Жить или не жить? Твой выбор в преддверии 2012 года.
Жить или не жить?
Твой выбор в преддверии 2012 года.
... И если вы не живете, то вам и не,
то вам и не, то вам и не умирать...
(из песни Сергея Никитина,
фильм «Ирония судьбы...»)
Чем ближе 2012 год, тем больше нас бомбардируют публикациями об апокалипсисе, основанном на календаре майя, и регулярными объявлениями о конце света. Налицо признаки массового психоза, подогреваемого предсказаниями многочисленных медиумов с их «видениями» катаклизмов и прочей спиритической истерией. По этому поводу вспоминаются слова Айванхова: «Сколько мужчин и женщин решили заняться профессией ясновидящих и медиумов лишь потому, что не способны делать что-либо другое!»
Известно что в Мексике в 1960-е годы был найден так называемый «Монумент Шесть» - трудночитаемые таблички майя с письменами, согласно которым в 2012 году должны произойти события с участием бога войны и созидания Болон Йокте. Старейшина местного племени майя заявляет, что уже устал от докучливых людей, которые своими расспросами о кончине мира «сводят его с ума».
«Это лишь особая годовщина сотворения, - считает Дэвид Стюарт, специалист по эпиграфике майя из университета Техаса в Остине. - Майя никогда не говорили, что мир идет к концу или обязательно должно случиться нечто плохое, они просто отметили будущий юбилей на Монументе Шести».
Вместе с тем, различные толкователи связывают предсказание с серией астрономических явлений, ожидаемых в 2012 году, когда в момент зимнего солнцестояния Солнце впервые за 26 тыс. лет окажется на одной линии с центром Млечного пути. По их мнению, это означает, что поток энергии, который обычно идет к Земле из центра Млечного пути, будет нарушен 21.12.12 в 11:11 вечера по единому мировому времени.
Одна из версий гласит, что мудрые вожди племени майя предвидели то, что наша цивилизация обязательно загонит себя на край пропасти и поэтому придумали плохо читаемые пророчества и календарь с окончанием в 2012 году, пугая нас катаклизмами и подталкивая таким образом к развитию высших качеств, воздействуя на инстинкт самосохранения (почему - то мне кажется, что их план не удался)
Нам, конечно, не известны мотивы создателей календаря, и никто точно не знает о будущем, поэтому многих и посещают мысли о возможной катастрофе в декабре 2012 года. Грядет или минует? Погибнем или будем жить? А если бы знали наверняка, сумели бы отсрочить приговор Природы, и если да, то как?
Допустим, нам будет точно известно, что «конец света» наступит, - помогло бы знание этого факта изменить отношение человека к себе, своим ближним, миру и жизни, чтобы достойно прожить оставшееся время? Стоит ли ждать каких-то особых знаков или нужно меняться уже сейчас?
На самом деле, не обязательно ждать особых знамений, чтобы решить: жить или не жить. К тому же, выбор можно сделать самому, а не отдавать его на откуп природе. Этот выбор сродни гамлетовскому «быть или не быть»?
Что значит Быть.
Жизнь реальна только тогда, когда Я есть.
Г.И. Гурджиев
Быть иль не быть - вот он, вопрос. Должна ли
Великая душа сносить удары рока
Или, вооружаясь против потока бедствий,
Вступить с ним в бой и положить конец
Страданью...
У. Шекспир. Гамлет.
Многие философские системы и религии отмечают необходимость бодрствования, бдения, нахождения в настоящем моменте. Самое древнее упоминание об этом можно найти в философии и религии Древнего Египта, прежде всего в «Книге мертвых», затем в трудах герметической традиции «Изумрудная скрижаль» и «Кибалион», повлиявшие на просвещенные умы Европы. Отметим лишь некоторых из них, в творчестве которых тема бодрствования проявляется особенно четко.
Прежде всего, следует отдать дань Корнелиусу Агриппе, чьи работы вдохновили Гёте на создание Фауста. Затем Шекспир, или неизвестный автор, творивший под этим именем, создает пьесу «Гамлет», в которой звучит вопрос-призыв «быть или не быть». Этот призыв перекликается с учением ордена розенкрейцеров, всегда утверждавших, что человек существует только тогда, когда находится в состоянии бодрствования, то есть, когда его духовная сущность проявляется через тело. В остальное время он «не более чем животное» и не существует по-настоящему. Они, как и древние египтяне, знали, что если высшее Я не проявлено в человеке, то он обречен на страдания, которые сможет преодолеть только если «пробудится». Возможно, автор «Гамлета» был членом ордена и разделял эти идеи, отражая их в своих пьесах.
Следует отметить, что в это же время творили в подобном ключе Томаззо Кампанелла, Бэкон и Якоб Бёмэ. Особо следует отметить философскую драму Кальдерона «Жизнь есть сон», написанную в 1635 году.
Двести лет спустя Элифас Леви (Альфонс-Луи Констан) и Бульвер-Литтон, известные писатели и розенкрейцеры, создают ряд произведений, посвященных вечной теме человеческой эволюции.
В 1916 году вышел роман «Зелёный лик», а чуть раньше знаменитый «Голем» Густава Майринка, мистика и каббалиста; вскоре им были написаны еще два романа — «Белый доминиканец» и «Ангел западного окна», которые обозначили новую эру мистицизма зарождающегося века.
Главный герой Майринка проходит через множество испытаний и достигает заветной цели - пробуждения. Тема огня и нового существа Андрогина, а также само имя мистической невесты Атанасиуса Перната Мириам явно заимствовано Майринком из идей герметического ордена существовавшего в ту пору в Италии, созданного Чиро Формизано, известного в истории эзотеризма под именем Джулиано Креммерц (или Кремм-Эрц).
В 1898 году Креммерц много работает для восстановления «магического духовного братства по примеру древнейших египетских жреческих братств, посвящённых Исиде (Мириам), самой последней и известной имитацией которых было розенкрейцерство. »
Возможно, именно участие в этом герметическом братстве вдохновило Майнрика на написание таких строк в романе «Зеленый лик»:
«Крепись и бодрствуй, дабы буря не застала тебя спящим, ибо те, чьи глаза при первых лучах наступающего дня будут закрыты, останутся неразумными тварями, какими и были, беспробудными на веки вечные.
Более тысячи лет билось человечество над постижением законов природы и покорением ее, но лишь те, пожалуй, немногие, кто узрел смысл этой работы и понял, что внутренний закон таков же, как и внешний, только октавой выше, призваны пожинать урожай, удел же прочих – вспашка и холопское ярмо, пригнетающее взор к земле. Ключ к владычеству над природой разъеден ржой со времен всемирного потопа.
Имя ему – бодрствование... Бодрствующий открывает все затворы».
В это же время, когда Майнрик писал свои романы, другой мистик -Г.И. Гурджиев, которого называют одним из великих Учителей XX века, уже основал во Франции школу «Четвёртого пути», где обучал искусству жить в настоящем моменте, быть бодрствующим, повышая уровень сознания.
Примерно через 20 лет после смерти Гурджиева, уже в Южной Америке, открывается школа инициации под руководством Джона Бейнса (Дарио Саласа Соммера), принявшего эстафету из рук Гурджиева в нелегком процессе обучения западной части человечества методам пробуждения. Насколько мне известно, это единственная на данный момент школа посвящения, где есть возможность духовно развиваться согласно герметической традиции.
Основателем этой школы написано несколько очень интересных книг, две из которых непосредственно относятся к теме статьи - это «Гипсосознание» и «Развитие внутреннего мира». Еще одна его работа, которая давно не переиздавалась - «Звездный человек», в которой есть впечатляющая глава на тему «Быть или не быть», где автор очень подробно объясняет моменты, когда и почему мы существуем, а когда нет. Когда читаешь эту книгу, кажется что она написана всеми вышеупомянутыми авторами, только адаптирована для жителей нашей эпохи:
«Быть или не быть - этот вопрос, поставленный еще Шекспиром, отражает один из основных элементов работы учеников герметизма. На первый взгляд может показаться, что речь идет о том, чтобы решить: жить или умереть. Никому не приходит в голову усомниться в своем существовании с того момента, когда появились свидетельства его жизни, когда он стал видеть и сознавать себя обладателем материального тела, занимающего определенное место в пространстве. Любой нормальный человек на вопрос «я есть - или меня нет» ответит положительно.
Однако герметизм утверждает обратное: «Homo Sapiens не существует». Когда мы задаем вопрос: существует некий человек или нет, ответ будет положительным, если речь идет о его физическом теле и психологическом «я». Если же имеется в виду его дух, или высшее «Я», то ответ будет отрицательным.
Высшее «Я» не проявится в теле, если психологическое «я» спроецировано на прошлое или будущее, поэтому в материальной реальности человека оно «не существует». Вот почему на вопрос: «я есть или меня нет», если речь идет о сущности, ответ должен быть следующий: «Я есть, Я существую где-то как духовное существо, но меня нет в материальном мире, где мое физическое тело не пребывает в реальности настоящего момента».
Согласно герметической концепции: «Единственная реальность - настоящее; нет ни прошлого, ни будущего, они - иллюзия». (Прошлое существовало когда-то, а будущему еще предстоит произойти).
Совпадение во времени нашего тела, внимания, психологического и высшего «Я», обеспечивает реальность нашего существования, а отсутствие совпадения ведет к существованию иллюзорному.
К сказанному выше необходимо добавить еще одну важную вещь: когда человек существует синхронно со временем и пребывает в настоящем моменте, то становится духовным. Следовательно, тайна духовности скрыта в загадке времени и его воздействии на человека.»
Итак, следуя многовековому учению о бодрствовании, сам собой напрашивается печальный вывод: многие наши современники озабочены страхом смерти и живут в ожидании катастроф, проецируя свое психологическое я в будущее, которое еще не наступило, и по сути, они не живут, находясь в состоянии «не бытия».
Тем временем, согласно книге Саласа, в Москве, Мадриде, Нью-Йорке, Венесуэле, Боготе, Буэнос-Айресе, Сантьяго работают школы жизни, где некоторые люди практикуют состояние «быть». Тем из них, кому удастся его достичь, не страшны катастрофы, они смогут их пережить и унести с собой накопленный опыт, эту эссенцию жизни, собранную в состоянии пробуждения из пройденных испытаний. Это и будет их сущность, продукт высшей теургии, тот самый волшебный напиток бессмертия из чаши Грааля, ведущий к реинкарнации и эволюции.
С другой стороны тем, кто не живет как полноценная сущность, тоже незачем бояться, ведь они по-настоящему то и не живут, и единственное, что может разрушиться при катастрофах – их телесная оболочка, в которой нет Духа.
Может эпиграф как раз об этом?
Напоследок хочется отметить фильм «Матрица», вышедший в США в марте 1999 года, где главному герою пришлось выбирать между красной и синей таблеткой, а в сущности, между «быть или не быть».
Поэтому, к чему нам ждать исполнения сомнительных пророчеств, когда свой выбор можно сделать уже сегодня и сейчас, чтобы Быть в настоящем моменте и Жить полноценной жизнью, достойной сознательного человека.
Виктор Кузнецов
октябрь 2011 года