Кто угодно вместо Путина - и с Россией было бы покончино...
Скотт Риттер • Владимир Путин — ЧЕЛОВЕК СТОЛЕТИЯ • неопубликованная часть ЭКСКЛЮЗИВНОГО ИНТЕРВЬЮ
изменись сам-изменится мир
|
НавигацияПоследние комментарииФорумы
Подшивки |
Кто угодно вместо Путина - и с Россией было бы покончино...Скотт Риттер • Владимир Путин — ЧЕЛОВЕК СТОЛЕТИЯ • неопубликованная часть ЭКСКЛЮЗИВНОГО ИНТЕРВЬЮ |
|
Желание понять рождает стремление к познанию
От автора: Статья опубликована на моем блоге "Ошибки мышления или беседы для осознания"
Из Википедии:
Понимание – психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определенном кругу.
Познание – это творческий процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку. В психологии – способность к умственному восприятию и переработке внешней информации.
Как мы выяснили в предыдущей статье, стремления понять что-то новое у нас практически не возникает. Чаще всего мы ищем подтверждение нашим знаниям и согласие с ними. Невозможно наполнить чашу, которая уже полная.
Для того чтобы появилась возможность впустить в себя что-то новое, нам необходимо опустошить свою чашу знаний, а главное – перестать защищать то, что вы знаете, в чем вы уверены.
Как развить способность к пониманию?
Если вы решили впустить в себя новое, не пытайтесь понять сразу, объяснить это новое своими старыми понятиями, отпустите свои знания.
Дайте новой информации войти в вас от начала до конца, примите ее без осмысления.
И только после полного приема информации осмыслите ее в объеме.
Для практики попробуйте до конца выслушать чье-то мнение, с которым вы не согласны. Не перебивайте, не спорьте, не высказывайте своего мнения, не концентрируйтесь на своих мыслях, проявите интерес к информации. Если после приема информации в полном объеме, вы почувствуете, что вам что-то не понятно, задайте уточняющие вопросы, и вы увидите, что и в другом мнении есть рациональное зерно. У вас появится новое понимание.
При развитии понимания чего-то нового зарождается стремление к познанию. Ведь только стремление к познанию способно вывести человека из замкнутого круга однообразия (одни и те же результаты), показать разные стороны, например, одной и той же проблемы, одного и того же действия. Открываются новые горизонты видения.
Но часто случается так, что совершив первый прорыв в понимании, мы сталкиваемся с ловушкой, которая способна вернуть нас обратно на те же рельсы защиты своих, но уже новых знаний, а не следования по пути познания.
Происходит это так: узнавая что-то новое и важное, у нас появляется желание поделиться своим новым знанием с окружающими. Это новое знание оказывается для нас настолько важным в данный момент, что мы воспринимаем его как истину в последней инстанции. Рассказывая о новом знании эмоционально, мы снова можем столкнуться с тем, что с нашим новым знанием либо соглашаются, либо не соглашаются.
Новое знание нам может показаться настолько простым и понятным, что мы будем носиться с ним, как с флагом изо всех сил доказывая его состоятельность. Потихоньку мы опять скатываемся только на поиски согласия со своим новым знанием. Мы попали в ловушку, вернулись туда, где уже были. И опять – ничего нового. Движение к познанию прекращается.
Вообще-то стремление познавать – врожденное стремление человека. Но это стремление перекрывается еще в детстве, когда родители выставляют жесткие ограничения – это можно, а это нельзя. Именно в этот момент наше мышление останавливается, появляются правила, установки, согласно которым человек начинает жить, не задумываясь и отстаивая эти правила и установки.
Недавно была свидетелем такого разговора между детьми:
Одна девочка спрашивает другую: «А кто из нас старше?» Вторая отвечает: «Давай буду я!» В разговор вмешивается мама: «Ну как же ты? Тебе ведь всего пять лет, а Оле уже семь». На что пятилетняя девочка очень жалобно попросила: «Ну, можно буду я старшей?»
Возможность познания, что такое быть старшей приостановлена определенными правилами общества – кому больше лет, тот и старше. А разве не бывает случаи, когда младший по возрасту оказывался намного старше старшего по возрасту? Старше по своей мудрости, по пониманию и осознанию, по ответственности?
Второй ловушкой, мешающей пониманию и познанию чего-то нового, может оказаться неумение мыслить, размышлять.
У каждого из нас есть определенные умственные личностные привычки, которые затрудняют нам возможность мышления. А именно:
Привычка сравнивать.
Ловили ли вы себя на том, что когда кто-то начинает что-то рассказывать, а вы тут же перебиваете: «А я…» или «А вот у…» ну, или просто начинаете думать о своем, сравнивая? Свое всегда – это верх мудрости, здравомыслия и интересности. Чужое – это лишняя информация.
Привычка оправдываться.
Происходило ли с вами такое, когда какая-то информация несла угрозу вашему образу себя, ваше мышление и адекватное восприятие информации прекращалось? Вместо этого начинались поиски оправдания для спасения своего образа: «Я не виноват».
Привычка сопротивления переменам.
Как часто вы с ходу начинаете отрицать новые идеи и новые возможности? Привыкая делать что-то одним способом, мы возмущается, если нас попросят сделать что-то по-другому. Привычки определенным образом думать и действовать – удобны и совсем не способствуют мышлению.
Привычка-страх не оправдать ожиданий.
Обратите внимания, вы говорите и делаете то, что лучше для вас или то, что от вас ожидают окружающие? Очень часто высказать свое мнение оказывается смерти подобно, именно поэтому некоторые его просто не имеют. Со временем многие из нас совсем разучиваются думать самостоятельно, а больше беспокоятся о том, чтобы чему-то соответствовать.
Привычка обобщать и стереотипное мышление.
Как часто вы прибегаете к классификациям, к обобщениям? Очень часто легче просто дать какое-то определение человеку, чем постараться понять его. Стереотипы, классификации загоняют нас в определенные рамки, где мышление совершенно не востребовано.
Привычка обманывать себя.
Случалось ли с вами такое, что обманывая себя в чем-то, вы начинаете этому слепо верить? Мы можем придумать себе какие-то достоинства, совершенно не обращая внимания на то, что реальность не соответствует нашим фантазиям. Мы скорее начнем обвинять других в том, что происходит не так, как нам хочется, чем начнем размышлять – что же не так.
Все эти привычки приводят к тому, что мы вообще перестаем размышлять. Например, задается вопрос, а мы начинаем на него отвечать удобным для нас мнением, убеждением или концепцией. Переставая думать и осознавать, мы начинаем «подгонять» под вопрос готовый ответ. Думать и осознавать в нашем мире вообще становится непривычной вещью. Но без этого нам никогда ничего не понять, не говоря о том, чтобы что-то познать.
Когда мои дети были еще маленькими, на некоторые их желания мне иногда приходилось говорить «нет», но они всегда задавали вопрос «почему?». Если я отвечала им каким-то правилом или концепцией, они оставались неудовлетворенными и начинали «мучить» меня до тех пор, пока я не задумывалась над этим вопросом и искренне не отвечала им – почему.
Например, ребенок мог снять обувь и идти босиком по мостовой, на что я могла потребовать сейчас же надеть обувь. На вопрос «почему?» я отвечала, что так в городе не принято. Этот ответ их не удовлетворял, и они шли дальше: «Почему не принято?» Дальше мог последовать ответ: «Потому что так никто не поступает». На этот ответ рождался другой вопрос: «А почему так никто не поступает?» и т.д.
Рано или поздно родители заходят в тупик, и у них остается два варианта поведения – повысить голос на своего ребенка требованием соответствия или самим понять – почему нельзя идти по мостовой босиком и объяснить это детям.
Если мы не начнем задумываться над вопросами, то всегда будем находиться в том, в чем уже находимся, мы будем находиться только в оценках – правильно или нет, только в защите того, что уже и так знаем.
Способность к размышлению и познанию чего-то нового блокируется не только личностными качествами, но еще и нашим обществом. Вы когда-нибудь задумывались, для чего создается столько развлекательных шоу?
Поскольку для человека снять напряжение важнее, чем разобраться с проблемой, то познание чего-то нового (а когда мы сталкиваемся с проблемой, мы всегда сталкиваемся с чем-то неизвестным для нас, чаще всего с тем, что не хотим принимать) начинает подменяться развлечениями (шопинг, телешоу, сериалы, флуд и флейм в интернете и т.п.). А там, где есть развлечения, там не возникает ни каких вопросов, человек перестает задумываться о себе и им становится намного проще управлять. Его обслуживают, развлекают, и он совершенно перестает размышлять. Развлечения меняются, и создается иллюзия разнообразия жизни, а это всего лишь смена внешних развлечений. Сознание притупляется, люди засыпают, и у них не возникает ни каких вопросов. Вопросов просто нет!
Причем человек не только перестает задавать вопросы, но он уже и не может найти ответы на те вопросы, которые возникают. Человек в панике начинает искать учителя. Но один учитель скажет одно, другой – другое, третий – третье. А человек запутается – кто же сказал из них правду? Чему мне следовать?
Давайте проведем тест – развита ли у вас способность думать, размышлять.
Если в тексте вам задается вопрос, что вы делаете? Пробегаете его глазами и продолжаете читать дальше или пытаетесь найти на него ответ, поразмышлять?
Какова была ваша реакция на только что заданный вам вопрос? Вы остановились, задумавшись? Стали читать дальше? Какое возникло чувство?
Наше мышление настолько притупляется, что мы чаще всего пытаемся получить готовый ответ из вне, и напрочь забываем то, что сами можем найти ответ. Без способности размышлять мы просто фиксируем свое внимание на чем-то одном и смотрим только с этой стороны, а надо бы посмотреть с обоих. Увидеть что-то в целом – это самое важное для нас, ведь именно там и находятся ответы на все вопросы. Истинным учителем будет не тот, кто дает правильный ответ и думает за вас, а тот, кто направляет ваше внимание на самостоятельный поиск ответа, на размышление.
Желание познания рождается только из желания понимать, верно и наоборот – желание понимания может возникнуть из стремления к познанию, что и выводит нас из механистической жизни. И тогда в нас рождается исследователь, я бы даже сказала – возрождается исследователь. А когда рождается исследователь, то страх выходит на второй план, на первом плане появляется интерес. Интерес к жизни, интерес к другому человеку, интерес к другому мнению. Жизнь становится наполненной, появляется неугасимый источник внутренней энергии. И на все вопросы ответы приходят изнутри. Познание становится смыслом жизни, который уже никому не отнять.
Вспомните себя в детстве, каждый день приносил вам какое-то новое открытие, мир казался удивительным и непредсказуемым, вы были открыты всему. Жажда жизни и познания не давала вам зацикливаться на проблемах, они были настолько несущественны перед чем-то новым и неизвестным.
На ум приходят слова песни:
Слушай, ты умеешь жадно слушать пенье?
Жадно взгляд ловить и жадно встречи ждать?
Если не умеешь, обрети уменье.
Тот, кто взять не может, что он может дать?
Желание понять рождает стремление к познанию. А стремление к познанию приводит нас к смыслу своего существования, интересу к жизни, удовлетворенности и счастью. Удачи вам в познании себя и мира!
С уважением, Татьяна Ушакова.
https://www.b17.ru/article/1989/