Пол и эволюция планетарных типов ( на примере Эннеаграммы)
Отрывок из книги Родни Коллина " Теории небесных влияний"
************
Отношения между полами можно по-настоящему понять только на основе планетарных типов, а планетарные типы способен различать только тот, кто не спит.
Три из этих типов (лунный, венерианский и юпитерианский) - по своей природе преимущественно женские, и идеал женской красоты и совершенства постоянно переходит от одного из них к другому. Диана
представляет идеал лунной женщины, Афродита - венерианской. Юнона -юпитерианской. Соответственно, мужской идеал постоянно перемещается между тремя мужскими типами (меркурианским, марсианским и сатурни-анским).
И вновь искусство дает нам ключ к пониманию этих типов и естественного притяжения между ними. Как правило, художник склонен изображать мужчину своего типа, а женщину - того типа, который сильнее всего его притягивает. Достигший популярности художник невольно выражает идеальные типы своей эпохи, потому что именно благодаря их выявлению он и достиг успеха. В этом смысле искусство нередко открывает главные законы типа куда успешнее, чем жизнь, где чистые типы редки и сродство между типами затемняется воображением, условностями, страхом, притворством и материальным интересом.
Посещение картинных галерей очень скоро позволяет заметить, что большинство художников не только изображают одни и те же типы, но и один и тот же тип мужчины в сочетании с одним и тем же типом женщины. У Дюрера и Эль Греко, например, это высокие, костистые, аскетичные сатурнианские мужчины рядом с кроткими, округлыми, бледными лунными женщинами; у Веронезе и Рубенса - свирепые, рыжие марсианские мужчины рядом с пышнотелыми юпитерианскими женщинами; у Кор-реджо, Фрагонара и Буше - гибкие меркурианские юноши рядом с томными венерианскими богинями. И это совсем не случайно, потому что именно эти сочетания типов являются естественными и основными.
Однако в жизни положение не так просто: люди одного пола могут принадлежать к любому из шести типов; возможны меркурианские и марсианские женщины, которые остаются при этом вполне женственными, и лунные и юпитерианские мужчины, которые остаются при этом вполне мужественными. Вместе с тем, в этих случаях чувство пола не так опреде-
ленно, не так исключительно. Если взять Луну за среднюю точку женственности, а Сатурн за среднюю точку мужественности, то станет понятно, почему наибольшие гомосексуальные склонности обнаруживаются, с одной стороны, среди лунных мужчин, а с другой, среди сатурнианских женщин.
Тем не менее круг типов, который мы разработали при изучении человеческой психологии и который, как мы видим, отражает космическую модель, многое может осветить в вопросе о притяжении противоположностей. Если сложить этот круг по вертикальной оси, то станет очевидно, что типы располагаются - и на схеме, и в реальности - в виде трех пар. Сатурнианский противоположен лунному, юпитерианский - меркуриан-скому, марсианский - венерианскому: эти три пары представляют комбинации максимального притяжения. Они естественно тяготеют друг к другу, будь то половая любовь, дружба или просто физическая симпатия. У кого-то стремление к такому парному соединению может оказаться непреодолимым; другие, бессознательно опасаясь разрушительной силы этого притяжения, противоположных типов старательно избегают. Как мы уже заметили, указанные комбинации не обязательно являются самыми благоприятными или самыми долговечными.
Нередко очень сильное чувство придает любви привкус непостоянства и непрочности, что может вызвать приступ страсти и безрассудства, способных потрясти жизнь человека до самого основания. Под влиянием такого напряжения мужчина (или женщина) готов отбросить все, что дала ему жизнь, ради кратковременного удовлетворения, заранее зная, что никакой надежды на что-то продолжительное и постоянное у него нет. В таких связях часто присутствует ощущение трагического, незаконного. Слабые характеры, лишенные корней, могут быть ими просто разрушены. И вместе с тем, у людей с застывшей и ограниченной жизнью внезапность и сила страсти способны отбросить все условности и проложить путь новым возможностям, которые иначе прийти не смогли бы.
Существует еще одно очень естественное и очень насыщенное отношение между планетарными типами, которое - как и притяжение противоположностей - берет свое начало в космической модели. При изучении психологии типов мы отметили, что каждый тип можно рассматривать в движении между этим типом и следующим за ним, то есть в движении -пусть очень медленном - по установленной нами линии внутренней циркуляции между типами. Лунный, как нам известно, движется к венерианскому, венерианский к меркурианскому, меркурианский к сатурнианскому, Сатурнианский к марсианскому, марсианский к юпитериаискому, а юпите-
рианский снова к лунному. Именно в этом порядке и ни в каком другом возможно движение между типами.
Если мы рассмотрим внутреннее движение как указание на высшие возможности людей, как направление развития человечества в целом, если поймем брак и сексуальные отношения как космическое средство для этой цели, тогда многие вещи станут ясными. В самом деле, мужчины и женщины, в правильной комбинации, своей любовью и стремлением понять другого ведут друг друга по пути человеческого развития. Меркурианский мужчина, который любит и наслаждается в венерианской женщине теплотой и сочувствием, может вывести ее из лености и привить вкус к быстроте, легкости, проворству и прилежанию, которых ей не достает. Точно так же юпитерианская женщина, которая любит и восхищается храбростью марсианского мужчины, может приручить его силу и привести к пониманию и терпимости.
Изучая реальных мужчин и женщин в свете этой последовательности, мы обнаруживаем, что самый прочный и длительный союз возникает тогда, когда один участник - так сказать, "лидер" - находится на одну ступень впереди другого. Так, Венера может вести Луну, Меркурий - Венеру, Сатурн - Меркурия, Марс - Сатурна, Юпитер - Марса, Луна - Юпитера. В таких комбинациях, если обоим будет удаваться движение к следующему типу, оба будут, как и раньше, взаимно дополнять друг друга. Наслаждаться друг другом и помогать друг другу они перестанут только в том случае, если кто-то из них остановится и отстанет.
Конечно, возможны и другие половые комбинации типов, способные вызвать экстаз и глубокое понимание, но мало кто из них способен к длительному и непрерывному творчеству, присущему союзу тех, кто естественно следует один за другим. Можно сказать, что такой союз созидает рост, тогда как другие провоцируют взрыв.
Существуют и такие типы, половые отношения между которыми являются поистине незаконными, никакого полового чувства здесь не существует; и если эти отношения все-таки возникают, они способны лишь оскорбить половую природу людей и причинить им глубокие духовные раны, с трудом поддающиеся излечению. Пол - это функция, в которой притворство невероятно опасно. Большинство отклонений в этой области - следствие притворства, будто бы полового притяжения нет, хотя по типу оно должно быть, или будто бы оно есть, хотя по типу его не должно быть.
Истинный пол - чистый и неизвращенный - дан мужчинам и женщинам для понимания величайших законов вселенной непосредственно и от рождения. Эта сила, если ее уважать, наделяет людей способностью выбирать между тем, что для них правильно и что неправильно. Эта сила, если к ней прислушаться, может повести людей по пути развития через все типы к совершенству. Эта сила, если отбросить из нее все негативное, позволит им на мгновение испытать в соитии чувство экстаза и единения, присущие высшему сознанию.
Обычный человек может очищенным сексом за одну минуту получить то, чего аскет достигает многолетным самоограничением, то, ради чего святой всю жизнь проводит в молитве. Но это при условии, что он подходит к сексу, освободившись от страха, насилия и жадности, и не отрекается потом от того, чему научился в сексе, но, напротив, позволяет новому пониманию пропитать все стороны своей жизни, делая их такими же зрелыми, гармоничными и богатыми.
Женщина напоминает мужчине о том, откуда он пришел. Мужчина напоминает женщине о том, куда она должна идти. Вместе они напоминают друг другу о начале и конце, о целом и совершенном.
Полностью cтатья "Пол как поиск совершенства" - здесь: