«Вас не настораживает, что большое количество крупных ученых – отнюдь не атеисты». Татьяна Черниговская: бессмертен ли человек
– Я убеждена, что после завершения жизни ничего не заканчивается. Пусть меня простят люди, которые думают по-другому, но в таком случае я не могу понять, как им удается продолжать жить и при этом быть абсолютно уверенными в том, что смерть – это конец всего, – такую мысль в одном интервью высказала доктор биологических наук, профессор Татьяна Черниговская.
Татьяна Черниговская объясняет, почему невозможно научно доказать факт существования жизни после смерти, а также почему, несмотря на это, многие известные ученые не являются атеистами. К таким ученым относилась и академик Наталья Бехтерева, с которой Татьяна Черниговская часто общалась в последние годы жизни.
«Каждый человек сталкивается с проявлениями этих энергий»
Татьяна Черниговская называет себя невоцерковленным человеком, но не атеистом. К слову, атеистами не являлись и многие крупные ученые. Черниговская предлагает подумать над этим:
– Вас не настораживает, что большое количество крупных ученых – отнюдь не атеисты? И для них вера была вовсе не вопросом привычки. Здесь не идет речь о католической среде, где все по воскресеньям ходят в храм просто потому, что так положено. Я не про это говорю. Многие ученые относились к вере серьезно. И мне понятно, почему так происходило.
Татьяна Черниговская объясняет, что многие великие ученые не являлись атеистами, потому что лично убеждались в бесконечности и невероятной сложности этого мира. И здесь абсолютно не важно, что являлось предметом изучения того или иного ученого, – клетка, мозг, Вселенная. Как в микромире, так и макромире – бесконечность.
– Разумеется, ученые, которые считали себя верующими, никогда не ставили вопрос о том, что где-то на облаках сидит старик с бородой. Речь здесь идет о силах, энергиях, которые настолько несопоставимо выше и всесильнее нас, что их невозможно объяснить с помощью человеческих определений. Мы называем это Богом. Другой вопрос, что в это понятие вкладывает каждый из нас, – говорит Татьяна Черниговская.
По словам Черниговской, каждый человек сталкивается с проявлениями этих энергий. Например, когда речь идет об интуиции, предвидении. Когда человек говорит: «Я не знаю почему, но нужно делать так, а не так». Об этих явлениях в научном смысле человечество знает очень мало. К слову, изучением этих явлений в конце жизни занималась Наталья Бехтерева. За интерес к непознанному академика обвиняли в «лженауке», но Наталью Петровну это не останавливало.
Стали говорить: «Старушка сошла с ума»
Татьяна Черниговская часто общалась с Натальей Бехтеревой в последние полтора года ее жизни. Известно, что в последние годы жизни Бехтерева занималась исследованиями экстрасенсорного восприятия, пыталась найти научное объяснение феномену вещих снов, околосмертного опыта.
– В Академии наук была образована Комиссия по лженауке. О Бехтеревой стали говорить: «Старушка сошла с ума». Это все неправда. Она была очень умной и смелой женщиной. Я просто с восторгом смотрела, как она не боится таких вещей. Бехтерева говорила: «Я ученый? Ученый. Чем хочу, тем и занимаюсь». А что это неправильная позиция? Она пыталась зафиксировать, «поймать» парапсихические явления и подходила к ним как ученый, – вспоминает Татьяна Черниговская, которая также объясняет, почему научно доказать существование этих явлений невозможно, а заниматься их исследованиями опасно.
Исследовать непознанное опасно с нескольких точек зрения. Во-первых, ученый рискует своей научной репутацией. И только такая мощная личность, как Наталья Петровна, могла позволить себе так рисковать.
Во-вторых, наука имеет свои правила игры. Они включают в себя статистику, повторяемость, проверяемость результатов. А в той области, за исследование которой взялась Наталья Бехтерева, всего этого достичь невозможно.
Случаи, которые изучала Бехтерева, были единичными. Они не могут быть ни повторены, ни, соответственно, доказаны. Их нельзя ни смоделировать, но это не значит, что этого нет. Наталья Петровна имела отвагу приблизиться к этим явлениям, искать им объяснение.
Татьяна Черниговская обращает внимание на тот факт, что, несмотря на все открытия, ученые на самом деле не знают, каким образом сформировалась Вселенная, откуда появился в ней человек.
– Но если бы меня спросили, хочу ли я узнать, как все устроено, то я, наверное, предостерегалась бы. Ведь неизвестно, что узнаешь. Может, лучше этого не знать, – осторожно говорит Черниговская о том, что Наталья Бехтерева пыталась найти в своем «зазеркалье».