Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Высшее «Я» - то, что ты переживаешь прямо сейчас..

Лайтли аватар

 

Высшее «Я»

Опубликовал: Игорь Саторин, дата Июнь 8th, 2009

 

АтманВысшее «Я» - это и есть сама реальность, ощущения бытия и безграничной свободы. Высшее «Я» - то, что ты переживаешь прямо сейчас, настоящий момент – твоя истинная суть. И чем ясней связь с высшим «Я», тем сильней ощущение реальности, ощущение того, что жизнь настоящая, что она действительно есть! Кому-то может показаться странным, почему об этом вообще заходит речь, ведь то, что реальность существует – это нечто, происходящее по умолчанию, само собой разумеющееся. Чтобы лучше прояснить то первостепенное значение, которое я придаю этому «аспекту» жизни, попробуем увидеть его в сравнительном рассмотрении.

 

Днем человек бодрствует, выполняет рутинную деятельность, пребывая в относительно сознательном состоянии. Однако, чаще всего, если человека попросить пересказать, что с ним происходило в течение дня, включая всю его ментальную деятельность, чувства, движения, все, что ощущали его пять органов восприятия, он не сможет припомнить и доли происходящего. Человек помнит лишь ключевые, важные для его дальнейшей деятельности моменты, связанные с проекциями его малого «я», эго. Вся остальная память хранится в подсознании.

 

То есть, когда мы говорим о человеческой осознанности, речь идет лишь о весьма относительной осознанности. Когда человек отходит ко сну, уровень его осознанности падает еще в несколько раз, и после сна, он может вспомнить лишь очень немногое, какие-то самые яркие сны, или даже - вообще ничего. Во время сна ощущение реальности пропадает, или уменьшается настолько, что почти никак не фиксируется. Существует и другое - сверхсознательное состояние, по сравнению с которым обыденное состояние воспринимается как сон и отсутствие жизни.

 

К сожалению, современный человек почти никак не ощущает эти аспекты, или ощущает, но в очень малой степени, чаще всего через какие-то косвенные переживания. Человек осознает объекты и делает вывод, что он есть, т.к. иначе было бы некому осознавать этот мир форм. Если принять это просто как логический факт, то вроде как, ну есть я и что же? Что это может дать? Дополнительного миллиона в кармане не появляется! В чем практическая ценность осознания собственного существования?!

 

Подобные вопросы, справедливо возникающие из поверхностного ума, говорят лишь о том, что человек за этот ум очень крепко зацеплен, и его внимание на данный момент не способно оторваться от поверхности и направиться в глубину, в причину и суть происходящих процессов, в настоящее мгновение.

 

Когда мы задаем подобные вопросы, следует обратить внимание на тот парадокс, то коренное противоречие, что в то время как возникает вопрос, отсутствует сам вопрошающий. Какой смысл интересоваться следствиями, если нет понимания исконной причины происходящего? Какой смысл во вторичных проявлениях вашего «я», если Вы не осознаете самого себя?

 

Человек не осознает кто он, что он такое. Присутствуют какие-то смутные ощущения твердого, мягкого, вкусного, горького, какие-то картинки, чувства, сотни поверхностных мыслей, но где среди всего этого я? Что есть я? Если попробовать успокоить себя такого рода концепцией, как «я есть совокупность всего», тогда в чем наше я отсутствует? Где та грань, которая разделяет реальность на «я» и его отсутствие? Являются ли наши волосы нашим я? Наше тело? Ум? Если вы ощущаете свое собственное «я», получается, у вас два «я», одно из которых наблюдает другое. Или они одновременно наблюдают друг друга? Тогда появляется некое третье «я», способное быть сторонним свидетелем для двух предыдущих и т.д. Все это просто игра ума, концепции, наше разрозненное эго соткано из этих ментальных сгустков.

 

Любой объект, который мы как-либо ощущаем, включая все наши ложные «я», является для нас сторонним, «наблюдаемым» наравне с другими аспектами мира форм. На глубинном уровне все формы, как одно целое, также являются нашим собственным, Высшим «Я». Они существуют, потому что существуешь ты, свет твоего сознания наделяет их жизнью. Существование самой жизни – это свет твоего сознания.

 

Для человека его большое «Я» - это и есть Бог и Высшая запредельная реальность. Даже мимолетное осознание факта этой связи дарует радость, проблеск удивительной свободы, независящей ни от чего. Ведь никто и никогда не сможет этого у тебя отнять. Это сама жизнь, в абсолютном ее аспекте, само существование, незримый фон для всего – твоя истинная сущность. Это и удивительно простое извечно чистое и бескрайнее, всегда свежее и невинное, наполняющее жизнью начало, источник, смысл и суть самой реальности.

 

Эзотерические учения называют проявление Высшего «Я» просветлением. Адвайта говорит о Высшем «Я», как об Атмане, о том, кто истинно есть. Йога говорит о Высшем «Я» как о Пуруше, наделенном следующими свойствами: безначальный, тонкий, вездесущий, сознательный, запредельный, вечный, созерцающий, познающий, вкушающий, бездействующий, незапятнанный, ничего не порождающий. Созерцание и осознанность способствуют проявлению этих качеств, содействуют самопознанию, приближают нас к истине, расслаблению в настоящем, и раскрытию Высшего «Я».

 

Чтобы высшее «Я» открылось, не нужно ничего делать, как-то напрягаться, или к чему-то стремиться. Вначале это приходит как естественное расслабление, так, словно все погружается в сон, отпускается, но бодрствование, как некий конечный пункт всегда остается. Затем ваша индивидуальная реальность распахивается, открывается тому, что есть, всегда было и будет. И тогда Вы осознаете, что ничего другого никогда не существовало и не могло существовать. Эта сама естественность, жизнь, которой ничто не может препятствовать. Она просто есть, она вмещает в себя мгновения, и ничто не способно ее затронуть.

 

На уровне сознания что-то в нас понимает, что у энергии нет начала, или ограничения, реальности не может ни прибавиться, ни отняться. Не может быть и привязанности к чему-либо, или неприятия чего-либо, ибо все происходящее – сам Бог, река жизни, в созерцании которой мы принимаем все, как есть, без вмешательства в Его волю, без какого-либо искажения Истины, или даже ее интерпретации. Мы просто наслаждаемся удивительным голосом этой реки, слушаем ее невыразимую песню, отдаем себя ей, растворяясь в ней, забываем все заботы и печали. Ее движение подхватывает нас, проникает в каждое действие, в каждое мгновение, позволяя нам расслабиться. Единственное, что от нас требуется – это вера. Нам не нужно вмешиваться в происходящее, все происходит само собой наилучшим образом.

 

Если все является существованием, какие могут быть сомнения? Бог, Абсолют, Всевышний, слова не имеют никакого значения, потому что сама жизнь внутри тебя не зависит от этих ничтожных символов. Сомнения - это иллюзия, концепции всегда иллюзорны. Сомнения приковывают к ментальной деятельности, к частному, ограниченному знанию. Сомнения заставляют переживать, бояться, рождают неустойчивость, неудовлетворенность. Вера, напротив, делает ваше сознание медитативным, проницательным, однонаправленным, дарует интуитивное озаряющее мышление. Вера – это проявление связи относительного мира с Божественным, связи человека и Творца, личности и Высшего «Я».

 

Твоя индивидуальность, то, что ты считал все это время собой – происходит в тебе, но это не ты. Для тебя, твое имя и личность – это персонаж, герой игры, который происходит в этой реальности наравне с мириадами других форм. Иногда этот персонаж говорит о чем-то, действует, что-то представляет, читает тексты, занимается практикой. Вся реальность – это лишь то, что происходит на фоне высшего «Я», чистого бытия. Все окружающие тебя люди – это разные части твоего сознания. Реальность просто есть. Это твоя исконная сущность, это – твой дом, твоя истинная обитель. Это удивительный, блаженный покой.

 

Можно в качестве аллегории привести пример искателя, потратившего годы на разыскивание волшебного талисмана, который все это время висел у него на шее. Человек, разрываемый желаниями, занят парадоксальной деятельностью – в поисках счастья, целостности и удовлетворения он перевернул весь мир и даже устремился к звездам, в то время как величайшая тайна, содержащая в себе полный охват реализации самой жизни, счастья, мира, гармонии и покоя находилось все это время в его собственном сердце.

 

Выделять одни объекты, полностью отдавая им свое внимание, это все равно, что выбрать для себя отдельную точку в бесконечности, и посвятить всего себя этой точке, не имеющей никакого значения на фоне абсолютного существования. Реальность будет отрывать от этой точки на бесконечные расстояния, и мы снова в страхе потери несуществующей опоры, будем рваться к ней. Именно так действует человек, когда отдает себя отождествлению с преходящими формами. Он упускает нечто неизмеримо более величественное, важное, всеобъемлющее, нежели мириады суетных преходящих форм. Он упускает саму жизнь.

 

Существование любой формы, или даже бытие само по себе – это необъяснимое чудо. Почему реальность вообще должна быть? Не человеческая, социальная, но реальность как таковая, всеобъемлющая, содержащая в себе бесконечность пространства и времени протянутого в вечности. Сама жизнь, почему она есть? Могла ли она не существовать? Это очень важный вопрос! Вдумайтесь всем существом, попытайтесь прочувствовать этот вопрос, ведь он сам по себе в своей основе уже содержит ответ! Почему реальность существует? Поначалу ответ будет мелькать, словно нечто невозможное, важное, сокровенное, но еще неуловимое, и лишь после пробуждения этот ответ будет присутствовать в каждое мгновение жизни.

 

© Игорь Саторин

 

Июнь 2009

 

Статья написана специально для progressman.ru

Допускается свободная публикация при сохранении целостности текста, с указанием источника и автора.

 

Адрес документа на сайте: http://progressman.ru/2009/06/atman/