, боялись ада, и чья совесть в конце концов обличала их, часто перед смер¬тью видели бесов, <...> современные же «просвещен¬ные» люди видят то, что согласуется с их комфорта¬бельной жизнью и убеждениями, исключающими страх ада и веру в бесов. В действительности сами бесы предлагают такие искушения, которые соответствуют духовному состоянию или ожиданиям умирающих». (Цит. по: о. Серафим (Роуз). Душа после смерти.— СПб., 1994, с. 44). — Здесь и далее примечания Редактора. 2 Речь идет о пребывании души после смерти и частного суда в аду. Необходимо отметить, что по Пре¬данию и учению Православной Церкви загробная жизнь, блаженная или в мучениях, зависит от нашей земной жизни. Души христиан, чья жизнь не принес¬ла плодов истинного покаяния, помещаются в ад, где их мучения могут быть облегчены или прощены по молитвам святых, оставшихся живых близких, по мо¬литвам Церкви. «В ад же временно поступают и те души христиан, впадших в смертные грехи, которые принесли покаяние, не отчаялись в своем спасении, но не успели принести плодов покаяния. В ад поступа¬ют и грешники, которых участь на частном суде окон¬чательно не решена. Заключенные здесь души пребы¬вают временно» до Страшного Суда, где состоится окончательный суд и определение участи всех людей. (Цит. по: монах Митрофан. Как живут наши умершие и как будем житъимы по смерти. — М., 2000, с. 332). Мучения осужденных душ отличаются от тех, чья участь не определена. Внутреннее, духовное мучение душ состояния нерешенного растворяется надеждою на Бога, Который не хочет смерти и погибели греш¬ных; эти души признают и в аду себя невинными и пе¬ред именем Иисуса Христа наравне со всеми жителя¬ми Рая преклоняют свои колена, и тем самым все бо¬лее и более принимают в себя врачующую немоществу-ющее и восполняющую недостающее благодать. По¬этому нельзя сказать, что души состояния нерешен¬ного удалены совершенно от Бога, как удалены от Него осужденные за неверие. Души, низверженные в ад за открытую хулу на Бога как неверные, не испове¬дают Господа Иисуса Христа как Спасителя и Бога Ис¬тинного. 3 В православном догматическом богословии про¬хождение через воздушные мытарства считается сту¬пенью частного суда, посредством которого решает¬ся участь души до Страшного Суда. Предание сообща¬ет нам учение о мытарствах в различных образах, но существенно то, что есть в действительности истяза¬ние бесами, которые предъявляют душе ее грехи и пы¬таются вырвать ее у ангелов; и все это происходит в воздухе над нами, и может быть увидено теми, чьи ду¬ховные очи открыты. (Об этом см.: свт. Игнатий Брян-чанинов. Слово о смерти; о. Серафим Роуз. Указ. соч). 4 По учению Православной Церкви христиане участвуют в таинстве исповеди с семи лет. 5 Брак, по учению Православной Церкви, есть соединение мужчины и женщины в любви с целью создания семьи. Случайная связь, в которую вступают люди для удовлетворения похоти, есть блуд. Никакого автома¬тического превращения «двух в одно» не происходит. «Двое во едину плоть» — духовный процесс, для кото¬рого потребны содействие Божественной благодати и напряжение всех духовных сил супругов на протя¬жении всей жизни. 6 Предание Православной Церкви учит, что для души человека после смерти и до Страшного Суда воз¬можны только два состояния: пребывание либо в аду, либо в раю. Явление душ умерших происходит либо по про¬мыслу Божию, например, явление души пророка Са¬муила царю Саулу (см. 1 Цар. 28: 8-20), либо есть бе¬совское обольщение. 7 Состоявшийся в августе 2000 года Юбилейный Освященный Архиерейский Собор Русской Право¬славной Церкви определил: «Прославить как страсто¬терпцев в сонме новомучеников и исповедников Рос¬сийских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжон Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В после¬днем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воп¬лотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страда¬ниях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученичес¬кой кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года был явлен побеждающий зло свет Христо¬вой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смер¬ти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке». 293 Это определение отличается от принятого в Рус¬ской Православной Церкви за рубежом почитания Царя и его Семьи как мучеников, за Россию постра¬давших. 8 По учению св. Макария Александрийского и др. прпп. и свв., душа после смерти в третий день возно¬сится на небо, проходя мытарства, и является к Богу для поклонения. После поклонения Богу повелевает¬ся показать душе различные обители святых и красоту Рая. Это продолжается шесть дней. «Созерцая же все сие, душа изменяется и забывает скорбь свою, которую имела, будучи в теле. Но если она виновна в грехах, то скорбит, видя жизнь святых, о своей беспечности, о том что не узнала Бога как должно при жизни. На девятый день от своего разлучения с телом душе повелевается узреть ад и его муки. В продолжение 30 дней душа во¬дится по аду. Наконец, в 40 день над душой происходит частный суд, где определяется участь дупл! в загробной жизни до Страшного Суда». (См.: монах Митрофан. Указ, соч.; свт. Игнатий Брянчанинов. Указ. соч). 9 Персонаж детективных романов Рекса Стаута, частный детектив, коллекционирующий редкие виды орхидей. 10 В аду находятся до времени предназначенные ко спасению. Находятся сейчас, как находились и прежде те, к которым по смерти сходил в ад Иоанн Предтеча для проповеди о пришедшем на землю Спа¬сителе. Православная Церковь поет в тропаре, в честь него написанном: «Память праведного с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показа бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповедан¬ного. Тем же за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость». 11 Сам Иисус Христос сошел в ад к грешным ду¬шам Своею Божественной душою и пребывал там трид-невно до Воскресения. Как пишет св. Иоанн Дамаскин: «Обоженная душа (Иисуса Христа) низошла во ад, дабы как на земле Солнце правды воссияло, так и под землею свет озарил седящих во тьме и сени смертной; дабы как на земле Христос благовестил мир, пленным отпущение и слепым прозрение, <...> так и во аде, <...> и таким образом разрешив окованных от века, нако¬нец воскрес из мертвых, показав нам путь ко спасе¬нию». (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, кн. 3, гл. 29).
На главную [2]