Как известно, большинство духовных практик основаны на визуализации. Если её нет, практика усложняется и приходится использовать иные каналы восприятия. Предлагаю ознакомиться с тем, какие бывают уровни, чтобы подход стал более персональным. Советуется всем гипнологам и практикам. Текст коллеги
Обычно, у человека работа одного полушария мозга доминирует над другим полушарием, при этом у каждого полушария есть специфические проявления, которые характерны только ему. Для людей, у которых сильнее работает правое полушарие, характерно восприятие текущего времени и конкретного пространства в виде образов, событий, лиц. При этом имеется тенденция к пессимистической, мрачной реакции на мир. Доминантное левое полушарие даёт людям способность к запоминанию символов и имён, чтению схем. При этом развивается более детальное восприятие, речевая активность. Мир воспринимается лёгким и весёлым
Воспринимая импульсы из внешнего мира органами чувств, каждый человек предпочитает свою репрезентативную систему, которая из всех чувств является доминантной. По этим системам типы людей рассматриваются как: визуал, кинестетик, аудиал, дигитал. Какой из этих способов восприятия относится именно к вам?
- визуалы – это 80-85% людей, живущих на нашей планете. Кто такие визуалы? Люди, которые воспринимают информацию преимущественно через зрение. Какие слова они используют? «Я вижу», «Я не вижу здесь выгоды», «Моя точка зрения такова». Они даже в словах используют визуальные образы. И мыслят картинками, воспринимают информацию картинками. И передают ее по большей части картинками. Сохраняет дистанцию для общения «чтобы видеть». Направлен взгляд над окружающими.
- аудиалы, «большое ухо» - люди, которые воспринимают на слух. Наверняка вам знакома такая народная мудрость, что женщины любят ушами. 10-12% людей во всем мире воспринимают информацию преимущественно через слух. Кроме этого любит говорить, хотя в обстановке любит тишину.
- кинестеты чувствуют касаниями. Таких людей очень мало. По разным данным, их от 3% до 5-8%. Чаще с округлым типом тела, он спокоен и расслаблен. В общении важны прикосновения с направлением взгляда под окружающими. Дистанция очень близкая. Любят удобства.
И есть еще четвертая категория, о которой ученые, социологи, статистика почему-то часто забывают.
Это дискреты (или дигиталы). Этих вообще мало. Их в среднем 1-2%. Это очень редко встречающиеся люди.
И даже когда я буду сейчас давать описание, кто такой дискрет, как они воспринимают информацию – наверняка, многие из вас скажут: вот он я, я узнал себя. Не спешите с выводами, потому что там есть свои интересные моменты, которые отделяют дискрета от всех остальных типов восприятия: от визуалов, аудиалов, кинестетов.
- дискрет/дигитал – это человек, который постоянно контролируют своё поведение, чтобы оно было «правильным». Они ориентируются на смысл, содержание, функциональность и важность объектов. В любой ситуации воспринимает информацию в формате «логично – не логично». Для него важно: цифровые значения, пропорции, знаки, символы. Он очень логичен и в то же время интуитивен в принятии решений, в восприятии информации. Голос при общении монотонный без зрительного контакта, смотрит над толпой. Любит всё функциональное и рациональное. Среди детей дискретов не выделяют. Вообще дискретами не рождаются. Ими становятся в течение жизни. Считается, что большинство дигиталов – бывшие кинестетики, которые после каких-то травмирующих событий научились скрывать свои чувства, в том числе и от себя. Когда их чувства вступают в конфликт с рациональностью, им проще заглушить их в себе полностью. Причем дискрет сначала осознанно пытается контролировать все поступки, предпочтения, телодвижения и эмоции, а затем делает это на бессознательном уровне. Также дигиталами могут становиться дети из неблагополучных семей, которых никогда не поддерживали, не понимали и даже не старались этого делать.
Давайте я приведу простой пример. Визуал, увидев банкноту в 100 евро, скажет: «Ух ты, красиво!». Или: «Нет, мне не нравится этот цвет, не нравятся эти цифры» и так далее. Аудиал ей пошуршит – будет воспринимать на слух. Шуршит – классно, не шуршит – плохо. Кинестет пощупает: шершавая – не шершавая, как она пахнет. Кинестет воспринимает не только осязанием. Он купюру облизать может, понюхать. Он через запах воспринимает, через вкус и через контакт.
А дискрет будет воспринимать купюру через достоинство. Остальные моменты его вообще не волнуют. То есть для него существуют 100 евро, 10 евро, 1000 евро. А все остальное он вообще не видит.
Подробнее о каждом типе
Отличия.
Отличия будут касаться очень многих вещей, например, организации мышления, памяти, способов обучения.
Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен.
Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен написать его собственноручно, Аудиал – произнести, Визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит.
Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен "видеть весь лист".
Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя (вспомните про алфавит).
Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука бренькнула, и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а Аудиал – рассказать подробнее. Дигитал в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит потребляемую мощность и расход воды на килограмм белья.
На практике это можно применить следующим образом. Например, вы продаете пылесос или швейную машинку.
Визуалу дайте красочный проспект с рисунками и фотографиями, покажите прибор и отметьте, какой приятный для глаза дизайн и красивое соотношение цветов.
Кинестетику всуньте в руки эту швейную машинку и объясните, на что нужно нажимать и что крутить, и пусть он сам попробует, как это удобно.
Аудиалу желательно дол-го рассказывать о чем угодно, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией, упирая на бесшумность или мелодичность издаваемых звуков.
Дигиталу выложите справки, документы, технические характеристики, желательно на бумажке с большим количеством цифр и печатей. И говорите только по делу, о функциональности и полезности данного прибора.