Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

ФОРМЫ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ: КАК РАЗВИТЬ ЭТУ СПОСОБНОСТЬ

nabel аватар

МАРИЯ КУЗНЕЦОВА - Автор

Психолог-консультант, специалист в области детской, семейной, поведенческой...

НАТАЛЬЯ СУРКОВА - Эксперт

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ...

Абстрактное мышление позволяет нам «уходить» от логических связей и искать более эффективные, нестандартные решения различных вопросов. Наибольшим потенциалом для развития этого типа мыслей обладает детский возраст, но и взрослый человек может значительно улучшить интуитивное понимание мира. Общий смысл и аспекты работы с абстрактным мышлением рассмотрим далее.

В этой статье:

Уровни мышления

Виды абстракций

Как приобрести или усилить способности

Абстрактное мышление

Уровни мышления

*самостоятельному добыванию новых знаний;

*новым обобщениям, не основанным на существующем опыте;

*устойчивости к социальным авторитетам.

Именно эти способности мозга имеются в виду, когда родители наставляют тебя: «Живи своим умом». Другими словами – живи своей способностью к добыванию новых знаний и обобщений и не верь бездумно авторитетам.

Предметный мир более понятен для человека, так как без вещей (предметов) достаточно трудно прожить. Это пища, одежда и любые предметы, созданные руками человека. Для освоения предметного мира человеку нужен преимущественно конкретно предметный уровень мышления, а для освоения тонкого мира нужен преимущественно абстрактно-логический уровень.

Кто мыслит абстрактно?

Но без абстрактного мышления также трудно прожить. Иногда логика дает сбой, и тогда в дело включается другая часть мозга, отвечающая за расширение границ и нивелирование догм и правил. Это позволяет по-новому взглянуть на проблему и найти неординарный способ ее решения. Абстрактные мысли – это приблизительное мышление, помогающее тогда, когда интеллектуальный экскурс заводит в тупик.

Нельзя рассматривать абстрактное мышление изолированно от памяти и воображения. Все психические процессы обобщают зрительные впечатления, что впоследствии позволяет легче оперировать образами. Поэтому упражнения на развитие мышления можно дополнять занятиями на развитие памяти или воображения.

Кстати, существует мнение, что художественный взгляд является врожденным. Это не совсем так. Конечно, некоторым людям легче дается все, что связано с творчеством, но если ты закоренелый математик, то тоже можешь заниматься изобразительным искусством или дизайном. Просто немного дольше поработай над абстрактным мышлением. Это также поможет тебе:

- провести сравнение предметов на новом уровне, по новым признакам;

- систематизировать, классифицировать большой объем знаний для упрощения запоминания;

- найти соответствия между частным и общим;

- извлечь из мысли только суть, отбросив все лишнее;

- расчленить общую картину на части, либо собрать из отдельных частей единое целое.

Если ты разовьешь интуитивные способности, то забудешь о сложностях с учебой, долгом заучивании материала и про общую забывчивость. Те, кто имеют развитое абстрактное мышление находят ответ интуитивно, без опоры на логические связи. В результате различные операции им даются проще, а работа выполняется быстрее.

Виды абстракций

Существуют виды и формы абстракций. Формы в психологии представлены такими вариантами:

- понятие;

- суждение;

- умозаключение.

*Понятие представляет собой такую систему мыслей, которая позволяет обобщать различные предметы по признакам. Основные понятия передаются еще в детстве. Например, понятие «Животные» включает кошку, собаку, мышь.

* Суждение – это основная форма мышления. Доступна детям уже более старшего возраста. Показывает не только предмет, но и связь между различными предметами и явлениями. У суждений много свойств, они могут быть верными и неверными, сложными и простыми.

* Умозаключение – более высокая форма мышления, качественно доступная взрослым людям. Дети тоже делают их, но в более простом виде.

Обладание всеми формами мышления позволяет человеку быть успешным.

Также в психологии базово выделяют пять видов абстракций:

- примитивно-чувственная – позволяет на уровне интуиции отделять только важные свойства явлений;

- обобщающая – из массы характеристик отделяет только общие, отсекая индивидуальные;

- идеализирующая – замещает реальные свойства идеальными элементами, нивелируя недостатки;

- конструктивная – придает размытому явлению четкие очертания, делая его более понятным для мозга;

- изолирующая – выделяет только те компоненты, которые подвергаются вниманию.

Обладая всеми видами абстракций, ты сможешь выбирать из окружающего мира ту информацию, которую нельзя познать обычными органами чувств. Это даст тебе большое преимущество в любом деле, будь- то новый проект на работе, сложный экзамен на учебе или серьезный разговор в личных отношениях. Развитое абстрактное мышление позволяет тебе решать проблемы буквально на интуитивном уровне.

Как приобрести или усилить способности

Мыслительные способности поддаются развитию, поэтому представим ряд упражнений, которые помогут тебе развить абстрактное мышление. Они применимы и у взрослых, и у детей:

- возьми любую черно-белую схему и напиши, на что она похожа. Зафиксируй все возможные варианты;

- сделай кляксу на листе и постарайся превратить ее во что-нибудь другое;

- нарисуй несуществующее животное и придумай ему несуществующие имена;

- удели время разгадыванию кроссвордов, ребусов, анаграмм, собиранию пазлов;

- закрой глаза и представь человека, с кем тебе привелось общаться в течение дня. Выдели – во что он был одет, что говорил, какие у него были аксессуары;

- с закрытыми глазами представляй различные эмоции. Их не нужно изображать, а нужно только представить;

- почитай любимую книжку «задом-на-перед»;

поиграй в шахматы.

Это лучший способ развития мышления. Если реальных партнеров нет, используй компьютер или телефон. Также развивают интуитивное мышление и шахматы.

Упражнения можно делать вместе с детьми.

Ребенок – главный фантазер, поэтому процесс развития абстрактного мышления пойдет быстрее в совместных играх. Отдай инициативу маленькому человеку и увидишь, что у него несколько иной взгляд на обычные вещи.

Таким образом, процесс развития мыслительных навыков можно осуществлять в любом возрасте. Наиболее восприимчивы к этому дети дошкольного возраста.

Если ты серьезно нацелена на результат, то ежедневно выполняй различные упражнения на развитие пространственно-интуитивного мышления. Это поможет и в учебе, ив работе, особенно, если твоя деятельность связана с дизайном, рисованием или архитектурой.

Абстрактное мышление

Наш мир полон удивительных вещей, и существует он по своим законам, нередко не поддающимся логике и рациональному уму. Оперируя лишь точными знаниями и инструкциями, мы можем упустить из виду многое из того, что еще не изведано и хранит в себе тайну. Когда человек соприкасается с тем, что ему неизвестно, у него активизируется абстрактное мышление.

Оно позволяет рассуждать, делать какие-то умозаключения, строить догадки. Этот вид мышления очень важен, но чтобы понять, почему это так, и что он вообще собой представляет. Абстрактное мышление – это мышление с помощью абстрактных понятий. Конкретными обычно называют объекты физического мира, которые мы можем ощутить нашими органами чувств.

Например, увидеть, услышать, потрогать. Абстрактные понятия в физическом мире не существуют, это более общие идеи, их нельзя потрогать или понюхать, поэтому сложно понять, описать, объяснить. Например, конкретные объекты – это собака, кот, учитель, садовник, стул, а абстрактные понятия – преданность, независимость, ум, любовь, справедливость.

Абстрактными могут быть не только слова, но также символы, знаки, образы.

Абстрактными являются очень многие научные понятия, например, число, сумма, вычитание, разность, площадь, сила, давление и т.д. Хронологически ребенок сначала осваивает наглядно-образное мышление, то есть способность оперировать конкретными материальными объектами, а потом абстрактное.

То есть способность выстраивать логические цепочки, видеть и анализировать закономерности, совершать действия с абстрактными понятиями.

Разницу между наглядно-образным и абстрактным мышлением можно заметить у детей, которые начинают осваивать математику.

Например, ребенок в стадии наглядно-образного мышления делит 10 конфет напополам.

Это две равные кучки. Но он не может решить пример 10 : 2 =, написанный на бумаге. Другой ребенок может решить пример 6 : 3 = (представив, как он делит шесть яблок между собой и двумя друзьями), но не может решить пример 60 : 30 = (потому что столько яблок ему представить сложно).

Он находится где-то в промежуточной стадии между наглядно-образным и абстрактным мышлением.

В этом случае он с числами поменьше может совершать переход между абстрактным (цифры на бумаге) и конкретным (яблоком), а с большими числами – еще нет.

Способность человека мыслить, если говорить кратко, позволяет ему формировать видение мира.

А это, в свою очередь, позволяет разрешать множество жизненных ситуаций, достигать успехов и вообще быть человеком. Мыслить же можно точно и обобщенно. Точным мышлением мы оперируем, когда у нас есть какие-то знания и данные, когда мы ясно понимаем происходящее. А обобщенное мышление начинает работать в любой противоположной ситуации.

Тогда мы догадываемся, предполагаем, делаем общие выводы.

Говоря проще, обобщенное мышление и есть мышление абстрактное. Если говорить научно, абстрактное мышление – это особый вид познавательной активности, когда человек начинает рассуждать в общих чертах, отходя от конкретики.

Здесь картина чего-либо рассматривается целиком, а точность и детали не затрагиваются. Это в свою очередь позволяет отойти от догм и правил, расширить границы и посмотреть на ситуацию с разных ракурсов, найти неординарные способы решения какой-либо проблемы.

 

https://samka.co/samorazvitie/abstraktnoe-myshlenie-kakie-formy-imeet-i-kak-ego-razvit/

Как мыслить абстрактно? Что является отрицанием такого мышления? И почему абстрактно мыслят не только люди, далекие от философии и науки, но и сами философы и ученые?