как человек, не умеющий готовить, испортит самые лучшие и дорогие продукты. Профессионального водителя не занесет на скользкой дороге, как новичка. Гроссмейстер найдет способ победить в, казалось бы, безвыходной ситуации.

То же самое верно и в отношении жизни. С момента рождения мы приобретаем опыт общения с окружающим миром. На основе этого опыта мы делаем те или иные выводы, вырабатываем стратегии действий, которые, как мы надеемся, должны привести к неким желаемым или ожидаемым результатам. Иногда мы добиваемся успеха, иногда ошибаемся, разочаровываемся или отчаиваемся.

Появившись на свет, мы волей-неволей вовлекаемся в «игру под названием жизнь», толком не зная ни правил, ни техники этой наиболее сложной и в то же время наиболее увлекательной игры.

Одни относятся к жизни серьезно, другие легко. Одни играют по чужим правилам, другие эти правила устанавливают. Одни движутся от победы к победе, уделом других становятся постоянные поражения. Одни наслаждаются жизнью по полной программе, в то время как другие испытывают тревогу и растерянность даже тогда, когда дела у них, казалось бы, идут хорошо. Одним словом, на бескрайнем игровом поле жизни одни являются более искусными и удачливыми игроками, чем другие.

Услышав от даоса, что лодка тоже может играть с волнами, человек, не знающий, что делать со своей жизнью, был поражен. Такая мысль никогда прежде не приходила ему в голову. Он чувствовал, что это все меняет, но не понимал почему.

Человек наморщил лоб, пытаясь сообразить, в чем тут дело, и неожиданно на него снизошло озарение.

«Игра – это то, что люди делают по своей воле, а не потому, что обязаны это делать или не имеют другого выбора, – подумал он. – Именно по этой причине она доставляет удовольствие».

То, что вчера казалось нам смертельно серьезным, представляется пустяком через день, месяц или год. Относясь к происходящим в нашей жизни событиям с излишней серьезностью, мы эмоционально вовлекаемся в ситуацию, утрачивая способность взглянуть на нее со стороны и среди нескольких возможных решений отыскать наиболее подходящую для данного случая стратегию действий.

Древнекитайская философия, исходя из посылки неразделимости истины и иллюзии, рассматривала жизнь как игру. Древние китайские мудрецы – как Конфуций, так и даосские учителя – подводили под категорию игры практически все сферы человеческой деятельности, всю практику человеческого самосовершенствования.

«Если подлинное становится поддельным, то поддельное становится подлинным», – гласит известная китайская поговорка. Под «подлинным» в данном случае понимается «истинное» или «реальное», а под «поддельным» «иллюзия».

Если реальное становится иллюзией, иллюзия становится реальностью.

Вдумайтесь в эти слова. Мы видим не реальный мир, а лишь то, каким образом его отражает наше создание. По этой причине разные люди одну й ту же ситуацию видят и воспринимают по-разному. Таким образом, реальное становится иллюзией, то есть субъективным представлением о реальности некого конкретного человека.

Не задумываясь об иллюзорности восприятия, большинство людей считают свои субъективные представления о мире единственной существующей реальностью, истиной в последней инстанции. Люди некоторым образом уподобляются петуху из сказки, убежденному в том, что солнце встает лишь потому, что он, просыпаясь на рассвете, пропевает свое ежеутреннее «кукареку»… Человек, убежденный в том, что окружающий мир полон опасности и угрозы, проведет свою жизнь в страхе. Таким образом, иллюзия для него становится реальностью.

Странствуя в океане иллюзий, люди играют, исполняя те или иные роли. В большинстве случаев люди не осознают игры, в которую они вовлечены, и не понимают, что правила этой игры отражают естественные и неизменные законы мироздания. Принимая игру за реальность, они относятся к ней с неоправданной серьезностью, которой нередко сопутствуют тревожность, внутреннее напряжение, неуверенность в себе, чувство вины, ощущение собственной беспомощности или никчемности.

В отличие от представителей западной культуры древнекитайские мыслители отнюдь не считали игру пустячным или легкомысленным занятием. От поведения, которое мы называем «серьезным», игра отличается не содержанием и даже не способом действия. Отличие заключается главным образом в нашем отношении к действию.

Вспомните Тома Сойера, которого тетка заставила красить забор. Другие дети насмехались над ним до тех пор, пока считали покраску забора «серьезным делом» – работой, но как только Том убедил их, что это увлекательная игра, дети отдали ему свои «сокровища» за возможность несколько минут заниматься покраской забора.

Осознав, насколько иллюзорны и субъективны наши представления о реальности, вы перестанете удивляться тому, что многие люди считают смертельно серьезным делом вещи, которые вам могут показаться сущим пустяком.

– А что, если лодка только думает, что она играет с волнами? – спросил человек, не знающий, что делать со своей жизнью. – Ведь в действительности это не так.

– Действительность такова, какой ты ее ощущаешь, – ответил даос. – Существуют волны, и существует лодка – это и есть действительность – ни больше ни меньше. Все остальное – наше восприятие. Если лодка предпочитает считать себя беспомощной, волны будут играть с ней. Но ведь и волны тоже могут ощущать себя по-разному. Одной нравится подбрасывать лодку на своем гребне, другая волна, погруженная в свои мысли, эту лодку даже не заметит, а третья, возможно, будет испытывать раздражение оттого, что уродливый посторонний предмет нарушает гладкость и чистоту ее форм. Эта волна даже может подумать, что лодка намеренно издевается и насмехается над ней.

Человек, не знающий, что делать со своей жизнью, снова надолго задумался.

– Я никогда не рассматривал жизнь с такой точки зрения, – сказал он и попросился к даосу в ученики.

Начав воспринимать жизнь как игру, вы делаете первый шаг к тому, чтобы постичь искусство игры. В то же время, делая этот шаг, вы должны понять, в чем заключается отличие между игрой в древнекитайском понимании и тем, что понимают под игрой люди, принадлежащие к западной культуре.

В типичных для нашей культуры играх есть победитель и есть проигравший. Победитель увенчивается лаврами (получает некую моральную или психологическую компенсацию), проигравший испытывает боль разочарования, которую в некоторых случаях усиливают насмешки или неодобрение окружающих.

В игре, в ее древнекитайском понимании, скорее важен процесс, чем результат. В этой игре не обязательно есть победители и проигравшие – выиграть могут все игроки, также все игроки могут проиграть.

Игры, в которых есть победитель и проигравший называются играми с нулевой суммой: то, что выигрывает один, проигрывает другой, поэтому сложение итогов в сумме дает ноль.

В играх с ненулевой суммой суммарный выигрыш не обязательно равен нулю. Сотрудничая, оба игрока могут выиграть; соперничая, оба могут проиграть.

В жизни игры с нулевой суммой встречаются не так уж и часто. Рассмотрим в качестве примера семейные разборки, в которых муж и жена яростно борются за пальму первенства. Несмотря на то, что один из супругов в скандале может взять верх, итоговый результат оказывается отрицательным, поскольку оба супруга испытывают состояние психологического неблагополучия и их отношения страдают.

Тем не менее сделанная в нужный момент уступка, внешне выглядящая проигрышем, может принести впоследствии значительные психологические и материальные преимущества.

Учитывая вышесказанное, с точки зрения древнекитайского представления об игре было бы ошибочно оценивать итог каждого своего действия как выигрыш или проигрыш. То, что на первый взгляд кажется выигрышем, впоследствии может обернуться проигрышем, и наоборот.

По этой причине мастер «игры под названием жизнь» не форсирует события, не пытается «повелевать жизнью» или «переделывать мир под себя». С любовью и доверием относясь к окружающему миру, мастер игры чутко следит за изменяющейся ситуацией, ожидает подходящего случая, чтобы с наименьшими усилиями воплотить в жизнь свои планы и добиться осуществления своих желаний.

Однажды даос привел своего ученика в парк, расположенный у подножия горы. В парке находился сложный лабиринт с очень высокими и гладкими стенами. Крыша у лабиринта отсутствовала, и его переходы освещались солнечным светом.

Даос подвел ученика ко входу в лабиринт и велел ему отыскать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и целую ночь, но раз за разом неизменно заходил в тупик. Отчаявшись выбраться наружу, он упал на землю и заснул.

Почувствовав, как кто-то трясет его за плечо, ученик открыл глаза. Над ним стоял даос.

– Иди за мной, – сказал он.

Ученик, пристыженный тем, что не выполнил задание, последовал за ним. Выйдя из лабиринта, даос, не оборачиваясь, стал подниматься на гору. Взобравшись на вершину, он велел:

– Посмотри вниз!

С места, на котором они стояли, лабиринт был виден как на ладони.

– Глядя отсюда, ты можешь отыскать путь, ведущий к выходу из лабиринта? – спросил даос.

– Это несложно, – сказал ученик. – Нужно только внимательно присмотреться.

– Найди его и хорошенько запомни, – велел Учитель. Через некоторое время они спустились с горы, ученик вошел в лабиринт и уверенно миновал его, ни разу не сбившись и не заплутав.

– Урок, который ты получил сегодня, касается одного из главных секретов Искусства Жизни, – встретив ученика у выхода, сказал даос. – Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение.

Вторым и, пожалуй, наиболее важным шагом в освоении искусства «игры под названием жизнь» становится развитие способности получать от этой игры удовольствие, неизменно увеличивающееся по мере того, как растут мастерство игрока и его уверенность в своих силах.

Если вы сделаете все правильно, то в какой-то момент ощутите, что главное в жизни не столько блага, которых вы добиваетесь, сколько чувства, которые вы испытываете в процессе своего существования.

Человек, поставивший себе целью заработать миллион долларов или совершить головокружительную карьеру может добиться своей цели. Но если в процессе ее достижения он истощит свою нервную систему постоянными стрессами, ослабит здоровье избыточными нагрузками, в погоне за успехом лишит себя удовольствий, радостей и волнующих переживаний, которые он мог бы испытать, но не испытал, он в большей степени будет проигравшим, чем победителем.

Так же, как нельзя иметь все, невозможно побеждать всегда и во всем. Обретая в одном, мы неизменно теряем в другом. Истинное мастерство игры заключается даже не столько в умении достигать поставленных целей, сколько в способности правильно определять свои цели, задачи и приоритеты, а также обладать способностью при необходимости своевременно модифицировать их, эффективно приспосабливаясь к изменяющейся ситуации.

Человек, правильным образом взаимодействующий с окружающим миром, наслаждается этим взаимодействием, поскольку знает, как и когда он может получить от мира то, что ему нужно. Он не растрачивает усилий на ненужную, бессмысленную или бесполезную борьбу и добивается желаемого минимально возможным приложением усилий. Знание правил игры и сэкономленная за счет эффективности действий энергия питают силу его духа и дают уверенность в себе, радость и ощущение полноты жизни.

http://readr.ru/irina-medvedeva-i-dr-igra-pod-nazvaniem-ghizn.html

На главную

nabel аватар

10 правил игры под названием Жизнь.

10 правил игры под названием Жизнь.

Если жизнь - игра, то это ее правила. Освоив 10 несложных правил, вы прибавите себе мудрости, сможете без боязни встречать любой жизненный взлет и без уныния - любую неудачу. Вопрос: "Если жизнь - игра, то почему только я не знаю, как надо играть?" перестанет вас беспокоить. Жизнь - ряд уроков, которые нужно прожить, чтобы усвоить. Хелен Келлер.

ПРАВИЛО 1 - ВАМ ДАЁТСЯ ТЕЛО - Нравится вам это или нет, но оно будет вашим на протяжении всей жизни на земле. ПРИНЯТИЕ: Я обнаружила, что когда мы действительно любим, признаём и одобряем себя в точности такими, какие мы есть, в жизни получается всё. Луиза Хэй.
САМОУВАЖЕНИЕ: Никто не способен унизить вас без вашего на то согласия. Элеонор Рузвельт.
УВАЖЕНИЕ: Тело - ваше транспортное средство на всю жизнь. Любите, уважайте и лелейте его, и оно любезно послужит вам. Сьюзи Прудден. Тело - гениальный проводник между тем и этим светом.
УДОВОЛЬСТВИЕ: Не грешно радоваться тому, что вы живы. Брюс Спрингстин.


ПРАВИЛО 2
- ВАМ ПРЕПОДАЮТСЯ УРОКИ - Вы записаны в неформальную круглосуточную школу под названием "Жизнь". В этой школе вы каждый день будете иметь возможность усваивать уроки. Нравятся вам они или нет, но вы сделали их частью своего курса обучения.
ОТКРЫТОСТЬ: Если опыт рассматривать определённым образом, он представляет собой ни что иное, как ворота в сферу души. Джон Кабат-Зинн. ВЫБОР: Я буду крепок перед солнцем и луной, что бы втайне ни радовало меня, и чего бы ни предписывало мне сердце. Ральф Уолдо Эмерсон. СПРАВЕДЛИВОСТЬ: Я переживал из-за того, что мне нечего надеть на ноги, до тех пор, пока не увидел человека, у которого вовсе не было ног.
ДОБРОДЕТЕЛЬ: Делая свою судьбу, вы питаете свою душу. Гарольд Кушнер.

ПРАВИЛО 3 - ОШИБОК НЕ БЫВАЕТ, БЫВАЮТ УРОКИ - Развитие есть процесс экспериментирования, некая серия проб, ошибок и иногда побед. Неудачный опыт также является частью процесса проведения удачных экспериментов.
СОСТРАДАНИЕ: Человек способен как к глубокому состраданию, так и к глубокому безразличию. В нём сокрыты возможности лелеять первые и избавляться от вторых. Норман Казинс. ПРОЩЕНИЕ: Ошибаться - человечно, прощать - божественно. Alexander Pope.
НРАВСТВЕННОСТЬ: Ни ошибок, ни совпадений не бывает. Всё, что с нами происходит, даётся, чтобы мы на этом учились. Элизабет Кюблер-Росс. ВСЁ уже было, и мы выбираем то, что нам особенно понравилось. ЮМОР: Очень важно научиться смеяться над собой. Кэтрин Мэнсфилд.

ПРАВИЛО 4 - УРОК ПОВТОРЯЕТСЯ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ УСВАИВАЕТСЯ - Уроки в различной форме будут преподаваться вам до тех пор, пока вы их не усвоите. И лишь выучив одни уроки, можно перейти к следующим.
ОСОЗНАНИЕ: Встаёт заря лишь того дня, для которого мы уже проснулись. Генри Дэвид Торо.
ГОТОВНОСТЬ: Жизнь не требует от нас быть самыми лучшими, а всего лишь, чтобы мы старались делать всё, на что способны. Х. Джексон Браун-мл.
ПРИЧИННОСТЬ: На каждое действие имеется противоположно направленное и равное противодействие. Сэр Исаак Ньютон. ТЕРПЕНИЕ: Будьте терпеливы. Вы узнаете, когда для вас придёт пора пробуждаться и двигаться вперёд. Рэм Дасс.

ПРАВИЛО 5 - УЧЕНИЕ НИКОГДА НЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ - В жизни нет такого времени, когда уроки заканчиваются. Пока вы живы, будут и уроки, которые вам предстоит усвоить.
УСТУПКА: Уступка не препятствует нашему могуществу; она увеличивает его. Марианна Вильямсон.
ПРИВЕРЖЕННОСТЬ: Наша величайшая слабость заключается в том, что мы бросаем дело. Самый верный путь к успеху заключается в том, чтобы сделать ещё одну попытку. Томас Эдисон. СКРОМНОСТЬ И СМИРЕНИЕ: И когда вы достигните вершины горы, вам нужно начать восхождение. Калил Гибран.
ГИБКОСТЬ: Улучшаться - значит вносить изменения; быть совершенным - значит вносить их часто. Уинстон Черчилль.

ПРАВИЛО 6 - "ТАМ" НЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ "ЗДЕСЬ" - Когда ваше "там" становится "здесь", вы просто-напросто получаете новые "там", которые выглядят лучше, чем ваше настоящее "здесь". БЛАГОДАРНОСТЬ: Перестав сравнивать то, что имеете здесь и сейчас, с тем, чего хочется, вы начинаете радоваться тому, что есть. Шери Хьюбер.
НЕПРИВЯЗАННОСТЬ: Возможно, труднее всего научиться не быть привязанным к результату своей деятельности. Джоан Борисенко.
ДОСТАТОЧНОСТЬ: Богаче всех те, кто удовлетворён имеющимся. Роберт К. Саваж.
СПОКОЙСТВИЕ: Делать нечего - только быть. Стивен Левин.

ПРАВИЛО 7 - ДРУГИЕ ЛЮДИ - ЛИШЬ ВАШИ ЗЕРКАЛА - Нельзя любить или ненавидеть что-то в другом человеке, если это "что-то" не отражает того, что вы любите или ненавидите в себе. ТЕРПИМОСТЬ: Всё, что раздражает нас в других, может обеспечить понимание самих себя. Карл Юнг.
ЯСНОСТЬ: Иногда можно увидеть маяк в самых странных местах, если смотреть на них правильно. Джерри Гарсия.
ИСЦЕЛЕНИЕ: Исцеление есть вопрос времени, но иногда это ещё и вопрос возможностей. Гиппократ.
 ПОДДЕРЖКА: Есть два способа нести свет: быть свечёй и зеркалом, которое её отражает. Эдит Уортон.

ПРАВИЛО 8 - ОТ ВАС ЗАВИСИТ ВАША ЖИЗНЬ - У вас есть все необходимые средства и ресурсы. Что вы с ними сделаете, зависит от вас.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: Мы должны принимать последствия каждого деяния, слова и мысли в течении всей своей жизни. Элизабет Кюблер-Росс.
ОСВОБОЖДЕНИЕ: Учитесь отпускать. В этом секрет счастья. Будда.
МУЖЕСТВО: Мужество - это та цена, которую требует жизнь, чтобы гарантировать спокойствие. Амелия Эрхарт.
СИЛА: Нет такого человека на свете, который не способен сделать то, что он, по его мнению, может. Генри Форд. ПРИКЛЮЧЕНИЕ: Жизнь есть либо смелое приключение, либо вообще ничто. Хелен Келлер.

ПРАВИЛО 9 - ВСЕ ОТВЕТЫ ИЩИТЕ В САМИХ СЕБЕ - Всё, что вам нужно, - это видеть, слышать и верить.
 СЛУШАНИЕ: Сознание - ничто, а вот осознание - соединение всего, на что мы обращаем внимание. Дипак Чопра.
ДОВЕРИЕ: Верьте себе - ведь каждое сердце звучит на этой железной струне. Ральф Уолдо Эмерсон.
ВДОХНОВЕНИЕ: И в повседневности нужно находить жизненную силу, чтобы питать свой творческий дух. Сарк.

ПРАВИЛО 10 - РОДИВШИСЬ, ВЫ ЗАБЫВАЕТЕ ВСЁ, О ЧЁМ ГОВОРИЛОСЬ ВЫШЕ - Но можете вспомнить, если захотите раскрутить двойную спираль внутреннего подсознания.
ВЕРА: Вера есть дар духа, позволяющий душе оставаться верной своему собственному развитию. Томас Мор.
МУДРОСТЬ: Мудрость нам не дана, её нужно открыть для себя после некоего путешествия, которое никто за нас не совершит. Марсель Пруст.
БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ: То, что мы называем результатами, в действительности есть лишь начало. Ральф Уолдо Эмерсон. Шери Картер-Скотт.

http://blogs.privet.ru/community/portal_X/81822778

Alex05 аватар

RE

"Весь мир театр, а люди в нем актеры!" (У. Шекспир). Но это недостаточное определение - актёры - все и даже декорации! Но есть сценарий и Режиссёр. Подняться с уровня марионетки-актёра до уровня Режиссёра - это и есть осознание. Игра - это основа существования всех воплощённых существ во Вселенной.

Игра́ — вид непродуктивной деятельности, с действиями, ограниченными правилами, которые направлены на создание, развитие и поддержание процесса в заданных границах. Задача процесса — доставить участникам ряд переживаний и эмоций, дать процессы, в которых можно приобрести новый опыт через непосредственное практическое участие. У животных стремление играть наблюдается в ювенильном существовании и исчезает по мере взросления. Человек в этом отношении отличается от животных тем, что сохраняет игровое поведение долго после окончания ювенильного этапа развития. Кроме того человеческие игры, в том числе и детские, являются культурно опосредованными. (Википедия)

Благодарность

Статья, от которой душа встрепенулась и расправила крылья! Спасибо авторам.

Mr. Dorroz.