В продолжение притчи, изложенной в блоге Набель *http://waytosoul.ru/node/7260 [2]*
Давно жил царь Соломон, но люди помнят его. Его называли справедливым, мудрым, добрым, счастливым и бесстрашным.
Так заканчивается притча.
А теперь - обсуждение притчи Учителя с Учеником * из книги Ирины Медведевой "Обучение у воды" : серия книг Медведевых есть в эл. виде в Инете - рекомендую. Возвращает здравомыслие*.
– Не удивительно, что эта притча очаровала тебя, – усмехнулся Учитель. – Как всякий европеец, склонный к заумным рассуждениям, ты, как от наркотиков, ловишь кайф от нетривиальных интеллектуальных построений, даже если они по сути ничего в себе не несут, а твое интеллектуальное и эмоциональное замешательство похожи на ощущения пьяницы после третьей рюмки – голова еще не болит, но уже приятно кружится.
– Тебе не понравилась притча? – слегка обиженно спросил я.
– Дело не в том, понравилась она мне или нет, а в том, что каждый из нас находит в ней. Это интересная притча, но для меня она представляет интерес совсем не в том плане, в каком она привлекает тебя.
– А что, по твоему мнению, меня в ней привлекает? – поинтересовался я.
– Это очевидно, – пожал плечами Ли. – С детства ты впитал в себя идеалы доброты и справедливости. Ты всегда мечтал быть мудрым, добрым, справедливым и счастливым, но на самом деле ты никогда не задумывался о том, что же такое доброта, справедливость, мудрость и счастье. Интуитивно ты имел о них представление, но четкой интеллектуальной концепции у тебя пока не было, и, более того, тебе никогда не приходило в голову, что доброта, справедливость, мудрость и счастье по своим определениям могут противоречить друг другу и даже производить впечатление несовместимых понятий.
Поскольку в глубине души ты продолжаешь считать себя умнее других, ты втайне надеешься, что на основе этой притчи тебе удастся изобрести рецепт того, как интегрировать в единое целое эти четыре абстрактных понятия, и с помощью этого гениального озарения облагодетельствовать человечество. Но поскольку адекватной интеллектуальной формулировки гармоничного слияния добра, справедливости, мудрости и счастья пока тебе придумать не удается, ты пребываешь в состоянии приятного замешательства и эйфорического ощущения того, что на тебя вот вот снизойдет великое озарение. Кроме того, очевидно, что ты мысленно отождествляешь себя с царем Соломоном и тебя неотвратимо притягивает слово «бесстрашие». Любой мальчишка, начинающий изучать боевые искусства мечтает быть бесстрашным и непобедимым. Но слово «бесстрашие» только звучит красиво. Я уже говорил тебе о том, что каждая медаль имеет две стороны. К сожалению, другая сторона бесстрашия – это невежество и глупость.
Я покраснел. Слова Учителя попали в самую точку. Хотя мне стыдно было в этом признаться, но в оценке моих скрытых мотивов он оказался совершенно прав.
Ли откровенно веселился, наблюдая за спектром эмоций, отражающихся на моем лице.
– Уверен, что ты обожаешь парадоксы, – безапелляционно заявил он. – Парадоксы имеют свойство вызывать у людей, чей ум находится на стадии развития чуть более высокой, чем у одноклеточных существ, состояние приятного эйфорического замешательства, когда им кажется, что они вот вот проникнут в суть тайны, которая на самом деле окажется очень простой. Но время идет, этого не происходит, и в зависимости от характера человека, эйфория сменяется или ощущением того, что тебя обманули, или подсознательной потерей уверенности в собственных силах, или мудрым осознание того, что парадокс есть парадокс и он так и останется парадоксом на вечные времена.
– А как ты воспринимаешь эту притчу? – спросил я.
– Эта притча полезна тем, что она допускает множество толкований, и осознание каждого нового ее толкования может дать ученику расширение его мироосознания. Многие восприняли бы ее так же, как и ты, зачарованные расплывчатыми, но красивыми определениями мудрости, справедливости, добра и счастья. Возможно через некоторое время им удалось бы понять, что эти определения, такие привлекательные для ума, на самом деле неверны, то есть относятся к ложному знанию. С такой точки зрения притча теряет свое очарование и становится просто приятной, но бесполезной игрушкой.
Еще один вариант понимания притчи – считать, что определения, представленные в притче, более или менее отражают истину, но рекомендация, данная в конце Давидом Соломону, – быть бесстрашным, – нечто из уже совсем другой оперы. Вывод же притчи о том, что бесстрашие более высокая добродетель, чем мудрость, справедливость, доброта и счастье кажется просто абсурдным, но при первоначальном прочтении притчи этого обычно не замечают, теряя суть за фасадом красивых слов. Тот же эффект производят фокусники, когда серией заранее продуманных жестов и слов они отвлекают внимание зрителей от своих главных манипуляций. Если ты хорошенько подумаешь, то сам сможешь обнаружить в этой легенде огромное количество всевозможных смысловых пластов и интерпретаций.
Меня снова охватила легкая грусть. Мне захотелось видеть мир так же, как Ли, охватывая наибольшее количество граней и оттенков событий и явлений, а потом я понял бессмысленность этой грусти и рассмеялся.
– Знаешь, кажется я уже понемногу перестаю расстраиваться от собственной глупости, – весело сказал я.
Ли высоко поднял брови в жесте притворного изумления.
– Неужели? А я вот от нее просто таки получаю удовольствие, – с широкой улыбкой произнес он.
-------------------
Однажды Ли сказал мне фразу, в правильности которой я не раз убеждался на опыте.
– Люди всегда жаждут того и говорят о том, чего у них нет. Лживый человек будет клясться, что он всегда говорит правду, предатель требует клятв и сам клянется в верности, человек, неспособный любить, рассуждает о настоящей любви, а тот, кто не может испытать подлинный сексуальный экстаз, может с пеной у рта рассуждать о том, каким должен быть секс. Тот, у кого правдивость, верность, любовь и чувственность заложены в крови, просто проявляет их, но не заботится и не рассуждает о них. «Спокойные» вмещают в себя весь мир, поэтому им вообще не хочется рассуждать ни о чем, и они тратят усилия на разговор только с тем, кто хочет их слушать, чтобы подарить другому часть их прекрасного мира, но они избегают духовного насилия и никогда не навязывают своих взглядов.
Схему «подстройки к миру» Учитель впоследствии описал, как технику расширения моделей мира или «культивации плода дерева жизни». Это была сложная, но очень интересная теория создания гармоничной личности, гибко и адекватно реагирующей на изменения в окружающем мире, построенная на схеме взаимодействия пяти первоэлементов, выделении у человека 64 сущностей и их взаимодействии, на теории жажд и некоторых других представлениях «Спокойных» о строении человеческой психики.