Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис), глава 1 [2]
1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,
2 который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.
3 Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.
БОЖЬЕ ОТКРОВЕНИЕ ЛЮДЯМ (Отк. 1,1-3)
Эту книгу иногда называют Откровением, а иногда - Апокалипсис. Она начинается словами: "Откровение Иисуса Христа", которые значат не откровение об Иисусе Христе, а откровение, дарованное Иисусом Христом. Откровение - по-гречески апокалупсис, и это слово имеет свою историю.
1. Апокалупсис состоит из двух слов: апо, что значит прочь от и калупсис - покров, и потому апокалупсис значит снятие покрова, откровение. Первоначально это слово не было сугубо религиозным, а попросту значило разоблачение какого-то факта. Весьма интересно употребляет это слово греческий историк Плутарх ("Как отличить льстеца от друга", 32). Он рассказывает о том, что однажды Пифагор подверг публичному порицанию одного из своих преданных учеников, и как этот молодой человек пошел и удавился. "С тех пор Пифагор никогда больше не наставлял никого при посторонних, потому что к ошибкам надо относиться так же, как к заразной болезни и всякое наставление и разъяснение (апокалупсис) должно совершаться в тайне". Но затем апокалупсис стало исключительно христианским словом.
2. Оно употребляется для раскрытия воли Божьей для направления наших действий. Так Павел говорит, что прибыл в Иерусалим по откровению (апокалупсис). Он пошел, потому что Бог сказал ему, что желает от него этого (Гал. 2,2).
3. Оно употреблено для откровения истины Божьей людям. Евангелие, которое благовествовал Павел, он принял не от человека, а через откровение (апокалупсис) Иисуса Христа (Гал. 1,12). Весть проповедника в христианском собрании - откровение (1 Кор. 14,6).
4. Оно употребляется и для откровения Божиих сокровенностей людям, особенно в воплощении Иисуса Христа (Рим. 14,24; Еф. 3,3).
5. В особенности же оно употребляется для определения откровения силы и святости Божьей, которые грядут в последние дни; это будет откровение праведного суда (Рим. 2,5); для христиан же это будет откровением "к похвале, чести и славе" (1 Пет. 1,7), благодати (1 Пет. 1,13), радости (1 Пет. 4,13).
Прежде чем обратиться к более специфическому употреблению слова апокалупсис, надо отметить два факта.
1. Откровение связано особым образом с деятельностью Святого Духа (Еф. 1,17).
2. Следует понимать, что здесь перед нами образ всей христианской жизни, потому что в ней нет такой части, которая не была бы освещена откровением Божьем. Бог открывает нам, что нам надлежит делать и говорить; в Иисусе Христе Он открывает нам Себя, ибо видевший Иисуса видел Отца (Иоан. 14,9), а жизнь движется к последнему и завершающему откровению, в котором будет суд для тех, кто не подчинился Богу, и благодать, слава и радость для тех, кто пребывает в Иисусе Христе. Откровение - это не специфически богословская идея; это то, что Бог предлагает каждому, кто готов слушать.
А теперь обратимся к специфическому значению слова апокалупсис, которое имеет непосредственное отношение к этой книге.
Иудеи уже давно перестали надеяться на то, что они смогут своими силами получить воздаяние, полагающееся им, как избранному народу, и потому надеялись на прямое вмешательство Бога. Для этого они делили все время на два века - на век нынешний, подчиненный пороку, и на век грядущий, который является Божиим веком. А в промежуток - время великой скорби. В эпоху между Ветхим и Новым Заветами иудеи написали много книг, представлявших собой видения ужасного последнего времени и грядущего затем блаженства. Эти книги назывались апокалипсисами; Откровение является такой книгой. Хотя в Новом Завете нет больше ничего подобного, оно относится к литературному жанру, типичному для эпохи между Ветхим и Новым Заветами. В этих книгах было что-то дикое и невразумительное, потому что в них пытаются описать неописуемое. Откровение так труднодоступно для понимания именно из-за предмета и темы, которой оно посвящено.
СРЕДСТВА БОЖЬЕГО ОТКРОВЕНИЯ (Отк. 1,1-3 (продолжение))
В этом отрывке коротко показано, как откровение достигло людей.
1. Откровение исходит от Бога, источника всякой истины. Всякая истина, открытая людьми, содержит в себе два элемента: она является открытием человеческого ума и даром Божиим. Однако важно помнить, что человек никогда не создает истины, а получает ее от Бога. Нам следует также помнить, что он получает ее двумя путями. Человек постигает ее в результате серьезных поисков. Бог даровал человеку разум и поэтому Он часто говорит нам посредством нашего ума. Конечно, Он не доверяет истину тому, кто слишком ленив, чтобы размышлять о нем. Ее постигают в результате благоговейного ожидания. Бог дарует Свою истину тому, кто не только напряженно думает о ней, но и спокойно ожидает откровения ее в молитве и преданности. Но опять же надо помнить, что молитва и преданность Богу не являются чисто пассивным делом, а благоговейным прислушиванием к голосу Божьему.
2. Бог даровал Свое откровение Иисусу Христу. Библия не превращает Иисуса в второго Бога; скорее наоборот, она подчеркивает Его абсолютную зависимость от Бога. "Мое учение, - сказал Иисус, - не Мое, но Пославшего Меня" (Иоан. 7,16). "Я... ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю" (Иоан. 8,28). "Ибо Я говорил не от Себя, но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить" (Иоан. 12,49). Иисус возвещает людям Божью истину и именно потому Его учение является единственным в своем роде и завершающим.
3. Иисус даровал эту истину Иоанну посредством Своего Ангела (Отк. 1,1). Следовательно, автор Откровения - дитя своего времени. В тот период истории особенно сознавали трансцендентность (непознаваемость) Бога. Другими словами, на них производило большое впечатление различие между Богом и человеком, притом настолько, что они считали невозможным прямое общение между Богом и человеком, и что для этого всегда необходимы посредники. В Ветхом Завете Моисей получил закон непосредственно из рук Божьих (Исх. 19 и 20), а в Новом Завете дважды говорится, что закон был принят при служении ангелов (Деян. 7,53; Гал. 3,19).
4. Наконец, откровение даровано Иоанну. В этом есть нечто возвышенное, при мысли о том, какую роль играют люди в процессе передачи Божьего откровения. Богу необходимо было найти человека, которому Он мог доверить Свою истину, и которого Он мог бы употребить в качестве Своих уст.
5. Следует отметить содержание откровения, дарованное Иоанну. Это откровение того, "чему надлежит быть вскоре" (1,1). Здесь два важных слова: во-первых, надлежит. Заметим, что в истории ничего нет случайного, у нее своя цель. Во-вторых, вскоре. Это служит доказательством того, что неправильно было бы использовать Откровение как некую таинственную таблицу грядущих событий, которые могут совершиться через тысячу лет. В представлении Иоанна то, о чем идет речь в Откровении, должно совершиться немедленно. И потому Откровение нужно истолковывать в контексте того времени.
РАБЫ БОЖИИ (Отк. 1,1-3 (продолжение))
Слово раб употреблено в этом отрывке дважды. Бог даровал откровение рабам Своим через раба Своего Иоанна. В греческом это доулос, а в древнееврейском - ебедх. Оба слова трудно переводимы. Обычно доулос переводится как раб. Истинный слуга Божий - это, фактически, Его раб. Слуга может уволиться, когда ему угодно; у него установленные часы работы и отдыха; он работает за определенную плату, имеет свое мнение и может торговаться, когда и за сколько будет работать. Раб же лишен этого; он является полной собственностью своего хозяина, и не имеет ни своей воли, ни своего времени. Слова доулос и ебедх указывают, насколько абсолютным должно быть наше подчинение Богу.
Весьма интересно отметить, к кому относятся эти слова в Писании.
Авраам - раб Божий (Быт. 26,24). Моисей - раб Божий (2 Пар. 24,6; Неем. 1,7; 10,29; Пс. 104,26; Дан. 9,11). Иаков - раб Божий (Ис. 44,1.2; 45,4; Иез. 37,25). Халев и Иисус Навин - рабы Божие (Числ. 14,24; Иис. Н. 24,29; Суд. 2,8). После Моисея чаще всего рабом Божиим назван Давид (3 Цар. 8,66; 11,36; 4 Цар. 19,34; 20,6; 1 Пар. 17,4; Пс. 132,10; 144,10; в заглавиях к Пс. 17 и 35; Пс. 88,4; Иез. 34,24). Илия - раб Божий (4 Цар. 9,36; 10,10). Исаия - раб Божий (Ис. 20,3); Иов - раб Божий (Иов. 1,8; 42,7). Пророки - рабы Божии (4 Цар. 21,10; Ам. 3,7). Апостолы - рабы Божии (Фил. 1,1; Тит. 1,1; Иак. 1,1; Иуда 1; Рим. 1,1; 2 Кор. 4,5). Такой человек, как Епафрас - раб Иисуса Христа (Кол. 4,12). Все христиане - рабы Христовы (Еф. 6,6). Из этого мы можем прийти к следующим выводам.
1. Величайшие мужи почитали за честь быть рабами Божиими.
2. Интересно отметить объем их служения: законодатель Моисей; отважный странник Авраам; пастушок Давид, милый певец Израиля и его царь; Халев и Иисус Навин - воины и деятельные мужчины; Илия и Исаия - пророки и мужчины Божие; Иов - верный и в беде; апостолы, несшие людям весть об Иисусе; каждый христианин - раб Божий. Бог может использовать всех, кто согласится на служение Ему.
БЛАГОСЛОВЕННЫЕ БОГОМ (Отк. 1,1-3 (продолжение))
Этот отрывок заканчивается тремя благословениями.
1. Блажен человек, читающий эти слова. Читающий - в данном случае это не человек, читающий сам по себе, а который публично читает слово Божие в присутствии всей общины. Чтение Писания было в центре всякой службы в иудейской синагоге (Лук. 4,16; Дели. 13,15). В иудейской синагоге Писание общине читали семь простых членов общины, но если присутствовал священник или левит, то право первенства принадлежало ему. Христианская Церковь заимствовала многое из порядка службы в синагоге, и чтение Писания оставалось центральной частью служения. Самое раннее описание христианской церковной службы находим у Иустина Мученика; она включала чтение "сказаний апостолов (то есть Евангелий), и писаний пророков" (Иустин Мученик: I,67). Со временем читающий стал в Церкви официальным должностным лицом. Тертуллиан жалуется, в числе прочего, на то, что в еретических общинах человек мог слишком быстро получить официальную должность, не получив предварительно для этого надлежащей подготовки. Он пишет: "И так бывает, что сегодня у них один епископ, а завтра другой, сегодня он диакон, а завтра - чтец" (Тертуллиан, "О прескрипции против еретиков", 41).
2. Слушающий эти слова блажен. Мы поступаем хорошо, если будем помнить, как велико преимущество слушать слово Божие на родном языке, а это право куплено дорого. Люди умирали за то, чтобы Дать нам его; а профессиональное духовенство долго пыталось сохранить старые, непонятные для народа языки за собой. Однако и по сей день совершается всякий труд, предлагающий людям Писание на их родном языке.
3. Блажен человек, соблюдающий эти слова. Слышать слово Божие - привилегия; повиноваться Ему - обязанность. В том нет подлинного христианского чувства, кто слышит слово и забывает или умышленно игнорирует их.
Это тем более важно, потому что время близко (1,3). Ранняя Церковь жила в живом ожидании пришествия Иисуса Христа и это ожидание было их твердой надеждой в беде и постоянным предупредительным знаком. Независимо от этого, никто не знает, когда его позовут от земли и, для того, чтобы он мог с надеждой встретить Бога, ему необходимо дополнить слушание послушанием.
В Откровении содержится семь блаженств.
1. Блаженны те, о которых мы только что говорили. Блаженны все те, которые читают Слово, слушают его и повинуются ему.
2. Блаженны мертвые, умирающие в Господе (14,13). Это можно назвать небесным блаженством друзей Христовых на земле.
3. Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою (16,15). Это можно назвать блаженством бодрствующего странника.
4. Блаженны званные на брачную вечерю Агнца (19,9). Это можно назвать блаженством званных гостей Божиих.
5. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом (20,6). Это можно назвать блаженством человека, над которым смерть вторая не имеет власти.
6. Блажен соблюдающий слова пророчества книги сей (22,7). Это можно назвать блаженством мудрого, читающего Слово Божие.
7. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его (22,14). Это можно назвать блаженством слушающих и повинующихся.
Такие блаженства доступны каждому христианину.
Комментарий Баркли к Новому Завету
Комментарии на Откровение Иоанна, глава 1 [3]
На главную [4]