Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Пустота

Pilot-strannik аватар

Пустота

«Мы непрерывно разговариваем с собой о нашем мире. Фактически, мы создаем наш мир своим внутренним диалогом. Когда мы перестаем разговаривать с собой, мир становится таким, каким он должен быть. Мы обновляем его, мы наделяем его жизнью, мы поддерживаем его своим внутренним диалогом. И не только это. Мы также выбираем свои пути в соответствии с тем, что мы говорим себе. Так мы повторяем тот же самый выбор еще и еще, до тех пор, пока не умрем. Потому что мы продолжаем все тот же внутренний диалог. Воин осознает это и стремится прекратить свой внутренний диалог» (Карлос Кастанеда, «Отдельная реальность»).

«Всегда, когда прекращается внутренний диалог, мир разрушается, и на поверхность выходят незнакомые грани нас самих, как если бы до этого они содержались под усиленной охраной наших слов» (К.К., «Сказки о силе»).

«Именно внутренний диалог прижимает к земле людей в повседневной жизни. Мир для нас такой-то и такой-то или этакий и этакий лишь потому, что мы сами себе говорим о нем, что он такой-то и такой-то или этакий и этакий. Вход в мир шаманов открывается лишь после того, как воин научится останавливать свой внутренний диалог» («Сказки о силе»).

Благодаря внутреннему диалогу сохраняется целостность той картины мира, которую рисует нам наше восприятие. С одной стороны, это полезно, потому что помогает ориентироваться в окружающем мире. С другой стороны, как уже говорилось, чрезмерно жесткие убеждения ограничивают свободу человека…

Трактуя состояние пустоты в широком смысле, полезно использовать те сравнительно ограниченные преимущества, которые оно может дать человеку. Не стоит сразу стремиться к крайности. Войти в точку «ноль» и опустошить ум — значит освободить его от «вихревых ощущений» (неуправляемых мыслей, эмоций, чувств). При этом проявится особое состояние — еще не полное безмолвие, но замедленность ощущений. Однако даже замедление мыслей, увеличение пауз между ними будет достижением — и кроме того, может стать опорой для дальнейшего развития.

Однажды к мастеру фехтования пришел юноша и попросил научить его сражаться на мечах. Мастер согласился и, начертив во дворе большой квадрат, сказал:

— Ходи по этому квадрату.

Ученик взялся за дело и упорно стал вышагивать по квадрату изо дня в день по восемь часов. Но через месяц его терпение стало истощаться.

— Мастер, я пришел учиться сражению на мечах, а до сих пор бессмысленно топчусь во дворе.

— Так ты еще не понял, как надо фехтовать? — воскликнул наставник. — Тогда продолжай ходить и дальше.

Еще через месяц терпение ученика закончилось.

— Все, учитель. Я ухожу. — заявил он.

Мастер достал два меча, один вручил юноше, другой взял сам. Ученик неумело ухватил рукоять.

— А теперь, — сказал мастер. — Вспомни свое внутреннее состояние, когда ты шагал по этому квадрату.

В тот же миг взгляд ученика остановился и перестал что-либо выражать. Учитель обрушил удар меча на юношу, но тот мгновенно отреагировал и отразил его своим мечом. Вновь и вновь нападал учитель, но ученик отражал все атаки…

Возникает существенный вопрос: можно ли считать нулевое состояние эталоном восприятия? С точки зрения целостности развития — нет. Чтобы целостно развивать все свои стороны и способности, необходимо работать со всеми разновидностями своих ощущений. Психические ощущения — весьма обширная область, но существует еще и ощущения физические…

 

Очевидно, что обнуление ощущений (опустошение) тем труднее, чем большее значение человек придает тем или иным желаниям. Привязываясь к тому, что мы считаем важным, мы теряем способность управлять своим вниманием. Кстати говоря, привязаться можно и к состоянию пустоты как таковому. Находя новые, непривычные удовольствия в возникающей психической расслабленности, есть риск увлечься ими и потерять самоконтроль. Не случайно многие эзотерические традиции призывают освободиться от чрезмерных привязанностей, снижая их значимость через практику отрешенности.

При этом каждое учение использовало свой язык. Например, в даосской традиции состояние пустоты связывалось с понятием Дао. Так, Чжуан-цзы утверждал: «Не мыслить и не думать — начало постижения Дао. Нигде не находиться и ни в чем не усердствовать — начало безмятежного пребывания в Дао». Настраиваясь на Дао, человек приучал себя к спонтанности, к умению «отпускать» свой ум, предоставляя ему действовать самому по себе. Это и есть Недеяние (у-вэй), его психологический аспект.

Состояние пустоты может стать мощным средством глубокого психофизического отдыха — но не должно становиться уходом от жизни, превращаться в крайность. Принцип развития — решение проблем, а не бегство от них. Ведь проблемы — это то, что ограничивает человека, а развитие — это преодоление границ и рост возможностей. Поэтому стремление к слишком длительному пребыванию в состоянии пустоты может превратиться в ограничение. Например — в заторможенность, то есть в неуправляемое замедление

Почему ты так предубежден против мышления? — спросил у Мастера философ. — Ведь мысль — единственный инструмент, с помощью которого мы можем упорядочить мир.

— Верно. Но мысль может так здорово упорядочить мир, что ты никогда его больше не увидишь.

Своим ученикам Мастер позже сказал:

— Мышление — экран, а не зеркало. Вот почему вы живете в коконе мыслей, не ведая о том, что существует Реальность (Энтони де Мелло «Одна минута мудрости»).

Сохранение состояния пустоты как фона после очищения от лишних ощущений создает новые возможности мышления. Ум подобен линзе — так же, как увеличительное стекло собирает лучи солнца, концентрирует их и дает возможность зажечься огню, так и умственная концентрация способна дать человеку ясно и точно мыслить. Именно для такой способности к умственному сосредоточению и необходимо использовать принцип обнуления ощущений.

Мышление в состоянии пустоты становится ясным, четким и многонаправленным. Человек осознает множество вариантов хода мыслей, которые он раньше не чувствовал, а также начинает глубоко понимать природу единиц мышления — слов. Это понимание относительности, необязательности названий, которое может быть выражено так: «я чувствую это, и не важно, как это назвать. Ощущение не нуждается в слове — ярлыке, но оно вполне реально, конкретно и может быть устойчивым объектом внимания».

Управляемое умение воспринимать ощущения напрямую, непосредственно, — важный шаг в развитии. Состояние нейтральности позволяет непосредственно чувствовать другого человека, его ритмы. Вот он сравнительно спокоен, а вот — перенапряжен и теряет контроль над собой…

Однажды учитель, сидя в окружении учеников, сказал:

— Пока вы не узнаете свои основные недостатки и свои привязанности, вы не сумеете понять себя. Например, посмотрите на сидящего передо мной. Основная его черта в том, что его никогда нет «дома».

Все посмотрели на рассеянное лицо ученика. Тот встрепенулся и спросил:

— Простите, вы что-то сказали?

— Он постоянно отсутствует и при этом хочет развиваться. — продолжил учитель. — Это невозможно! Чтобы расти, нужно тренировать внимание.

учитель повернулся к другому ученику и сказал:

— Посмотрите на этого человека. Его основная его черта в том, что он всегда спорит.

Ученик неожиданно вспыхнул и воскликнул:

— Неправда! Я никогда не спорю!

Все засмеялись, а учитель произнес:

— Выясните, что именно вы защищаете. Это может стать ключом к познанию самого себя.

Связь с Пустотой дает также психологическую свободу. Она состоит в ощущении реальной возможности выбора вариантов — вместо подчинения инерции делания, которая ограничивает восприятие, а значит, и поведение человека. Субъективно психологическая свобода может ощущаться как чувство облегчения, освобожденности от тревог и беспокойств. «Каждый поворот, которого ты боишься, - лишь пустота, которая прикидывается неодолимой преисподней» (Р. Бах).

Пребывая в пустоте, человек черпает из нее силы — возникает чувство расширения, преодоления ограничений, облегчение как результат растворения ненужных напряжений. Но по сути, это только приближение к творческим возможностям пустоты. Истинная Пустота является осознанием единства расширения и сужения, расслабления и напряжения.

Таким образом, способность произвольно опустошать ум может весьма помочь в самых различных областях жизни. Ментальное безмолвие часто возникает в сознании и тех людей, которые никогда не задумывались о состоянии пустоты, не слышали о нем. Тем не менее моменты безмолвия проявляются и у них — но обычно в мутной, неосознанной форме. Умение же осознанно входить в состояние пустоты дает понимание сути вещей и является необходимым средством самопознания.

Следует также подчеркнуть, что «ментальное опустошение» не только не ограничивает объективность и адекватность восприятия, но и делает их возможными. О. Бахтияров в работе «Деконцентрация» пишет об этом так: «Мышление современного человека отличается от мышления античного, древнеиндийского или средневекового человека. Более того, оно отличается и от мышления 18-го столетия. С точки зрения 20-го века в этих типах мышления наличествует слишком много иррациональных и неосознанных компонентов. Современное мышление является продуктом длительной культивации и рафинирования, которые очистили его от всего, что не поддавалось формализации, в том числе и от образных, оценочных и символических содержаний. В результате мышление приобрело исключительно линейно-дискретный характер и под мышлением сейчас (явно или неявно) понимается лишь те его формы, которые могут быть формализованы. Однако, сталкиваясь с феноменами, для работы с которыми явно недостаточно существующих мыслительных средств, резонно задуматься и о противоположном процессе, процессе не обеднения, а расширения мышления» (Бахтияров О. «Деконцентрация»).

Итоги

Суть Пустоты — нейтральность, которая присутствует в психологии любого человека. Нейтральность всегда относительна, поэтому состояние пустоты в той или иной форме проявлено всегда. Осознанное состояние пустоты — это осознание отсутствия ощущений. Состояние пустоты можно практически использовать как фон, обеспечивающий непрерывность наблюдения и адекватность понимания

Отсутствие отсутствия — это присутствие. Ничто — это то самое бесформенное, которое таит в себе возможность всех форм. Форма — это проявленная Пустота, а Пустота — не проявленная Форма. Изначально все уже есть. И формы, и вещи, и образы — все пребывает в Небытии в неявленной форме.

Состояние пустоты важнее, так как первичнее. Поэтому активность должна быть основана на пассивности. Можно сказать, что степень внутренней легкости выполнения какого-либо дела — показатель связи с Пустотой.

Как состояние пустоты проявляется в обычной жизни?

Состояние пустоты часто возникает спонтанно в критических ситуациях. Человек действует, словно во сне, но в то же время с максимальной ясностью и очень точно. При этом восприятие непосредственное, то есть мысли отсутствуют как лишние ощущения. Потом человек осознает, что если бы начал размышлять, то потерял бы необходимое для выживания время. Тело и сознание действуют воедино, слаженно и оптимальным образом.

Иногда, расслабленно размышляя о жизни, человек сам не замечает, что перестает думать о чем бы то ни было. И вдруг неожиданно «всплывают» неожиданные решения тех проблем, которые казались неразрешимыми…

http://lifeplus.do.am/index/pustota/0-69

На главную

Пустота

Хороший материал. Спасибо.Есть над чем подумать.

Уважаемая Pilot-strannik.

Уважаемая Pilot-strannik. Ваше размышление о Пустоте вызвало у меня огромный интерес. Так как я в последее время исследую в себе Нулевое Пространство (пространство Пустоты), то Ваша информация оказалась очень уместной. Я проживала все те состояния, которые Вы описали в своей статье и поэтому, благодарю Вас за умение в очень доступной форме объяснять столь сложные философские концепции.

С уважением Альера.

Pilot-strannik аватар

Спасибо за интерес к

Спасибо за интерес к материалу! Хочу только извиниться, если ввела в заблуждение, не написала рядом со ссылкой автора, это сайт Геннадия Бушуева...

Эль Ригель аватар

Занятно "мастерят" аффтары из

Занятно "мастерят" аффтары из типа "пустоты"* ничего личного - просто случайно замеченная забавность в этом тексте в плане ее источника становится уже тенденцией, приобретающей инфляционные размеры - в плане отделения Знания от информации или что еще хуже: адаптации-компиляции* :

Однажды учитель, сидя в окружении учеников, сказал:

— Пока вы не узнаете свои основные недостатки и свои привязанности, вы не сумеете понять себя. Например, посмотрите на сидящего передо мной. Основная его черта в том, что его никогда нет «дома».

Все посмотрели на рассеянное лицо ученика. Тот встрепенулся и спросил:

— Простите, вы что-то сказали?

— Он постоянно отсутствует и при этом хочет развиваться. — продолжил учитель. — Это невозможно! Чтобы расти, нужно тренировать внимание.

учитель повернулся к другому ученику и сказал:

— Посмотрите на этого человека. Его основная его черта в том, что он всегда спорит.

Ученик неожиданно вспыхнул и воскликнул:

— Неправда! Я никогда не спорю!

Все засмеялись, а учитель произнес:

— Выясните, что именно вы защищаете. Это может стать ключом к познанию самого себя.

 

Для сравнения:

"В тех случаях, когда кто-то не соглашался с определением своей главной черты, данным Гурджиевым, последний говорил, что сам факт несогласия данного лица доказывает его правоту.

 — Я не согласен только с тем, что указанное вами качество – это моя главная черта, – сказал один из наших людей. – Главная черта, которую я знаю в себе, гораздо хуже. Но не спорю: возможно, люди видят меня таким, каким видите вы.

 — Вы ничего не знаете в себе, – сказал ему Гурджиев. Если бы вы знали себя, у вас не было бы этой черты. И люди, конечно, видят вас таким, каким я назвал вас. Но вы не видите себя так, как они видят вас. Если вы примете то, что я сказал вам, как свою главную черту, вы поймёте, как вас видят люди. И если вы найдёте путь к борьбе с этой чертой и уничтожите её, т.е. уничтожите её непроизвольные проявления, – эти слова Гурджиев произнёс с ударением, – вы будете производить на людей не то впечатление, какое производите сейчас, а то, какое захотите.

 С этого начались долгие разговоры о впечатлении, которое человек производит на других, и о том, как можно произвести желательное или нежелательное впечатление.

 Окружающие видят главную черту человека, как бы она ни была скрыта. Конечно, они не всегда могут её определить, однако их определения зачастую очень верны и очень точны. Возьмите прозвища. Иногда они прекрасно определяют главную черту.

 Разговор о впечатлениях ещё раз привёл нас к вопросу о "мнительности" и "внимательности".

 — Не может быть надлежащей внимательности, пока человек укоренён в своей главной черте, – сказал Гурджиев, как, например, такой-то (он назвал одного члена нашей компании). Его главная черта заключается в том, что его никогда нет дома. Как же он может быть внимательным к кому-то или чему-то?

 Я был удивлён тем искусством, с которым Гурджиев определил главную черту. Это было даже не психологией, а искусством.

 — Психология и должна быть искусством, – возразил Гурджиев. – Психология никогда не может быть просто наукой.

 Другому человеку из нашей компании он тоже указал на его черту, которая заключалась в том, что он вообще не существует.

 — Понимаете, я не вижу вас, – сказал Гурджиев. – Это не значит, что вы всегда такой. Но когда вы бываете таким, как сейчас, вы вообще не существуете.

 Ещё одному члену группы он сказал, что его главная черта заключается в склонности всегда со всеми обо всём спорить.

 — Но ведь я никогда не спорю! – с жаром возразил тот. Никто не мог удержаться от смеха.

 Другому из нашей компании – это был человек средних лет, с которым был произведён опыт по отделению личности от сущности и который попросил малинового варенья, Гурджиев сказал, что у него нет совести.

 На следующий день этот человек пришёл и рассказал, что побывал в публичной библиотеке и просмотрел энциклопедические словари на четырёх языках, чтобы понять значение слова "совесть".

 Гурджиев только рукой махнул.

Другому человеку, его сотоварищу по эксперименту, Гурджиев сказал, что у него нет стыда, и тот сразу же отпустил довольно забавную шутку о самом себе."(с) ПДУ "В поисках чудесного",гл 13

http://psylib.org.ua/books/uspen03/txt13.htm

 

--------------------

Иногда ник отражает ГЛАВНУЮ ЧЕРТУ - и когда человек ее проработал, у него возникает импульс сменить ник.

Лучше все же читать первоисточники от Мастеров - а не компиляции из различных систем, адаптированные под средний уровень. Это связано со свойством материальности Знания *эта тема поднята Гурджиевым - и немного освещена у ПДУ в ВПЧ*: рассеянное по компиляциям, составленным из терминов различных систем*коими сейчас просто запружен Интернет - прям инфляционный бум какой-то!*, оно обладает ценой, но не стоимостью - как материальной основой цены. Собранное Мастером - и часто в местах, где оно физически присутствует как материальное, оно обладает несравнимо бОльшим эффектом. Кроме того, через такой Аккумулятор человек может получить больше: посредники - это как в экономической цепочке, они претендуют на часть цены. В результате поддерживается цена, но стоит ли за ней реальная стоимость? Стоимость формируется затратами труда собиравших Знания *работа, которую нельзя расстрачивать* - цена является ее фантомным аналогом. Кроме того, посредники могут вносить в Знания искажения :есть плод - не то же самое, что его вырастить. И не то же самое, что читать о его вкусе.

По поводу искажений* отрывок из "ВСЕ и ВСЯ" Гурджиева*:

"Но к огорчению каждого Индивидуума с Чистым Разумом какой бы то ни было ступени и к несчастью возникающих на той планете трех-мозговых существ всех последующих поколений, первое поколение, следующее за современниками этого истинного Посланца Свыше, Святого Будды, также начало, опять-таки из-за той же особенности их психеи, именно из-за мудрствования - которое до сих пор является одним из главных результатов ненормально сложившихся там условий обычного бытийного-существования, - мудрить над всеми Его указаниями и советами, и на этот раз "перемудрило" так основательно, что до существ третьего и четвертого поколений ничего не дошло кроме того, что наш почтенный Мулла Насср Эддин определяет словами: "Только-сведения-о-том-чем-оно-пахнет".

Мало-помалу они так изменили эти Его указания и советы, что, если бы их Святой Автор Сам появился там и по той или иной причине пожелал бы ознакомиться с ними, ОН НЕ СМОГ БЫ ДАЖЕ ЗАПОДОЗРИТЬ, ЧТО ЭТИ СОВЕТЫ И УКАЗАНИЯ БЫЛИ ДАНЫ ИМ САМИМ ".(c) "Рассказы Вельзевула своему внуку" Книга 1, глава 21.

Pilot-strannik аватар

Лучше все-таки читать

Лучше все-таки читать источники от мастеров, а не компиляции из различных систем, адаптированные под средний уровень.

Сказано категорично, ЭГО глаголет вовсю… Не вижу смысла спорить, что первоисточник лучше, нежели сборники от разных авторов, наверно это и так!!! Но главное здесь разве отстоять права на авторство, плагиат вывести на чистую воду? Думается мне цель другая, найти интересный материал, который поможет на пути… Сайт вроде не для отстаивания чистоты крови и раздувания щек от гордости за свой уровень!!! Помнится все тут идут к свету, к богу, своим путем и со своими скоростями и не важно кто какого уровня и кто каких мастеров на пьедестал ставит… Не сотвори себе кумира… ОЙ, Эль Ригель, не разочаровал, но слегка опечалил… Не думала, что это будет таким важным… Впрочем не вижу смысла далее писать…

Единственно о чем бы поинтересовалась, так это о том, как на счет отстаивания прав авторских не здесь, а там на сайте, где обнаружилось их ущемление? А иначе вся эта писанина теряет смысл… Впрочем все нормально и все имеет место быть! Всего доброго!

cor.coroleva-valentina аватар

СПАСИБО

Выясните, что именно вы защищаете. Это может стать ключом к познанию самого себя.

Pilot-strannik аватар

Благодарю!

Благодарю!