Ни для кого не секрет, что чтение – кладезь знание и бла бла бла. Но зачастую, читатель не понимает, в чем смысл осознанного чтения. Вроде бы, читая книгу – все понятно, все ясно и далее по списку. Но, как оказалось, что 60% читателей - читают не осознанно, прибегая к школьному методу прочтения книги (зачитывания книги на автоматизации).
ЧТО ТАКОЕ ОСОЗНАННОЕ ЧТЕНИЕ И ЗАЧЕМ ОНО НУЖНО?
Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идеи, образов и роли художественных средств. Осознанное чтение помогает нам, научится работать с текстом, содержанием и анализом посыла автора.
КАК НАУЧИТСЯ ЧИТАТЬ ОСОЗНАННО?
▪ Полная концентрация. Создайте такую обстановку, которая поможет сконцентрироваться на прочтении книги.
▪ Делайте пометки на полях. На мой взгляд, это самая неотъемленая часть осознанного чтения, ведь, мы с Вами анализируем текст. Заметки нужны не для того, чтобы не забывать о чем глава – это своего рода анализ текста, выделяя главную мысль или цитату, с которой у Вас характеризуется действие персонажей. Не бойтесь их делать – они помогают Вам совершенствовать навык осознанного чтения.
▪ Конспектируйте. Практика показала, что конспектирование после каждой главы или частей текста, в блокнот или электронный носитель – улучшает осознанность текста. Нужно конспектировать в момент прочтения, а не после целостного ознакомления.
▪ Задавайте вопросы сами себе. Чтобы конспектировать ту или иную главу, нужно правильно поставить вопросы. Это не бесполезно, а наоборот, повышает умственную активность головного мозга, активизируя мышление. Вопросы так же помогают составить план конспекта текста, чтобы более полноценно проанализировать текст.
▪ Перечитывайте заметки. Выработайте у себя привычку перечитывать то, что вы написали. При перечитывания своих записей вы сравниваете эмоции, повторно анализируя текст, дополняя его новыми эмоциями и мыслями
Все методы до боли знакомы каждому читателю, но мало кто использует их всех в совокупности. Попробуйте проделать все эти пункты с одним произведением и сравните свои результаты, которые были при предыдущей книге. Я уверена, что разница почувствуется огромная.
https://bookmix.ru/blogs/note.phtml?id=20534 [2]
А.Н. Иоффе, д.п.н., профессор и О.Н. Мачехина, к.п.н., доцент "Смысловое чтение - учебный и досуговый аспект ":
Роль чтения в жизни ребёнка - Катерина Поливанова:
Упражнение осознанное чтение ( модульная детская игра):