МУЗЫКА БЕЗ ЗВУКА-малоизвестный отрывок из "Бесед" Гурджиева
Музыка без звука (малоизвестный отрывок из "Бесед" Гурджиева)
Очень интересный и пока малоизвестный материал о гармонии в музыке (а также о том, что мы очень многого еще не понимаем о звуковых колебаниях).
Источник:Беседы Гурджиева с учениками в Париже
*Георгий Иванович Гурджиев - восточный учитель, которому удалось удачно сотрудничая с западным композитором де Гартманом, передать обществу так называемую объективную музыку - которая воздействует на всех людей одинаково, подобно природным явлениям*
Беседы Гурджиева с учениками в Париже
Встреча 19[Г-н Гурджиев дал одно упражнение, затем он показывает группе гравюру, изображающую семь восточных танцовщиков с головными уборами, похожими на гигантские сферические шапки, увенчанные антеннами; они бьют в такт в свои тамбурины и дуют в свирели, похожие на дудки, во главе со своим руководителем, который держит в руке что-то вроде флажка. Г-н Гурджиев спрашивает каждого ученика их мнение относительно того, что изображает картина. Никто не знает. Одна женщина предполагает, что это тибетский танец.]
Гурджиев: Да, это сцена в Тибете. Это уникальная вещь; божественная музыка, которую я слышал в горах Тибета. В то же самое время не было никакой музыки. И все же ниже, в предгорьях, кто-то слышал музыку.
...
Вопрос: Сэр, это картина изображает то, что вы показывали нам какое-то время назад?
Гурджиев: Я рассказывал вам. Я был очень поражен, когда увидел ее в первый раз. Это церемония, которая происходит в Тибете. Там в долине есть место, где проводятся особые церемонии, но не для всех. Они предназначены для определенной категории посвященных. Там получают это посвящение, и я получил его. Там в долине стоит просто небольшой или чаще большой дом. И ничего больше. Именно там проводится эта церемония. Можно приехать в предгорье и услышать музыку. Но такую прекрасную, как эта, – никогда. Несомненно, это была небесная музыка. Кто-то слышал музыку, но не видел ничего. Повсюду вокруг были горы и все. Как и откуда могла появиться эта музыка? Как это было возможным? Не было никаких домов поблизости. Там есть возможность видеть на далеком расстоянии, но никого не было видно. Кто мог исполнять эту музыку? Вы можете себе представить, какое впечатление производило все это и как я был поражен. Только спустя два года после этого события я узнал тайну и что музыканты играли в горах. Тот, кто идет во главе семи музыкантов – вы видите на этой картине, – держит в руке инструмент, который представляет собой своего рода радио. Благодаря ему он слышит, что происходит в долине. И он руководит. Нет музыки, есть только вибрации, которые создаются движениями тела. В его руке особый инструмент. Радио. Радио было открыто только двадцать лет назад, а я видел этот инструмент тридцать пять лет назад, радио тогда еще не существовало. Вы понимаете, это происходило с помощью особых движений, чтобы произвести эти вибрации. Эти вибрации собирались в эти сферические [головные уборы], которые были у них на голове, и передавались через антенны. Там, в долине, есть такая вещь, похожая на тот инструмент, который руководитель держит в руке и с помощью которого он устанавливает контакт. Этот инструмент собирает все, и вибрации возникают в виде музыки. Но нет никакой музыки, нет инструмента. Это полнота их внутреннего опыта, которая производит передаваемый результат.
Вопрос: Но у них есть тамбурины и дудки.
Гурджиев: Это помогает. Все это вместе взятое и дает этот [результат], но они не исполняют музыку с помощью этих инструментов. Интересно, что движения и внутренние переживания являются тем, что дает музыка. Очень интересная вещь. То, что все вы делали некоторое время назад, – просто детская игра по сравнению с этим. А то, что необходимо сделать, гораздо сложнее. Но это вполне понятно, что внутренние переживания могут передавать вибрации и сильный опыт такого рода может дать вибрации, способные порождать божественную музыку. Можно достичь таких результатов благодаря точным усилиям в работе. Если во всем нет абсолютной гармонии, то это какофония. Вы должны иметь точное отношение, необходимое для того, чтобы создавать небесную музыку.
Мы читали в одной главе второй серии [«Встречи с замечательными людьми»] о князе Любовецком о некоторых подробностях жизни в храмах Тибета, где жрицы изучали такие движения с ранних лет перед разветвленным приспособлением, которое выражало закон семи. Они были способны исполнять свои танцы эффективно лишь после нескольких лет обучения. То же самое в отношении этих танцоров. Они изучают эти движения с детства, и только тогда, когда они достигают определенного возраста, они могут участвовать в церемонии. Вы можете себе представить, как они должны были работать, для того чтобы стать специалистами. Вы понимаете мое удивление? Я видел тысячу удивительных вещей. Но я все еще помню мое изумление относительно этого. Позже я понял, но в течение двух или трех дней я не мог спать, я хотел знать. Я слышал музыку, но я не видел ни людей, ни домов, ни какого-либо движения. Ничего, кроме гор и снега. И я слышал музыку. Я был подобен безумцу. Потом, в процессе изучения, я успокоился и понял, что это было такое. Но теперь вы понимаете, почему я повторяю всегда среди прочих вещей, например: не выполняйте движение ногой, которое следует выполнять только ступней. Возможно, вам понадобится нога для чего-то еще. Вы должны делать все точно с самого начала и относиться с уважением к каждой детали. Мы не будем исполнять музыку. Это не вопрос музыки, но реальное ощущение «я есть». Существует семь упражнений на ощущение этого. Данное упражнение – одно из них. Вы можете повторять тысячу лет «я есть» в уме, но это не даст вам ничего реального. Однако оно может и дать. Именно поэтому с самого начала вы должны выполнять его точно. Только аккуратность в вашей работе может дать точные результаты. Это подобно тому, что я слышал в горах. Одно движение, выполненное неточно кем-либо из семи человек, – и результатом будет какофония. Все зависит от цельности."
конец цитаты
===========================================================
Некоторые мысли по поводу этого отрывка из «Бесед»:
Теоретическая база, на которой основана вибрационная медицина в целом и акутоника в частности, исходит из того, что каждая часть тела и каждый орган имеют определенную, свойственную только им частоту вибрации. В этом смысле тело можно рассматривать как музыкальный инструмент со своими «октавами» и «нотами».
То, о чем говорит ГИГ, описывая тибетских танцоров — это искусство создания гармонических вибраций при помощи определенных движений, которые активизируют ту или иную часть тела («нажимают на клавишу»). Эти вибрации сами по себе неслышимы, но их можно перевести в звуковые колебания путем усиления (с помощью специальных сферических головных уборов) и трансляции через антенны. Возможно, специфика местности также способствует «чистоте эксперимента» — высоко в горах посторонние вибрации минимальны.
Вибрации, которые мы создаем своими обычными движениями, недостаточно сильны, поскольку хаотичны (некогерентны) и взаимно погашают друг друга. Правильные, гармоничные движения взаимно усиливают колебания, издаваемые частями тела, поэтому их уже можно уловить чувствительным прибором и конвертировать в другой вид вибрации. Например, музыку!
А остальное — уже дело уникальной акустики местности, которая создает резонанс для эффекта небесной музыки (как это делает акустика храмов и соборов, где возникает явление, называемое «ангелы подпевают»).
Почему ГИГ считал нужным передать эту информацию? Думаю, не для того, чтобы люди занимались чем-то подобным с шарами и антеннами на головах, а чтобы лучше понимали, каким образом действует гармония. А также то, что один вид гармонии можно конвертировать в другой. Почему птицы начинают свой день с пения? Может быть, восстанавливают гармонию в своем окружении? Сгармонизированные движения семи человек наполняют гармонией целую долину. Возможно, сгармонизированная активность группы дервишей наполняет гармонией целый город?
Содружество Гурджиева и Гартмана
ЧТЕНИЕ СВЯЩЕННОЙ КНИГИ - лучшее на мой взгляд исполнение, к сожалению можно послушать только по ссылке:
Vassilis Tsabropoulos, Anja Lechner - Gurdjieff, Tsabropoulos
Chant from a Holy Book - https://zvuk.com/release/5822061 - произведение под номером 1. *Под номером 2.- Bayaty- тоже красивое)*
«…..Что является уникальным в этой музыке – это определенная комбинация ее элементов: этнические мелодии, ритуальная музыка отдаленных храмов и монастырей, каденции православной литургии, так глубоко знакомой им обоим – все они были преобразованы Гурджиевым, благодаря мастерству де Гартмана и абсолютной преданности делу. Результат был иногда отчетливо восточным, часто – несомненно западным, но почти никогда типично чем-то одним. Это подобно тому, как если бы множество специфических атрибутов этих источников были очищены, чтобы оставить музыку в значительной степени свободной от разработанной структуры и декоративных деталей или от характерного пианизма. Сила и ясность ее языка появляется из лежащего в основе стремления обращаться непосредственно к глубочайшему «я» слушателей….» С точки зрения Гурджиева, музыка должна вести людей к пробуждению. Однако большая часть современной музыки "субъективна". Она не только порождается субъективным состоянием композитора, но и на каждого слушателя воздействует в соответствии с его субъективным состоянием на момент прослушивания. Несравненно реже встречается "объективная" музыка, требующая объективного знания человеческой природы, в основном, функционирования и свойств восприятия, а также того, как на него воздействуют особые "качества" каждой вибрации. Объективная музыка влияет на всех людей одинаково. Она не только задевает чувства, но и трансформирует их, приводя слушателя в цельное или "гармоничное" внутреннее состояние, и, тем самым, к новому соотношению со всем мирозданием, представляющим собой вибрационное поле. Согласно Гурджиеву, семинотная музыкальная шкала выражает фундаментальный космический закон, "закон октав", управляющий развитием вибраций, потоком энергии, во всех явлениях Вселенной. Томас (Фома) де Гартман (1885-1956) встретил Гурджиева в 1916 году в Санкт-Петербурге. К тому времени он был уже известным композитором. В 18 лет он получил диплом Петербургской консерватории, а тремя годами позже Нижинский и Павлова поставили в Императорской опере его балет в четырех действиях "Розовый цветок". В годы перед Первой Мировой войной де Гартман изучал дирижерское мастерство в Мюнхене у Феликса Моттля, ученика Вагнера. Именно тогда он встретился с художником Василием Кандинским и сочинил музыку для экспериментального сценария Кандинского "Желтый звук ". После этого они стали друзьями на всю жизнь. По описанию де Гартмана: "Мистер Гурджиев обычно насвистывал или играл на фортепиано одним пальцем очень сложный тип мелодии, каковыми, несмотря на кажущуюся монотонность, являются все восточные мелодии. Чтобы ухватить эту мелодию, записать ее в европейской нотации, требовалось нечто наподобие tour deforce....(перевод с английского - проявление мастерства ). Музыка мистера Гурджиева была необычайно разноплановой. Наибольшим воздействием отличалась та, что он запомнил из путешествий в отдаленные азиатские монастыри. Слушая такую музыку, погружаешься в глубины своего существа. ..." Де Гартман часто играл эту музыку по вечерам в присутствии Гурджиева, учеников и гостей.
Из предисловия к четырехтомнику нот Г.И. Гурджиева (издательство SCHOTT)
Гурджиевская музыка
Индийская мелодия:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=22&v=rTMqvn3yvkc
Избранное:
https://www.youtube.com/watch?v=Otsi5LrhEjE