Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Тупики жизни. Взгляд сверху

nabel аватар


     
            Жизнь можно изменить

кризисный психолог Михаил Хасьминский

– Люди очень часто говорят, что зашли в тупик. Казалось бы, есть очевидные выходы из ситуации. Такие выходы, при которых никто не пострадает, и человек будет если не абсолютно счастлив, то все-таки более благополучен, чем сейчас, и тем более, чем если он совершит попытку самоубийства. Но почему же человек не видит этих выходов?

– Все мы почти никогда не видим ситуацию такой, какая она есть на самом деле…

Человек видит перед собой стену, очень хочет, но не может пройти сквозь нее непременно определенным способом, на котором он зациклен. Такое состояние в психологии называется «фрустрацией». Фрустрация – горячее желание, которое нельзя реализовать и соответствующее состояние человека от этого.

Но ощущение, что человек попал в тупик, вызванное фрустрацией – это иллюзия, обман восприятия. Давайте посмотрим на младенца. Для маленького человека, который только родился, везде тупик. Что бы ему ни хотелось сделать, он повсеместно натыкается на ограничения, смысла которых не понимает…

Нам такое поведение кажется забавным и лишенным той трагичности, которую переживает ребенок. Взрослый, видя истерику ребенка по поводу того, что ему не дают конфету до обеда, рассуждает здраво и трезво: «Ты сейчас не съешь конфетку. Зато съешь ее потом, после супа. Никакой трагедии не вижу». При этом взрослый человек более четко знает, почему накладываются те или иные ограничения, и осознает, что необходимо делать в воспитательных целях; он понимает, что ребенок получит то же самое, но когда выполнит необходимое условие (съест обед). Ребенок же не может достигнуть понимания взрослого, поэтому и бунтует. Вместо того, чтобы смириться с волей родителя.

Когда мы думаем, что находимся в тупиковой ситуации и расстраиваемся из-за этого, тоже похожи на младенцев. Вместо того чтобы рыдать, обзываться, делать попытки уйти от проблемы, агрессивно себя вести и накручивать собственные нервы, необходимо просто принять правила, которые дает тебе более понимающий в ситуации «родитель». Тем более, что все равно смириться придется рано или поздно.

– А как же быть с теми целями, которых мы хотим достичь и не можем? Просто отказаться от них?

– Жизнь нас учит достигать своих целей. Но, во-первых, эти цели должны быть правильными, разумными, полезными, возможными (потому что нельзя достичь невозможного, даже если очень хочется).

Во-вторых, цели достигаются не всегда сию секунду, а может пройти много времени до их осуществления. Это тоже надо понимать, если ты хочешь чего-либо достичь.

В-третьих, для достижения цели нужна гибкость. То есть не надо ломиться напрямую, если дальнейшее движение не возможно на данный момент. Надо постоять, подумать, изменить себя, изменить вектор движения, попробовать зайти с других сторон.

В-четвертых, достижению цели обычно мешает эгоизм самого человека. Эгоизм – самый страшный наш враг в достижении целей. Эгоистичный человек считает себя очень значительным, имеет большое мнение о себе, считается только со своими интересами (с интересами других он считается в той мере, насколько они не противоречат его собственным). Эгоисты не любят изменять себя, не любят считаться с реальностью, но считают, что-то, чего они хотят, должно быть во что бы то ни стало. Их принцип примерно такой: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше мир прогнется под нас». А мир под них не прогибается, мир их не признает пупами земли, и они из-за этого входят в жуткое состояние, когда им кажется, что жить не стоит, что они не признаны миром, что они не могут сделать чего хотят.

Суициденты обычно хотят просто достичь своих целей (далеко не всегда действительно нужных, полезных в данный момент), хотят достичь немедленно, и штурмуют стоящую перед ними стену без гибкости в мышлении с азартом эгоиста, который считает, что весь мир существует только для него.

– Такие ошибки свойственны только юным и глупым, или они мало зависят от возраста и интеллекта?

– Все понимают, что задача для выпускника, заданная первокласснику, вызовет у последнего фрустрацию. Он не сможет ее решить никаким известным ему способом. Для него эта задача покажется тупиком. А вот хорошо подготовленный выпускник ее легко решит самостоятельно. Человек в течение всей жизни начинает учиться разрешать различные ситуации за счет того, что прибавляется ответственности, интеллекта, жизненного опыта, понимания истинных целей, правильного восприятия реальности. Со временем у такого человека решение вопросов, которые ему казались раньше непреодолимыми, получается все лучше.

Но бывает так, что человек становится старше, но никаких вышеуказанных свойств он не обретает. Он остается тем же эгоистичным, проблемным, безответственным подростком, который до сих пор пребывает в фантазиях, ложном самомнении, но при этом может быть уже седой и с длинной бородой. Дело в том, что физический возраст не всегда соответствует внутреннему.

Что касается интеллекта, обычно у человека с высоким интеллектом возможностей для решения задач больше. А неспособность решения проблем связана с низким интеллектуальным потенциалом, который характерен для огромного количества суицидентов. Очень часто невозможность достичь поставленных целей, реализовать свои желания на данном этапе происходит именно из-за сниженных интеллектуальных возможностей.

При этом не следует путать понятия «интеллект» и «образование». Можно быть интеллектуалом, много знать, понимать, интересоваться, но при этом не иметь высшего образования. А можно иметь самый лучший диплом, но не иметь и зачатка интеллекта. Интеллектуал – это тот, кто, в силу своего широкого кругозора, знаний, умения анализировать может рассматривать один и тот же факт под разными углами.

Но и интеллект не может служить гарантией от того, что человек упрется в стену, не видя выхода. Гордый интеллектуал, который много знает, но не научился правильно систематизировать свои знания, который считает, что он очень умный, что ему незачем слушать других – ведь он и сам знает, как надо поступать. Это как раз одна из самых опасных групп риска.

Гордый интеллектуал уверен, что он настолько много знает, что может все. Он настолько самоуверен, что считает, что может с лета решить любую задачу. И вот когда его представления о своих возможностях начинают расходиться с реальностью, у него рушится мир, падает самооценка, наступает отчаяние. Ему кажется, что он оказался в тупике…

А на самом деле рушится не мир, а его представления о себе. Жизнь значительно выше него и его самомнения. Гордый интеллектуал опасен сам для себя, пока не поймет, что, несмотря на научные знания, понимания, эрудицию, признание, количество прочитанных книг и выигранных научных олимпиад, он не больше клетки в едином организме человечества. Возможно, что очень важной клетки, но всего лишь одной клетки, которая, как и все остальные, подчиняется единым законам.

– Тогда почему человек с низким интеллектом тоже попадает в эту ситуацию с мнимыми тупиками?

– Дело в том, что низкий интеллект мешает человеку изменить свое мнение. У человека просто не хватает умственного и образовательного ресурса посмотреть с другой точки зрения. И у него отсутствуют навыки искать информацию, анализировать ее. К сожалению, сейчас ситуация с интеллектом катастрофическая. Несмотря на то, что молодые люди много учат, зубрят, каким-то непостижимым образом заканчивают вузы, средний интеллектуальный уровень стремительно падает год от года. Людей мало интересует наука, культура, знания из различных областей. Очень мало внимания уделяют своему самообразованию, больше отдают себя телевидению, хозяева которого продолжают делать из них идиотов. Кроме того, у современной молодежи мало интересов, она меньше читает. Если человек читает серьезную (а не бульварную) литературу, то ему приходится думать, анализировать. А вот думать как раз не хочется, думать им лень. Хочется, чтобы все решения приходили сами. Вот и растут дегенераты, которые воспринимают мир крайне примитивно. Когда надо решать сложную задачу оказывается, что думать нечем. Книг человек не читал, знаний нет, а в «Доме-2» не показывали, как решать подобную ситуацию, И вот в его воображении появляется мнимый тупик, единственный выход из которого видится в самоуничтожении. А на самом деле просто надо думать, работать над собой, и нанести удар по лени.

– Михаил Игоревич, но ведь человек не видит выхода. Он субъективно чувствует этот тупик. Как ему преодолеть это состояние?

– Когда человек попадает в тупик, важно получить адекватную точку обзора ситуации. Как я уже сказал, человеку, который, по его мнению, в тупике, просто не хватает опыта, знаний и определенных ресурсов для того, чтобы этот тупик преодолеть.

В связи с этим вспоминаются курортники, развлекающиеся походами по лабиринтам, прекрасно показанных в фильме «Трое в лодке, не считая собаки». Раньше, в 19 в. – начале 20 в, когда люди приезжали на курорт, не было никаких аттракционов, казино, игровых автоматов и других развлечений, имеющихся в изобилии в настоящее время. Для развлечения отдыхающих в то время создавались искусственные лабиринты. Эти лабиринты были одними из немногих развлечений. Развлечение состояло в том, что отдыхающие заходили в этот лабиринт и начинали искать выход. Такая развлекательная игра могла продолжаться от нескольких часов до целого светового дня. Поэтому часто люди приходили туда с рюкзачками, в которых был обед, а иногда и ужин. И вот целый солнечный день, на свежем воздухе, они ходили по этому сложно устроенному лабиринту, натыкаясь на бесчисленное количество тупиков. Можно представить себе состояние людей, когда они попадали из одного тупика в другой. Наверняка многим из них казалось, что кругом тупики, из которых невозможно выйти, и вообще непонятно, как они туда попали.

При этом надо сказать, что лабиринты были сложно устроены, и люди могли на самом деле погибнуть там, так и не выбравшись из этих бесчисленных тупиков. И чтобы не случилось трагедии, там были предусмотрены определенные правила безопасности. Они заключались в том, что высоко на специальном сооружении сидели люди, которые прекрасно видели лабиринт сверху. Когда группа отдыхающих или отдельные ее представители, вдоволь полазив по лабиринту, хотели уже выйти, но не могли найти выхода, эти люди, наблюдающие за лабиринтом и участниками игры сверху, махали им специальным флажком (ведь мобильной и радиосвязи связи тогда еще не было). И вот определенными знаками сверху людей выводили из лабиринта, показывая, где выход.

Вот так развлекались на курорте. Но ситуация похожа и на нашу жизнь, которая уже не игра. Наша жизнь есть лабиринт с огромным количеством неожиданных поворотов. И поскольку мы обычно не знаем правильного направления движения, и у нас нет надежных ориентиров, мы, безусловно, попадаем из одного тупика в другой. Но ведь то, что нам кажется тупиком, имеет выход. Просто надо посмотреть на лабиринт с другой точки зрения. Если посмотреть на него сверху, то мы увидим путь, который приведет к выходу.

– Что мешает человеку посмотреть на ситуацию с другой точки зрения?

– Ригидность – негибкость мышления. Для таких людей единственно возможная точка зрения на мир – та, в которой они находятся сейчас. Если вернуться к теме лабиринта и отдыхающих, то можно представить себе очень упрямого и уверенного в себе курортника, который думает: «Если я знаю, что иду правильно, то пусть мне сверху хоть обмашутся. Разве этот сверху умнее меня? Я сам все вижу! Я хожу тут уже который час... И вообще единственный способ выхода отсюда – это суицид. Другого выхода нет. Я реально его не вижу!» Вот пример не гибкого, самоуверенного, упрямого человека. Источником нашей ригидности являются самомнение и гордость.

– А если у человека: ушла девушка, которая больше не вернется, умер близкий, долги, выгнали с работы, обидели, болезнь и т.п. А человек не видит, как теперь жить. Как ему изменить точку зрения, с какой стороны посмотреть?

– Если ты не можешь изменить точку зрения на ситуацию, то, скорее всего, ты считаешь себя самым умным. «Зачем искать эту другую точку зрения или следовать советам других, если я сам все знаю?» Часто, если такому человеку указывают направление движения из лабиринта, он при этом не имеет ни малейшего желания попробовать идти по предложенному ему пути. Вместо действий он тупо сидит и постоянно констатирует факт того, что он в тупике, а также повторяет, что выхода нет, жалуется на то, что все плохо, что мир жесток к нему, что он не понят никем. Он это повторяет постоянно, и даже сам начинает верить в эту глупость.

Повторяю, что причина такого странного поведения – наша гордость. «Как это я не туда зашел? Как это я ошибся? Как это я создал тяжелую ситуацию?! Как это надо вернуться и исправить?!» Признать этот факт и ошибки, которые привели к этой ситуации, очень сложно. А вот признать ситуацию тупиковой легко. Сразу, вроде, как и мы сами не при чем, а в тупик нас загнали обстоятельства, другие люди, жизнь, судьба. А мы как раз хорошие! Ну и если мы уже в тупике (как мы внушаем себе), то куда вылезать, зачем шевелиться? Это самовнушение о тупике связано с ленью, нежеланием что-либо делать и думать. А уж если человек признал существование выхода из этой ситуации, то придется шевелиться.

– Как выйти из мнимого тупика? Может быть, есть какой-то алгоритм?

– Чтобы справиться с задачей, надо захотеть ее решить, надо приложить некоторые усилия и проявить гибкость мышления. При наличии этих условий любой человек может решить любую задачу.

Первое. Необходимо понимание того, что проблема должна быть решена. Этим мы уже признаем, что мы не находимся в тупике, а готовы активно решать задачу.

Второе. Важно наличие желания справиться с задачей.

Третье. Существенным условием (но не обязательным) является наличие знаний и интеллектуального потенциала

И, наконец, четвертое, нужно прикладывать усилия к ее разрешению, проявляя при этом гибкость мышления.

Ставьте для начала мелкие, но доступные цели, развивая критическое отношение к себе и реалистичность.

– А если человек не хочет прикладывать усилия, а хочет отказаться от ее решения?

– В школе обычно за подобные отказы ставят двойки. В жизни – тоже. Нежелание ученика, ригидность, блокирующая усилия лень приводят к плохим отметкам, а возможно и к еще более тяжелым заданиям.

Учитывайте и то, что отказаться от решения задачи – не значит, отменить задачу. В школе можно сбежать с урока, а от уроков жизни не убежишь. Просто нерешенные задачи копятся. И путем суицида от них тоже уйти не получится.

– А есть ли такое универсальное место, с которого можно увидеть такие псевдотупиковые ситуации в верном свете?

– Для этого просто надо перестать смотреть на любую тупиковую ситуацию с точки зрения своего гипертрофированного эгоистичного «Я». С этой безнадежной точки ничего, кроме мнимых тупиков, мы не видим. Невозможно выйти из лабиринта, если ты тупо уперся лбом в стену, а на все остальное не смотришь, над ситуацией не поднимаешься.

Очевидно – чтобы увидеть выход из лабиринта, надо посмотреть сверху. Так же и в лабиринтах жизни: чтобы найти выход, надо выйти за привычные рамки самой ограниченной проблемы и посмотреть со стороны, сверху.

Можно сказать вкратце так: решение любой проблемы лежит за рамками этой проблемы. Чтобы увидеть выход, необходимо посмотреть более широко на существующую проблему.

И нужно помнить, что есть Тот, кто видит сверху жизненные лабиринты каждого из нас. Это Бог. Чем ближе мы к Его точке зрения, тем легче нам решать любые проблемы. Если мы обратимся к Нему за помощью, Он поможет нам увидеть ситуацию в истинном свете, и, таким образом, найти выход из тупика.

– А если я сомневаюсь в том, что Бог может меня вывести из тупика?

– Как мы будем относиться к человеку, который заблудился в этом лабиринте, но в тоже время отрицает помощь того, кто вывел миллионы людей, заходивших в лабиринт: Заблудившийся утверждает: «Я не верю, что он меня выведет!». Не правда ли, мы подумаем, что он не в себе?

Посоветовать такому человеку можно одно – побольше узнать о Том, Кто может помочь выбраться из любого тупика. О том, что требуется сделать для того, чтобы это спасение произошло. Чтобы выбраться из этого тупика, придется приложить некоторые усилия, потрудиться, проанализировать, попробовать.

– А как делать, если этот человек не может поверить в Бога?

– Если не можешь увидеть, почувствовать, то прими необходимость соблюдения определенных правил, которые установлены тысячи лет Богом, и соблюдай их. И делай выводы – верны эти правила или нет.

– А если человек объясняет невозможность поверить тем, что Бога нельзя увидеть? И как они еще говорят: я не могу верить в то, что не вижу.

– Спросите у такого неверующего, а почему он соблюдает правила безопасности в рентгеновском кабинете. Он видит рентгеновские лучи? Очевидно, что нет. Но почему тогда он соблюдает эти правила?

Может, он видит микробов на своих руках? Тоже нет. А почему он верит в их существование, и даже более того, он моет руки перед едой и после туалета?

В конце концов, никто не видел электрический ток, но мы учитываем его свойства в своей жизнедеятельности. Мы соблюдаем правила работы с электричеством. И это спасает нам жизнь.

То есть, соблюдаем правила, но не всегда видим источник этих правил.

– Но радиацию, ток и микробов видели и измеряли ученые. В это уже легче поверить.

– Вот именно – ключевое слово тут «поверить»! Мы не верим десяткам поколений своих предков, которые жили с Богом, ежедневно убеждаясь в Его существовании, а вот ученым верим на слово. Почему бы нам лично не проверить существование микробов и радиации? Нет, это нам тяжело, слишком много сил, средств и времени надо для этого приложить. Поэтому проще будет поверить в это. А вот с Богом наоборот: если познаем Его, придется отдать много сил на дальнейшее познание, изменение себя, борьбу с грехами, а вот это нам не нужно. Поэтому в Бога для нас проще не верить и не искать Его. А просто утверждать, что Его нет. Без доказательств, без попытки понять, без понимания, но с пеной у рта.

– Чтобы принять новый взгляд на вещи, нужно отказаться от старого, а это трудно…

– Но разве мы что-то теряем, если отказываемся от тех убеждений, которые и привели нас в это состояние отчаяния, в это ощущение тупика? Нет, абсолютно ничего не теряем, кроме гарантированной перспективы снова и снова оказываться в кажущемся тупике.

Если организм идеально функционирует, то человек не болеет. А если болеет, то организм функционирует плохо. Если машина в хорошем техническом состоянии, то она не ломается, а если уж сломалась, значит, ее состояние было плохим. Значит, надо выбросить из этой машины неработающие детали и заменить их надежными и работоспособными. Если старые принципы, мировосприятие, убеждения не были бы ошибочными и ложными, то они не привели бы к проблеме (или такому ее восприятию). Это очевидно. Значит, пришло время менять ошибочные принципы и убеждения

Например, чтобы вылечиться от заболевания печени, алкоголик вынужден отказаться от водки. Но взамен он получает здоровье, уважение, свободу от зависимости и кучу других истинных радостей. Курильщик отказывается от курения, если у него, например, эмфизема легких. Но он тоже получает взамен много хорошего, которое значительно превосходит все сомнительные выгоды от зависимости. Если же человек отказывается от взгляда на свою жизнь как на набор случайностей, и на место хаоса ставит Бога, то это можно сравнить автомобилем, который полз по грязи и зарослям, ни разу не побывав на ровной дороге, и вдруг получил навигатор GPS, который поможет ему выйти на шоссе, а потом домчаться до нужной цели.

Странно говорить о потере, если благодаря ей приобретаешь многократно больше чем потерял.

– Хорошо, вот я осознал, что жил неправильно. Да, я согласился с правилами (заповедями). Я начал менять свою жизнь, пересмотрел многое из предыдущей жизни… Через сколько я вылечусь?

– Все зависит от запущенности болезни, которую лечите. А также от усилий, прилагаемых к лечению. Может быть, для выхода из острого состояния достаточно будет недели, а может, нескольких лет.

Ни одна серьезная хроническая болезнь не проходит мгновенно. Даже после операции человек чаще всего не сразу начинает быстро бегать. Чтобы вылечить болезнь, необходимо пить лекарства, выполнять предписания и ограничения, накладываемые врачом... Примерно то же самое нужно человеку, который выходит из того ужасного состояния, которое казалось ему тупиком.

Важно отметить, что, как в случае хронической болезни, выход из мнимого тупика должен быть системным и постепенным, а не внезапными «кампаниями» – «давай сегодня все буду делать, а завтра ничего не буду, потому что не хочу!» Вот этот «кампанейский» подход возвращает к отчаянию. Человек вроде начал совершать поступательное движение к здоровью, а потом опять остановился и вновь начал движение назад, к болезни.

– А нет ли такой таблеточки: почитал какую-нибудь книжку, сделал какое-нибудь действие… и все, здоров, и все хорошо сразу, и мыслей дурных нет, и тупик не ощущается?

– Ни от одной болезни нет одной таблетки, которая излечивает человека раз и навсегда.

Не надо рвать на себе жилы. Надо спокойно методично изо дня в день трудиться, а не гундеть: «Эту задачу решить невозможно. Единственный способ избежать трудностей – убить себя»

Так же и с выходом из лабиринта. Это труд, который надо совершать каждый день!

– И в итоге – а что же такое тупик? Существуют ли он?

– Существуют, но не в нашем мире. Настоящий тупик – это состояние, которое мировые религии называют адом, на самое дно которого попадают самоубийцы. Это место, в котором ничего нельзя изменить. Там нет времени, там Вечность. То состояние и мысли, с которыми душа придет в ту Реальность, не пройдут, а многократно усилятся. Душа человека столкнется с бесконечной стеной боли и ужаса. Ни малейшей возможности исправить эти мысли и состояние уже не будет. И проживать их придется Вечно. Вот это действительно будет тупиком.

Так что лучше все вопросы решать в этом мире. Тут есть возможность все исправлять. И тут нет тупиков, а есть только лабиринты, которые с Божией помощью, мы преодолеем. Только давайте не жалеть себя и не лениться.

http://forum.priodolej.ru/viewtopic.php?f=51&t=20

На главную