“Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе” (1Фес.5,16-18).
Мы слышали что, цель прихода Господа на эту землю — это распространять повсюду радость Божию. Еще до Рождества Господь настолько жаждал поскорее послать эту радость, что первым словом, которое Он сказал Марии, было: «Радуйся!» Мария приходит к Елизавете, и что происходит с Иоанном Крестителем? Он танцует от радости. Иисус не хотел ждать того момента, как Он будет лежать в яслях, чтобы передать эту радость, — и еще во чреве Марии Он передает эту радость.
Во время последней трапезы Иисус семь раз говорит о Духе Святом и семь раз — о радости. До последнего момента Он хранит эту тайну Своего сердца, и в это время произносит семь слов радости, как в Нагорной проповеди девять раз произносилось слово «Блаженны»…
«Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.”
«Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;»
«просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна».
От Иоанна Святое Благовествование Глава 16 стихи 1-33
«Сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость мою совершенную» (Иоанна 17:13)
Эта радость Господня такая сильная, это не ощущение, не эмоция, это ощущение Духа Святого. И когда Иисус говорит: «Я дам вам радость Свою», Он говорит: «Я дам вам радость — Духа Святого».
И Григорий Палама замечательно объясняет то, как Отец находит столько радости в Сыне Своем, и Сын находит столько радости и счастья в Отце: это взаимная радость перехода от одного к другому, потому что это любовь одного и другого: «Я становлюсь как Отец, а вся Моя радость — в Нем». И Отец будет так счастлив, что скажет мне и тебе — ты Моя радость. Каждый из нас становится радостью Отца, когда мы делаем Иисуса всей нашей радостью. Это не что иное, как дар Духа Святого, это самый большой подарок Божий. Именно поэтому в Пятидесятницу радость начала изливаться и передаваться. Но деяния апостолов не закончены, Евангелие не закончено, и вся история Церкви — это то место, из которого радость Божия изливается и дает радость этому миру. Миру, в котором нет ничего, кроме смерти и печали. И Церковь — как Дева Мария, потому что она несет в себе единственного Сына.
Радость передается, переходит от одного к другому, и мы видим это в жизни святых.
Никто так не счастлив, как святой. Это первая внешняя характеристика святых, — передающаяся радость, заразительная радость. Святые, которых мы считаем большими аскетами, настолько светились радостью, что, когда св. Антоний, один из первых пустынников, шел в Александрию, то это была катастрофа для всех юношей этого города, потому что все их невесты, когда видели Антония, влюблялись в него. Но на самом деле они влюблялись в Христа, Который давал эту радость Антонию. А когда св. Бернар ходил по Франции, матери забирали своих детей с улицы, потому что все мальчишки сразу же решали стать монахами, потому что они видели, что это дает столько радости.
И брак тоже может стать потрясающим источником радости. Я хочу процитировать св. Серафима Саровского, настоящего пророка радости нашего времени. Когда я еще пел, я был всегда рад, и тогда, когда я видел моих братьев грустными и усталыми, я старался развеселить их и рассказать что-то смешное, ибо радость убирает усталость — ту усталость, которая приносит печаль. Печаль — это самое страшное и плохое, как говорит св. Серафим. Нужно помогать духу человеческому держаться в радости перед лицом Божиим. И он говорил однажды, что есть источник этой радости. Когда его спросили, что значит быть в полноте радости, Серафим ответил: «Когда Дух Божий нисходит на человека и наполняет его Своей полнотой, душа наполняется этой удивительной радостью, ибо Дух Святой претворяет в радость все, чего Он касается. Наша печаль претворится в радость». Дай Духу Святому коснуться тебя. Все, чего Он касается — превращается в радость. У св. Серафима был такой взгляд, что невозможно было не радоваться. И если он мог каждому сказать «радость моя», то это потому, что еще раньше он сказал это Господу Иисусу Христу. Он получил этот взгляд Иисуса, который дает нам возможность видеть лучшее в каждом, самое прекрасное — в каждом, и я могу сказать каждому: «Ты — радость моя. Я делаю тебя моей радостью. Я знаю твои ошибки, твое несовершенство, я все это знаю, но ты — радость моя». И когда мы можем сказать это детям, супругам, родителям, друзьям — жизнь преображается. Мы начинаем видеть все самое лучшее в каждом. Смотреть, как Бог смотрит… И действительно, каждый становится нашей радостью, и мы живем от радости к радости. И в своем завещании Серафим скажет: «Благодарите Бога за все, будьте всегда радостны, наша радость от всех мелочей жизни претворится однажды в полноту». И он жил в ожидании полноты этой радости.
И еще одна потрясающая деталь из св. Паисия Величковского. Я хотел бы принести каждому человеку радость от Бога, и, пусть сегодня вечером каждый попросит для другого этот подарок: — «Дай мне этот дар нести каждому: семье, друзьям — всем, кто вокруг меня, дай мне принести им радость Божию». На своем смертном одре он сказал: «Для меня и для тебя это будет счастьем». И он умер с этими последними словами счастья. Это будет счастьем — увидеть Бога.
Св. Серафим назвал матерь Божию радостью всех радостей, и, когда он говорил, что она — ужас для демонов, это потому, что демоны ничего так не боятся, как радости Божией. И он говорил Марии: «Наполни мое сердце радостью, ибо Ты получила радость и можешь исцелять всякую печаль». И эта радость гораздо глубже, чем все испытания. Сатана будет работать, чтобы отобрать у вас вашу радость. Да будет ваша молитва радостью встречи с Богом.
Я хочу дать вам маленький ключик к каждодневной радости о. Александра Меня. Во всем, что он писал, он говорит, что нужно жить настоящим моментом. Я не могу стяжать радость Божию нигде, кроме как в настоящем моменте. Прошлое покоится в милосердии Божием, будущее еще сокрыто в руках Отца, и единственный момент, который принадлежит мне, в который я могу совершить что-то большое и прекрасное для радости Божией, когда я могу обрадовать Духа Святого, — это настоящий. Я могу обрадовать Духа Святого. Ап. Павел говорит, что Его можно опечалить. И если Его можно опечалить, значит, Его можно и обрадовать. Люди плохо понимают, насколько важен каждый момент, когда они начинают служить другим. Служить другим — это неисчерпаемый источник радости. Гораздо больше счастья отдавать, чем получать. Это слова Иисуса, записанные в Деяниях.
Мое благодарение Богу бесконечно. За радость, за страдания, за людей, за весь мир, ибо все — от Него. Когда я принимаю все из рук Божиих, даже страдания, как можно не быть счастливым? Когда я принимаю жизнь как дар Божий, имею глаза, чтобы видеть, ноги, чтобы бегать, — я благодарю Бога за каждое утро, когда я могу сам встать.
Переполнен ли я радостью от того, что я ребенок Божий? Наша жизнь очень слаба и хрупка, но это повод для того, чтобы жить каждую секунду, любить каждую секунду в полноте, потому что, может быть, завтра я буду на небе. И если св. Серафим был так радостен, когда он качался на качелях вместе с детьми, что епископы осуждали его, то он воистину ребенок. Чтобы быть всегда в этой радости, попросим у Господа сердце ребенка, и у нас будет эта радость, которую никто не сможет отнять у нас.
И однажды мы пойдем, чтобы передавать повсюду миру эту радость Духа Святого.
Свящ. Даниэль-Анж
Как вернуть Радость Жизни?
Какое счастье, когда ты ощущаешь радость, просыпаясь утром – наступил еще один прекрасный день моей жизни!
Какая радость, когда светит Солнце – столько света вокруг! Идет дождь – как замечательно чувствовать живительную влагу на лице. Все, что происходит вокруг Вас и в Вашей жизни – какая радость –осознание Я ЖИВУ!
Когда это состояние становится постоянным спутником нашей жизни – мы перемещаемся в пространство сознательного и веселого творения своей жизни.
Почему вдруг исчезает радость бытия?
Незаметно как вода сквозь песок уходит, унося вдохновение и гармонию, оставляя пустоту. Но, как говорится, «свято место пусто не бывает». Смутная тревога вкрадывается в душу, и следом за ней - сомнения и страхи. Жизненные обстоятельства, провоцирующие внутренний дискомфорт, у всех разные. Но причина, по которой мы становимся доступными для негативного влияния, одна – недоверие к себе и, следовательно, к БОГУ. Выпуская из сознания связующую божественную нить, мы теряем источник любви и блага, которыми щедро наделяет нас Господь. Мы чувствуем себя одинокими - но не Бог оставил нас, а мы покинули Его.
Мы можем и не заметить перемен, по-прежнему думать о Боге с трепетной любовью и обращаться к Нему в молитвах. А они остаются без ответа, ибо, мы не чувствуем былой радости и созидательной энергии, с которой преображали мир.
Очень важно уловить это состояние сразу и восстановить связь. В мудром безмолвии рождаются прозрения. Утверждения радости и любви наполняют сознание светом. Но что делать, если спасательный круг проплыл мимо, и состояние дискомфорта усугубляется? Где искать избавления, если надвигающиеся тучи предвещают шторм и духовные силы покидают нас?
Тьма отзывается на страх. Но в нашей душе всегда горит искра божественного света - и пусть она притянет наше сознание к себе. Путь к Богу – путь к себе.
Заниматься самоанализом в критической ситуации – безрассудно, ибо блуждание в лабиринтах ума отнимет драгоценное время. Согласно закону, энергия следует за мыслью, и поэтому мы будем лишь напрасно растрачивать ментальные силы. Нужно прозреть для истины.
Познание истины доступно разуму души. Своим мышлением человек может привязать себя к земному, если полагается на мир и его блага. Тогда на защиту личности встает эго, которое в напряженной борьбе расходует энергетический потенциал организма. Но только силами души прокладывается мост в Небесное Царство. Дух объединяет наши души своей божественной природой в единую мировую душу, где из субстанции любви формируется благо.
Возвращение к БОГУ помогает обрести внутреннюю опору, в основании которой - несокрушимая вера Богу и доверие к себе. Мы должны твердо верить в любовь Создателя к нам и в его заботу о нас. В единстве с Богом, мы не пойдем на дно. Пережив «девятый вал» испытаний, мы сможем выйти за пределы самих себя и по-новому возрадоваться всепобеждающей Истине. Именно в трудные минуты мы имеем возможность жить с большей осознанностью и интенсивностью.
Радость рождается в любви. Вспомните свое состояние влюбленности – ваша душа кружилась в танце. Вы знали, что любимы - и были счастливы. Так почему, принимая любовь от человека мы чувствуем себя на вершинах блаженства, но не умеем принять любовь Всевышнего и не стремимся осчастливить себя - наполнить светом и радостью свою жизнь? Почему мы настойчиво ищем счастья в окружающем мире и часто находим то, что приносит разочарования?
Доверять себе можно лишь в том случае, если мы любим и принимаем себя такими как есть, и возрастаем в своем сознании. Если мы не боимся ничего потерять, не оказываем сопротивление обстоятельствам, а, принимаем от Бога все с любовью, мы можем проявить в их преодолении творческий подход и созидательную силу.
Радость прибывает с нами, когда мы находимся в гармонии с собой и живем своей неповторимой жизнью. Любая искусственность звучит как фальшивая нота. казаться лучше других. В нас нет противоречий, и мы открыты для любви.
В радости мы не скованы, а свободны и пластичны. Мы целостны и духом, душой и телом. Просветленные руководством духа, наши мысли, эмоции, желания наполняют тело жизненной силой, и оно приобретает легкость и подвижность и живет в ритме танца. Значит, в нем нет места застою и болезням. Разум генерирует идеи, и творческая фантазия освобождает наше бытие от привычного и схематичного.
В отношениях с другими людьми всегда отражается то, как мы относимся к себе. Принимая себя как духовное существо и творческое выражение Божественного Разума, мы открываем канал всеобъемлющей любви, на которую отзывается мир и душа человека. Когда мы любим, мы наполнены энергией любви и испытываем чистую радость, делясь самым лучшим из того, что имеем. Исполняя духовный закон, приобретаем большее благо. Мы обогащаем свой внутренний мир красотой и величием, мудростью и талантами ближних, с которыми плывем в океане вселенского Разума на одном Божественном ковчеге.
В Свете Духа проявляется Любовь.
В Божественной любви – семена моей радости.
Работой души я взращиваю древо счастья.
Познание Духовных Законов стимулирует его рост.
***
Источник радости
Христос бытием своим творил чудо, счастьем своим, радостью своею. И это главное, что Он нам дает. Какие замечательные слова: «И не будет тебе солнце светить светом дневным, и сияние луны светить ночью, ибо Господь будет тебе вечным светом». Вот он, источник радости Христа. Вне времени, вне пространства, и в то же время, во времени и в пространстве светит благость Божия, любовь Божия всем нам. Кто это видит, бесконечно радуется, бесконечно умиляется, как Христос этой благости, и зажигает этой радостью других. Люди все время скорбят. День заканчивается, они скорбят, что день заканчивается. Ночь подходит к концу, они скорбят. Луна их ночью не радует, днем солнце не радует, потому что не чувствуют в этом бесконечный дар, бесконечную заботу, любящие, ласковые родительские руки. Как дать это почувствовать, чтобы мы наконец-то по-настоящему благословили время, благословили течение жизни с рождением и умиранием, с солнцем и дождем, так, как это благословлял Иисус? Благословлял течение жизни. А ведь это есть. Пусть мы это не чувствуем, но это же есть!
«Огонь принес я на землю, и как бы хотел я, чтобы он поскорее разгорелся!» Что это за огонь? Может быть, огонь радости?
Когда уже невозможно уныние, отчаяние, потому что ты чувствуешь Бога во всем. Тогда человек перестает быть маленьким, мелким, его не может зацепить ничто мелкое, мелкие мысли не поселяются в нем, он каждое мгновение живет, дышит любовью и отвечает любовью. А мы сплошь заполнены мелким, заполнены мелкими переживаниями, страхами. Одна причина у всего этого – мы в отрыве от Бога. Мы парадоксально Его не чувствуем. Удивительно, младенец в утробе матери, а матери не чувствует. Мы в утробе Бога, а Бога не чувствуем. Что это такое? Как это возможно? Я не понимаю. Наверное, это невозможно понять. Глупость нельзя понять, на то она и глупость. Человек, который является таким богачом, все время чувствует себя нищим. Все время грустит об уходящем, желая зацепиться хоть за что-нибудь. Дорогие мои, от этого не уменьшается любовь Божия, и не прекращает течь кровь через пуповину. Просто в какой-то момент у нас откроются глаза, и мы мелкое увидим, как мелкое, а великое, как великое. И отбросим мелкое, и наполнится жизнь великим, великой радостью. И тогда мы будем встречать каждое мгновение со слезами умиления и радости. Тогда мы будем все время встречать. Мы всю жизнь живем, провожая. А надо жить встречая. Обратите внимание, человек прожил жизнь, что он делает? Провожает жизнь, вместо того, чтобы встречать смерть. Понимаете? Человек живет спиной вперед и смотрит назад. А надо смотреть вперед, встречать все с радостью. Это «все» - божественное все. Оно само проявится, как только мы отбросим все мелкое. Отбросьте хоть что-нибудь мелкое. Если ты отбросишь одну мелкую мысль, то отбросишь и вторую, и третью. И в какой-то момент ты почувствуешь, что больше отбрасывать нечего, и вот тут ты поймешь, что все то время ты был с Богом, ты был в Боге. «Блаженны чистые сердцем, тии Бога узрят». И тут же бога узришь. Так будет. Аминь.
о.Илья Дорогойченко
***
Что такое радость, милый друг,
Это сердца тихий мирный стук,
Это чувства Божие в груди,
Радость нам всегда дана в пути.
Радость - это солнышка лучи,
Радость - это звездочки в ночи,
Радость - это искорки в глазах,
Радость - наш Господь живёт средь нас.
Радость - это лучший друг в пути,
С ней вдвоём так хорошо идти,
Без неё так грустно и темно,
С ней мне полнота и ясно всё.
Радость - это всё в моей душе,
Это - крик ребёнка на земле,
Это - сердце к сердцу навсегда,
Это - слышать: "Я люблю тебя!".
Радость — это радуги краса,
После холода — цветущая весна,
Это — вид подснежников в полях,
Это — соловьи в ночных садах.
На главную [2]