ЧТОБ ЛЮДСКИЕ ДУШИ ПЛАКАЛИ И ПЕЛИ...
Народная стихия и интеллектуальная бестолочь
Наткнулся на выступление Растеряева на канале "Культура" в апреле 2012 года. В качестве участника поэтического состязания молодых авторов Игорь как бы соревновался с юристом-интеллектуалом из Питера. Судьи - поэт-мэтр Юрий Ряшенцев и поэт-провокатор Виталий Пуханов. Первым начал Игорь - на видео минуты с 14-й. Это надо видеть. То, как менялись лица у молодых ребят в студии, таких же поэтов-интеллектуалов, старательно ищущих оригинальные рифмы, когда они увидели перед собой какого-то растеряху в куртке, который под гармошечку стал переворачивать им души. То, как смотрели судьи и ведущий - как на нечто невиданное и смущавшее их. Но внимательно, вдумчиво, настороженно, волнительно.
Что это было? Как это назвать? Это Русь певческая пришла на телевидение. Не старая, не фольклорная Русь, которую засовывают в эстрадные концерты, чтобы как-то они были похожи на концерты в России, а не в Алабаме, а современная, нынешняя, тутошняя, но неизвестная нам до сих пор. Наша растеряевская... С "синими табличками деревенских улиц" и "васильками и ромашками вместо Вась и Романов". Многострадальная и великая Русь, наша родная земля.
Насколько это непривычно было слушать им там, на тусовке интеллектуалов-поэтов, настолько же непривычно зрителям видеть это на современном телевидении. Даже на канале "Культура". Дай Бог, пока только на канале "Культура".
Затем вышел поэт-интеллектуал... и этот контраст надо тоже обязательно увидеть. Ничего особенного, обычный старательный рифмоплёт, бывает похуже. В другой бы раз его бы не заметили или даже поаплодировали. А тут, после "Георгиевской ленточки" - страшный конфуз. Какие-то разные планеты в противоположных вселенных. Что-то жалкое, натужное и несуразное рядом с настоящим и вечным.
Далее выступили судьи. Ряшенцев, автор слов песни "Пора-пора-порадуйся", сказал о Растеряеве пространно, но довольно точно. Особенно в своей формулировке, что это проявление "ненормально одарённой страны России" и что "за этим стоит стихия, бескрайняя, несчастная, удалая Русь, которая удивляет каждый раз новой музыкой". Стихия - очень верное определение растеряевского творчества. Пусть не всегда идеально обтёсанная, порой кажущаяся неказистой, но когда отдаёшься ей полностью, она уносит тебя по волнам национальной памяти и мечтаний духа, а точные слова вбиваются в память как будто собственные мысли.
Потом взял слово второй судья - поэт-провокатор, и бросил ремарку о том, что благодаря инновационному творчеству Растеряева в стране может быть возрождён какой-нибудь завод гармошек, и у сотен людей появится работа. В этих подлых словах сквозит такая зависть никчёмного и пошлого к настоящему народному искусству, такая, почти расовая, ненависть интеллектуальной бестолочи к русскому творчеству и созиданию, что просто физически ощущаешь содержание слов: "Когда вы задыхаетесь, мне становится легче дышать".
В конце выступления Игорь впервые прочитал свои стихи из песни "Звонарь". Звучит совсем по-иному, но столь же талантливо. Это стихи, братцы, это Поэзия. "Воскреси хорошее, погаси плохое, друг мой, медный колокол, в сердце у меня" и "звёздочками небо как сахарком поморосил" - это не слабее, чем у Высоцкого "отражается небо в лесу как в воде" и "только он не вернулся из боя".
Что тут сказать? (шёпотом и со сдерживаемым восторгом) Дождались...
ВОТ СПАСИБО
Мои родственники постоянно пели под гармонь. И песни такие любимые "Ой мороз, мороз", "Про рябину, которая так хотела к дубу перебраться", "Старый клен", "Ромашки спрятались", "Оренбургский пуховый платок". Я выросла с этими песнями и очень их люблю. Они такие простые, душевные и грусть в них звучит о том, что несбылось.
В песнях гармониста Растеряева звучит такая ЛЮБОВЬ-БОЛЬ за нас всех, за нашу несложившуюся судьбу, что всколыхнуло во мне память об этих старых песнях, недающих ЗАСНУТЬ, ЗАБЫТЬ то, что НЕ УМИРАЕТ НИКОГДА.
Вместе с Растеряевым пусть не растеряем мы то, что летит ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ. Спасибо.