Так вступил Иорам на путь ученичества. Амон-Pa по своему опыту уже знал, что путь этот очень нелегкий. Но он также знал от Андрея, что по этому пути быстро, весело и плодотворно шагает только тот, кто умеет удивляться. Андрей объяснил ему секреты удивления. Однажды, когда они спускались по тропинке вниз, он вдруг остановил Амон-Pa и, указав пальцем на один ничем не отличающийся от других цветок, спросил:
— Ты видел такой цветок?
— Да, таких много на нашей тропинке! — ответил Амон-Ра.
— А что ты знаешь о нем?
Амон-Pa, кроме того, что такие цветы часто встречаются в горах, не смог ответить ничего внятного: он не знал ни названия цветка, ни чего-либо другого о нем.
— Обычный цветок! — сказал он еще раз.
— Запомни, мой мальчик, — произнес в ответ Андрей своим спокойным и ласковым голосом, — ни на земле, ни в ее глубинах, ни в лазоревых далях, ни в чужих странах, ни во всей Вселенной нет ничего, что могло бы быть обычным. Все, что нас окружает, все это — необычное! Люди, как правило, очень мало знают о том, что им кажется и что они называют обычным. И они не будут знать больше, пока не поймут, что вокруг все только необычное, исключительное, единственное и неповторимое. Неповторимо, необычно все: и ты, и эти облака, и этот день, и этот простой, невзрачный цветок! И он необычен и прекрасен тем, что больше нигде и никогда именно такого цветка не будет! Могут вырасти похожие на него цветы, но именно такого больше не будет!
— Но он совсем не удивляет меня, — непонимающе проговорил Амон-Ра.
— А почему он должен удивлять тебя? Удивляться и удивлять других — это свойство человека, а не цветка или какого-либо другого явления природы. Свойством же цветка является его необычность. Потому не цветок должен удивлять тебя, а ты должен научиться удивляться ему! А когда после долгих раздумий ты сумеешь открыть еще и его явные или скрытые особенности, то тогда ты должен научиться и восхищаться им! Если же ты не научишься удивляться, то ни в чем и не увидишь удивительного, а это значит, что ты не сумеешь ни во что углубляться, не сможешь познать суть данного явления. Знания, чуть задев, пройдут мимо тебя... А кто умеет удивляться, тот постигнет великую радость познания, и ему выпадет счастье переживать чувство восхищения!
Амон-Pa не сразу понял, к чему клонил учитель. Андрей присел на корточки рядом с цветком и повторил:
— Давай научимся удивляться. Удивляться — значит, диву даваться. В то время, когда человек удивляется, его устремленная душа принимает новый образ из внешнего мира и осознает его, пропускает через себя, начинает совсем по-другому оценивать, рассматривать, пробовать его, то есть осмысливать и познавать. Наши глаза замечают очень многое, но без удивления ни один предмет, который нас окружает, не откроется нашему сознанию, он не захочет даже приоткрыть нам ни одну из своих тайн.
Учитель сорвал цветок и протянул ученику.
— Однако научиться удивляться может только тот человек, который стремится познать Божью Мудрость! А она заключена во всем! И так как Божьей Мудрости нет конца, то и человек этот должен быть постоянно устремлен к познанию.
Амон-Pa внимательно слушал объяснения Андрея и рассматривал цветок. Затем он тихо сказал:
— Андрей, ты знаешь, что я очень хочу все знать. Но почему же тогда этот цветок не привлек мое внимание?
— Цветок как люди, — продолжал Андрей, — одни умеют привлекать к себе внимание, другие не умеют этого делать. Некоторые цветы своим ярким нарядом и великолепным благоуханием обращают на себя наше внимание, а некоторые, такие как этот — невзрачные и простые на первый взгляд, не умеют. И эти последние делают свое дело тихо и незаметно, в тени других цветов. Они, словно стесняясь кого-то и боясь привлечь к себе внимание прохожего, источают изысканно тонкий, но слабый аромат и имеют удивительно мягкие, прекрасные, но не всем заметные нежные краски. Эти цветы как бы прячутся в кустах и траве от постороннего взгляда. И чтобы их найти, различить среди высокой травы, деревьев или камней — нам даны глаза, дано чутье, дана мысль. В нас также есть и еще одна Высшая Сила, которая способна вобрать в единое целое всю нашу сущность — это есть воля, Божественная Сила. Если Светом Духа, Светом Разума направить эту Высшую Силу на познание чего-либо, то рано или поздно мы откроем тайны, которые станут знаниями. Мы должны ходить по Земле с постоянным переживанием чувства удивления, этого разведчика всего, что нас окружает. Тогда наши глаза станут зоркими, наше чутье станет обостренным, наш ум превратится в луч духа. Если воля соберет их вместе, объединит их деятельность и усилия, то тогда начнется Великое Познание Мира. Только тогда в цветке мы увидим и сможем познать все его необычные свойства, и это приведет нас к восхищению Высшей Мудростью Творца. Удивление — горный исток реки познания. Так же как с вершин снежных гор берут начало кристально чистые ручейки, которые потом сливаются вместе и образуют мощные потоки горных рек, а эти реки, в свою очередь, впадают в море, обогащая и очищая его, именно так, благодаря удивлению, зарождаются высшие, чистейшие потоки познания, которыми обогащается море человеческих знаний.
Отрывок из книги АМОН- Ш. А. Амонашвили
Полный текст по ссылке :
http://www.koob.ru/books/amon_... [2]
на главную [3]