Дух жадности и авантюризма
На видео к статье вы можете наблюдать одну из версий знаменитого психологического эксперимента. Подопытным детям выдали блюдце с лакомством и предложили выбрать — или они сожрут его сейчас, или потерпят пару минут. Если потерпят, то им дадут дополнительную порцию.
Сделка, как вы понимаете, выгодная. Потерпеть несколько минут — и получить вдвое больше. Однако сила воли не железная, и большая часть маленьких детей дотерпеть до вознаграждения таки не смогла.
Этот эксперимент имеет своё название, «Стэнфордский зефирный эксперимент». Впервые он проводился в конце 1960-х годов, под руководством психолога Уолтера Мишела, и того времени у учёных было достаточно времени, чтобы изучить будущее прошедших тест детей.
Угадайте, что выяснилось?
Выяснилось следующее. Выдержавшие 15 минут дети добились куда как лучших результатов во взрослой жизни: в плане образования, работы и здоровья.
Причина понятна. Умение терпеть сейчас ради вознаграждения в будущем — это ключ к очень многим достижениям. Пойти на тренировку вместо того, чтобы пойти в «Макдональдс», засесть за учебники вместо того, чтобы засесть за компьютерную игру... тот, кто откладывает удовольствия ради накопления денег или знаний, достигает в итоге большего.
Плавно перехожу теперь к двум главным качествам небольших предпринимателей.
Качество первое — здоровый авантюризм. Идея открыть бизнес приходит в голову всем — но большая часть людей отмахивается от неё, как от блажи, а предприниматель идёт и открывает: совершенно не будучи при этом уверенным, что у него что-нибудь выйдет.
Качество второе — то самое умение откладывать, на наличие которого проверяли детей в зефирном эксперименте.
Пример из жизни, который я в разных вариантах наблюдал, пожалуй, не одну сотню раз.
Василий и Пётр работают, допустим, автоэлектриками. Устанавливают на автомобили музыку и прочее дополнительное оборудование.
Василий заработанные деньги тут же тратит — на рестораны, на выплату кредита за автомобиль, на полёты в Турцию и так далее.
Пётр денежки копит, и через пару лет у него достаточно средств, чтобы открыть собственную минимастерскую и нанять туда сотрудником Василия.
Этот метод, что характерно, продолжает работать и после накопления «первоначального капитала». Одни бизнесмены покупают себе квартиры и автомобили, другие экономят на удовольствиях и вкладывают свободные деньги в бизнес. На длинных периодах экономные оказываются гораздо успешнее «транжир».
Существует, правда, и обратная сторона медали. Одобрения у окружающих стратегия накопления не вызывает — окружающие будут считать условного экономного Петра жадным жлобом, у которого много денег, и который почему-то этими деньгами делиться с окружающими не спешит...
PS. Это двадцать шестая статья из серии «Размышления о ведении бизнеса в России». Другие статьи серии можно найти вот здесь: