Законы уверенности в себе
Неуверенность в себе
Законы уверенности.
Неуверенность в себе – очень распространенное явление в наше время.
Без преувеличения: тысячи людей ежедневно не совершают правильных выборов, не делают хороших и приятных поступков, не знакомятся, отказывают себе в общении, новых начинаниях и высоких заработках только потому, что все эти люди не верят в то… Во что, в конце-концов?...
Типичные ответы: «В то, что у меня получится», «В то, что со мной захотят общаться», «В то, что я смогу»… В действительности же точный ответ только один: «В себе». Ведь человек – ХОЗЯИН своих действий. Если есть уверенность в себе, человек будет действовать, учиться, ошибаться, но в результате он – сможет. Только для того, чтобы начать – нужна уверенность.
Причины неуверенности в себе
Основной причиной неуверенности в себе являются вредные внушения, даваемые нам в детстве или юном возрасте близкими и авторитетными для нас людьми. Вредные внушения бывают трех видов.
Прямые вредные внушения - это фразы вроде: «у тебя не получится», «даже не пробуй», «ты не способна», «куда тебе», «будешь всю жизнь дураком, лямку тянуть», «вот испортишь здоровье»…
Косвенные вредные внушения: «хоть какую бы тебе работу, чтобы с голоду не умер» (неявные внушения: «ты не найдешь достойную работу», «ты можешь умереть с голода»), «тебе хоть какого, но мужа» (неявные внушения: «ты – некрасивая», «хорошего мужа ты не найдёшь»), и прочие коварные фразы в этом же духе.
Ситуационные внушения: действия, которые обладают внушающей силой. Например, когда мама разговаривает с 18 летним сыном такой интонацией, которой обычно разговаривают с 5 летним карапузиком, с избытком нежности и уменьшительно-ласкательности, она внушает ему (сама о том, естественно, не подозревая), что он – маленький и беспомощный. Когда родители делают за детей то, что дети могут сделать сами, своей избыточной заботой они внушают им, что те не в силах справиться с этими действиями. Большое количество подобных «услуг» способно внушить ребенку, что он – слабый, и не способен прожить жизнь без родителей. Так зарождается инфантильность (отставание в психологическом развитии), основой которой является всё та же неуверенность.
Все остальные причины неуверенности в себе (недостаток опыта, избыточная рефлексия, и т.д.) – вторичны и зависят от главной.
Секрет создания экологичной уверенности
Почему близкие и авторитетные люди дают нам вредные внушения? Неужели они желают нам зла? Конечно нет. Они хотят самого хорошего – защитить, помочь, посоветовать, предостеречь. Беда в том, что они не знают простого факта: язык сам по себе является мощнейшим гипнотическим инструментом. И если употреблять его неправильно или неосторожно – можно вместо пользы очень сильно навредить. Например создать глубокий комплекс неполноценности.
Древние знали о силе слова, и в отличие от нас, относились к словам с большой осторожностью и уважением. Почему как вы думаете, во многих традиционных культурах существовали строгие наказания за любые ругательные слова? Древние знали, что язык – это «магический инструмент», и слова всегда являются своеобразными «заклинаниями». Они ДЕЙСТВУЮТ на людей. И если вы хотите, чтобы вы и ваши близкие были уверены в себе, действуйте следующим образом.
Стараясь предупредить о неприятности, уберечь и предостеречь, соблюдайте простую формулу:
Говоря о том, чего не стоит делать (предостерегая) обязательно здесь же скажите о действиях, которые помогут человеку достичь нужного, полезного и приятного эффекта:
• Скажите о неправильных действиях, которые могут привести к негативному результату. Пример: «Если ты будешь курить сигареты, у тебя могут возникнуть проблемы со здоровьем»
• Тут же скажите о правильных вариантах действий, которые могут привести к ЖЕЛАЕМОМУ, нужному результату. Пример: «А если ты бросишь курить и будешь заниматься легким приятным спортом, ты сможешь себя отлично чувствовать и гораздо больше зарабатывать».
Если вы сделаете это, вы фактически заложите в подсознание человека позитивную инструкцию, помогающую ему не только избежать беды, но и достичь успеха, поможете ему сформировать гармоничную высокую самооценку: и компетентность и уверенность.
Что делать с неуверенностью?
n-v-s-02В наши дни газеты и журналы пестрят «умными» советами по обретению уверенности: «поверь в себя!», «не сомневайся!», «будь уверен!» Толку от них – никакого, это как если больному гриппом врач скажет на приеме: «Это что же это вы болеете? А будьте ка вы здоровы!»
Что же делать людям, испытывающим неуверенность?
Прежде всего – осознать её, поскольку решение проблемы начинается с её признания. Затем – определить тип своей неуверенности. Зная тип неуверенности, осуществить изменения, о которых речь пойдёт ниже.
Существует 2 типа неуверенности, и стратегия обретения уверенности в обеих случаях будет различна.
1 вариант неуверенности – малая компетентность и малая уверенность.
Это наиболее трудное сочетание. Оно означает, что человек в реальности имеет очень мало опыта (знакомств, поцелуев, работы, бытовых навыков), и при этом испытывает неуверенность. В данном случае неуверенность оправдана. Если непосредственно «поднимать самооценку», можно породить опасное явление: человек обретет уверенность, но останется некомпетентным. Этим самым он может нанести значительный вред себе и окружающим (хотели бы вы лететь на самолете, который ведет неопытный но чрезвычайно самоуверенный пилот?). Что же делать людям, которые неуверены и ещё и не умеют?
Алгоритм решения для 1 варианта неуверенности:
1. Четко определить «зоны» своего неумения и некомпетентности, совпадающие с «зонами неуверенности». Сформулировать их.
2. Поставить цели для обретения каждой конкретной компетентности и для каждой ответить 10 раз на вопрос: «что мне даст эта компетентность?»
3. Потратить некоторое время на пробы и ошибки, пока не возникнет навыка хорошо делать это.
4. Самостоятельно или совместно с психологом проработать полученные в детстве вредные внушения с помощью специальных техник.
2 вариант – большая компетентность и малая уверенность.
Это более легкий случай. При таком варианте человек имеет хорошие практические навыки делания чего-либо, но недооценивает свои способности, и соответственно, себя.
Алгоритм решения для 2 варианта неуверенности:
1. Определить «зоны неуверенности». Четко сформулировать, в чем именно вы неуверенны в каждой конкретной ситуации.
2. В отношении каждой неуверенности ответить 5-6 раз на вопрос: «Почему я не уверен в этом»? Записать все ответы, стараться отвечать четко.
3. Сформулировать «вредные убеждения» – четкие негативные тезисы, то, во что человек верит, и имена эта вера ему и мешает, ограничивает его.
4. Самостоятельно или совместно с психологом проработать вредные внушения с помощью специальных техник.
http://www.nlptherapy.ru/interestings/read/57-diffidence